Реферат по методике преподавания английского языка Критерии анализа зарубежных и отечественных УМК


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Методика обучения иностранному языку»
По теме:
«Критерии анализа зарубежных и отечественных УМК»
Исполнитель:
Матыцына Татьяна Эдуардовна
ФИО
Москва 2016 год
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc466827302 \h 31. Критерии анализа зарубежных и отечественных УМК PAGEREF _Toc466827303 \h 41.1 Учебник в условиях вариативной системы образования PAGEREF _Toc466827304 \h 41.2 Умения, необходимые учителю для выбора УМК PAGEREF _Toc466827305 \h 71.3 Принципы выбора УМК в соответствии с критериями анализа PAGEREF _Toc466827306 \h 10Заключение PAGEREF _Toc466827307 \h 13Список литературы PAGEREF _Toc466827308 \h 15ВведениеСегодня различные издательства предлагают обширный перечень учебников. С одной стороны, хорошо, что есть выбор, с другой стороны, необходимо знать критерии, которыми должен руководствоваться учитель при выборе основного средства обучения.
К основным средствам обучения Е. Н. Соловова относит УМК, а не просто учебник. Автор отмечает, что состав современных отечественных и зарубежных учебников может незначительно варьироваться, «но если этот УМК претендует на эпитет «современный», то у него должна быть определенная инвариантная часть», в которую входят, в первую очередь, книга для учащихся, т.е. учебник, аудиокассеты и книга для учителя.
И. Л. Бим считает, что при выборе УМК учитель должен учитывать особенности образовательного учреждения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которых обучает учитель, уровень профессионализма педагога.
Отобранный УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать как реалии страны изучаемого языка, так и реалии нашей страны».
Е. Н. Соловова считает, что при выборе УМК должен соблюдаться принцип преемственности между школами в рамках города, района, области, чтобы ребенок не испытывал трудностей в изучении иностранного языка при переезде или переходе в другую школу. Поэтому выбор УМК «является прерогативой не только самого учителя, но и школы».1. Критерии анализа зарубежных и отечественных УМК1.1 Учебник в условиях вариативной системы образованияОпределяя учебник как основное средство и компонент учебного процесса, Якушев М. В. отмечает: «В последние годы получили распространение параллельные и альтернативные учебники. Под параллельными мы понимаем учебники, изданные в нашей стране разными коллективами авторов для определенной ступени (этапа, года) обучения». Эти учебники, соответствуя, в основном, программе обучения, отличаются, по мнению автора, по содержанию и методическому построению (распределению материала, соотношению видов речевой деятельности (ВРД), системе упражнений и т.д.). К подобным учебникам можно отнести “Spotlight” (Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.), “Forward” (Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд), “English” (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.Н. и др.), “Favourite” (Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В.) и др.Альтернативными учебниками автор называет аутентичные учебники, издаваемые в стране изучаемого языка. К ним можно отнести “English Vocabulary in Use" (Stuart Redman, Michael McCarthy), “Excellent” (Anne Worrall, Cheryl Bradshaw, Carolyn Bradshaw, Diana Webster, Jill Hadfield), “New Chatterbox” (Strange D.), “English Together” ( Diana Webster, Anne Worrall),  “New Snapshot” ( Brian Abbs, Chris Barker, Ingrid Freebairn, Lindsay White), “Opportunities” (Amanda Maris, Michael Dean, Olivia Johnston, Michael Harris) и др.
Анализируя альтернативные учебники, Якушев М. В. Отмечает, что «эти УМК преследуют иные цели, имеют специфическое содержание, реализуют другие методы обучения. Несмотря на то, что некоторые из них получили одобрение экспертного совета Минобразования России и, не отрицая их положительных свойств и широких возможностей эффективного применения в учебном процессе, следует все же указать на необходимость анализа и критической оценки аутентичных УИЯ, поскольку они не ориентированы на русскоязычных учащихся, не учитывают трудности в понимании ИЯ и культуры, особенности мировосприятия и менталитета». Таким образом, они не полностью отвечают требованиям, предложенным российскими учеными к выбору УМК.
Многие ученые сходятся во мнении, что, несмотря на многочисленные достоинства, зарубежные учебники не могут заменить отечественные УМК по нескольким причинам:
во всех зарубежных учебниках нет тематической соотнесенности с государственными программами и образовательными стандартами России; 
не всегда прослеживается четкая система работы над лексикой, особенно на этапе тренировки; 
работа над текстом часто ограничивается уровнем навыков и не выводится в речь; 
нет опоры на родной язык; 
мало страноведческой информации в контексте диалога культур; 
мало художественных текстов по проблемам молодежи; 
не формируется целенаправленно рефлексия, не предусмотрено промежуточное подведение итогов, поэтому учителю самому приходится разрабатывать тесты, подбирать материалы для контрольных работ и т.д. 
1.2 Умения, необходимые учителю для выбора УМКЯкушев М. В. считает, что «знание учебников и учебно-методических комплексов, умения обоснованного выбора учебников и учебно-методических комплексов, используемых педагогом, однозначно признаются составляющей профессионально-методической подготовки», особенно в условиях альтернативной образовательной системы. Под умением анализировать учебные пособия автор подразумевает комплекс умений:
выделение объектов изучения;
выявление заложенной системы обучения;
определение существенных признаков и свойств учебника, его достоинств и недостатков;
особенности организации учебного материала;
определение соответствия учебной программе, этапу обучения, уровню обученности;
уяснение эффективности предлагаемого пути и возможных трудностей усвоения материала.
