Героико-патриотическое воспитание в контексте региональных традиций


ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
В.В.ПутинВоспитание любви к Отчизне начинается с воспитания любви к своей малой Родине. Хранить историю и культуру края, чтить память о героях родной земли, павших за её свободу в сражениях Великой Отечественной войны, является приоритетной задачей в деле воспитания подрастающего поколения.
Все мы помним, как в недавнем прошлом глубокой эрозии подверглись такие ценности как патриотизм, верность героическим традициям, честь, долг, достоинство, любовь к Родине, почитание старших, уважение к людям в форме.
В настоящий момент правительством уделяется большое внимание проблеме воспитания подрастающего поколения как гражданина и патриота своей страны, готового и способного отстаивать её интересы.
На совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодёжи президентом страны были озвучены основные тезисы, касающиеся героико-патриотического воспитания подрастающего поколения.
- Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. (В.В.Путин. Речь на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодёжи. Краснодар, 2012)Мы живем на земле Волгоградской. Земле, каждый клочок которой полит святой кровью защищавших её героев. Тем актуальнее для нас становится тема героико-патриотического воспитания.
Волгоград – город, взрастивший не только героев Великой Отечественной, но и Афганской, Чеченской войн. Героев, павших уже и в мирное время, ценой своей жизни спасая от гибели простых людей. Именно на примере их безграничного мужества и великой любви к своей Родине и людям, нужно воспитывать современных юношей и девушек, прививая им основные жизненные ценности нашего общества.
Все это и обозначило актуальность работы, которую я провожу на уроках физической культуры по формированию героико-патриотических настроений среди школьников.
Целью моей работы является формирование ценностного отношения к своему Отечеству, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию России и готовность к ее защите.
На пути к осуществлению цели мной определены следующие задачи:
- формировать у школьников морально-психологическую и физическую готовность к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины;
- прививать уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре нашего края;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, готовить к выполнению социальной роли гражданина России;
В соответствии с учебным планом занятия по героико-патриотическому воспитанию проводятся как во время урочной, так и неурочной деятельности. Ряд занятий проводится во взаимодействии с классными руководителями и учителями-предметниками гуманитарного цикла. Так, большое значение при формировании героико-патриотических настроений у учащихся имеет эмоциональная составляющая.
В соответствии с этим, вместе с учениками мы подготовили к 73 – летию победы в Сталинградском сражении хореографическую композицию «Память», посвящённую юношам и девушкам, защищавшим в далеких 40-х Сталинград от немецко-фашистских захватчиков. При подготовке этой композиции была использована музыка советских композиторов, а также отрывки из классических произведений и кинофильмов о Великой Отечественной войне. Закадрово звучали стихи О. Берггольц, В.Бокова, М.Агашиной, Е.Долматовского, А.Суркова, Р.Рождественского и др.:
Сталинград! Сталинград!
Бой и ночью, и днём,
Всюду дым, всюду гарь,
Полыхает огнём
Сорок третьего года январь!
Но ни шагу назад,
Повернём время вспять,
Дорогой Сталинград,
Будем насмерть стоять
За тебя, за тебя,
За тебя, Сталинград!
Традиционно, в феврале, когда отмечается годовщина победы над фашистами под Сталинградом, каждый урок физкультуры я посвящаю какому-либо событию этого времени.
К примеру, соревнования «Будем достойны имени твоего, герой». Перед ребятами ставится цель – во время состязаний, проявлять максимум стойкости и воли к победе. Награда за победу в таких соревнованиях – водружение в конце урока спортивного флага в честь погибших за Сталинград.
Но героический подвиг Сталинграда – это не только сражения на поле битвы. Героями навеки в наших сердцах запечатлены имена погибших в мирное время. Это офицер Сергей Солнечников, ценой своей жизни спасший подчинённых ему солдат при взрыве боевой гранаты и сотрудник полиции Дмитрий Маковкин. Во время теракта на железнодорожном вокзале он заслонил собой шахидку и сохранил этим не одну жизнь.
Памяти этих ребят проводятся ежегодные спортивные состязания по волейболу и баскетболу. Перед началом каждого из таких соревнований – звучат слова благодарности, проходит минута молчания. Предваряют состязания – классные часы, посвященные жизни и подвигу героев.
Помимо этого, запланированы и проводятся экскурсии в воинскую часть, организуются встречи с участниками локальных конфликтов и ветеранами Сталинградской битвы:
Акция встреча « Не стареют душой ветераны»
Акция – участие « Помоги памятникам Отечества»
Уроки мужества: « Сирень Победы», «Мой город – года над тобою не властны» (по местам боевой и трудовой славы Волгограда), «Солдатское поле» и т.д.
Традиционно организуются поездки в город-герой Волгоград. Для того чтобы эти поездки были эффективными и содержательно наполненными, мы подготовили группу старшеклассников – экскурсоводов, которые знакомят учащихся во время поездки с историческим прошлым Царицына-Сталинграда-Волгограда.
Помимо этого, как классный руководитель, я стараюсь уделять большое внимание участию детей в городских и школьных мероприятиях, таких как:
Фестиваль инсценировки - конкурс ритмической гимнастики «Победе посвящается», выставки рисунка « Мы – наследники Победы», конкурс-инсценировка патриотической песни, смотр строя и песни.
Кроме этого, мной разработаны и систематически проводятся классные часы и внеклассные мероприятия на героико-патриотическую тему:
«Высота 102 – ни шагу назад!»
«Панорама Сталинграда – наше прошлое, наше настоящее»
«Будем сильными, смелыми, ловкими – для защиты родной стороны»
«Герои спортсмены Волгоградской области»
«Ты живешь на земле Волгоградской – сбереги и приумножь её славу!»
С целью формирования у старшеклассников морально-психологической и физической готовности к службе в армии, организован школьный военно-спортивный клуб «Россиянин». На занятиях клуба проходит патриотическая, начально-военная и физическая подготовка. Юноши в комплексе «физическое + нравственное» готовятся к защите родного края, родной страны.
Таким образом, дух Сталинграда и его воплощение в различных формах патриотического воспитания должны научить молодежь тому особому свойству концентрироваться, сосредоточиваться, которое так нужно сегодня и которое всегда было свойственно России в наиболее трудные для нее периоды истории. (Кусмарцев, 2012:3)
«Когда Он умирал под Сталинградом,
Двадцатый век стоял понуро рядом
И принимал в суровый час прощанья
Написанное кровью завещанье:
"Я завещаю всё, что уцелело, –
Свою мечту, душа с которой пела,
Свою любовь, светившую в ненастье,
Тебе, двадцатый, может быть, на счастье.
Впредь не позорь судьбу свою земную,
Не поджигай планету голубую.
Останови враждующие кланы,
Поставь для войн надёжные капканы!
Да не забудь и мне доставить радость,
Уважив незатейливую слабость:
Нарви цветов, шагая мирным садом,
Тому, кто умирал под Сталинградом." (М.Ромашкинская)
Литература
Кусмарцев М.Б. Духовно-ценностное наследие Сталинградской победы – источник патриотического воспитания молодежи // Сталинградская битва: взгляд через 65 лет : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 1 – 2 февр. 2008 г. Волгоград, 2008