Автор конкретизирует умения, которыми должен владеть учитель для выбора УМК. Учитель, считает он, должен владеть следующими умениями анализа УМК:
умение ориентироваться в составе УМК и определять оптимальность использования средств обучения, место и значение каждого компонента;
умение определить преемственность компонентов УМК на протяжении всего периода обучения;
умение оценить пригодность учебника, исходя из внешних условий обучения (сетка часов, требования программы...);
умение определить соответствие учебного материала контингенту учащихся (состав группы, этап обучения и уровень обученности, возрастные особенности…);
умение определить заложенные в учебнике ведущие способы взаимодействия;
умение установить, в какой мере учебник развивает самостоятельность и умение учиться, демонстрирует способы деятельности и способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся;
умение выявить принципы и рациональность методической организации и прогрессии материала; – умение критически оценить содержательную сторону текстов и учебный материал с целью выявления их образовательных и развивающих возможностей (мотивация, учет потребностей, актуальность информации, культурологическая и ком- муникативная ценность, аутентичность ...);
умение определить дидактическую нагрузку иллюстративного материала, оценить, насколько оформление учебника облегчает усвоение материала и стимулирует и развивает обучающихся;
умение определить соотношение ВРД и преемственность в развитии навыков и умений; – умение определить цель УИЯ и возможность ее достижения; – умение определить соответствие методической концепции авторов приоритетному направлению в методике и закономерностям обучения ИЯ;
умение выявить степень программирования учебного процесса, действий учителя и учащихся, возможности педагогической импровизации; – умение выявить образовательную ценность учебника и методический замысел авторов, способы и ясность его представления для обучающихся;
умение анализа методической структуры урока (параграфа), выявления его разделов и назначения каждого этапа;
умение оценить способы представления и приемы работы над грамматикой;
умение определить иерархию предлагаемых типов упражнений, оценить их соотношение и последовательность для развития коммуникативных способностей;
умение адекватно выбрать объекты и параметры анализа в соответствии с его задачами, формулировать значимые критерии оценки учебного материала.
Якушев М. В. придает большое значение анализу учебника и его эффективного использования действиям, направленным "на сравнение и сопоставление содержания и структуры разных учебников, на доработку учебного материала».
1.3 Принципы выбора УМК в соответствии с критериями анализаСоловова Е. Н., говоря о достаточно большом количестве УМК, отмечает, что при выборе базового курса обучения основными принципами выбора УМК, можно назвать следующие:
является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;
соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;
соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;
развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;
доступен ли данный курс учителю и ученикам.
Современный учебник, считают И. Л., Бим, О.В. Афанасьева и О.А. Радченко, «должен учитывать положительные тенденции в отечественной и зарубежной методике обучения ИЯ». И. Л. Бим считает важными критериями выбора УМК с точки зрения функционального назначения, следующие характеристики инвариантной части УМК:
соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК); 
целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника); 
ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности); 
мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника). 
Критерии анализа, по мнению Якушева М. В., для адекватного выбора учебника и эффективной работы с предложенным в нем учебным материалом должны быть следующие:
соответствие внешним условиям обучения (требованиям Госстандарта, учебному плану, сетке часов, тематике, возможности применения всех, включенных в УМК средств обучения, доступности цены учебника, реализации приоритетной педагогической концепции и т.д.), возможности полноценного использования данного УМК в обучении;
соответствие учебника программным требованиям к целеполаганию - развитию коммуникативной компетенции учащихся и возможности реализации практической цели обучения в учебнике;
соответствие предлагаемого учебного материала и способов его усвоения с внутренними условиями обучения (групповыми особенностями: возрастом, составом группы, этапом обучения и уровнем владения языком, интеллектуальным развитием учащихся, преобладающим типом усвоения в группе, развивающими возможностями учебника и т.д.) и его актуальность для учащихся.
соответствие программным требованиям оформления учебника, его ценности с точки зрения мотивации обучаемых и подкрепления процесса усвоения.
аутентичность текстов, упражнений, грамматики, прогрессии учебного материала, урока и оформления учебника с точки зрения методической ориентации авторов учебника.
соответствие программным требованиям методов обучения иностранному языку и эффективность использования метода обучения, лежащего в основе учебника иностранного языка, в заданной аудитории.
соответствие программным требованиям принципов методической организации материала и основ учебной прогрессии, степень их рациональности.
соответствие программным требованиям структуры урока, последовательности этапов занятия и видов учебного взаимодействия.
соответствие программным требованиям системы упражнений, последовательности, типов и видов упражнений, их соотношение и разнообразие форм учебного взаимодействия.
соответствие программным требованиям языкового наполнения учебника с позиций их аутентичности, личностной и функциональной значимости, страноведческой и культурноспецифической направленности, разнообразия.
ЗаключениеПедагог современной школы должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к нему ФГОС нового поколения.
«Компетентный педагог выбирает программы, учебники и учебно - методические комплекты обоснованно, может сравнивать программы, учебники и учебно-методические комплекты между собой, видит их сильные стороны и ограничения».
Поэтому, очевидно педагог должен владеть критериями анализа предлагаемых рынком УМК. Сегодня из большого перечня практики выделяют следующие основные критерии анализа:
1. Содержание учебника ориентировано на учащихся, удовлетворяет возможностям и потребностям обучаемых.
2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучаемых, в том числе на навыки и умения в родном языке.
3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.
4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.
5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.
6. Разнообразие видов текстов.
7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.
8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.
9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.
10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.
11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).
12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.
13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.
14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.
15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение.
Список литературыБим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка - Иностранный язык в школе. - 1999. - № 6. - С. 13
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников:- М., 2010 178 с.
Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Якушев М. В. Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка - ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2004
Якушев М. В. Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с.