Устный журнал «Праздник славянской письменности и культуры»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. К.Х. ШОБОЕВА
Устный журнал «Праздник славянской письменности и культуры»
Провели: Абзаева Л.Н. и Багаева Т.Д.,
учителя русского языка и литературы.
с. Ахины, 2016
Праздник славянской письменности и культуры
Цель: познакомить с историей создания славянской азбуки, научить работать с научно-популярными и художественными изданиями, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи.
Оборудование: презентация по теме мероприятия, плакаты с высказываниями Д.С. Лихачёва:
«Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память».
« Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой».
Ход мероприятия
Наш устный журнал мы посвящаем Празднику славянской письменности, который ежегодно отмечается 24 мая в России и других славянских странах. И в нашей школе в конце учебного года традиционно отмечается этот праздник в средних классах.
1-й ведущий: Итак, открываем нашу первую «страницу». Трудно в наше время представить себе жизнь без письменности. Кто-то может подумать про себя: « Ну и что же , если исчезнет письменность, не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать устно». Но тогда должны исчезнуть книги, библиотеки, почтовые отделения, карточки в регистратуре поликлиники и т.д., и т.д. Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без неё?»
2-й ведущий: Но как же были изобретены буквы? Что об этом известно людям? Дорога к письменности была долгой и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Но в некоторых пещерах жили медведи. Люди стали вытеснять их из пещер, увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Появилось рисуночное письмо
3-й ведущий: Постепенно рисунки стали заменяться всё новыми и новыми символами слов. Так у древних народов зарождалась письменность, у каждого своя, не похожая на других. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, скале, на доске – о бумаге и речи не было. Переносить на расстояние такие письма тоже было неудобно. И тогда некоторые народы придумали … узелковое письмо.
( Ведущий достаёт бечёвку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков)
«Узелковое письмо» было и у славян. Правда, этой грамотой владели единицы – избранные люди, волхвы, кудесники.
Вторая страница «Обучение Кирилла»
4-й ведущий: В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата – учёных монаха- составили славянский алфавит. Часть букв они взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. До этого у славян не было единой письменности.
5-й ведущий: Братья Константин и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Константин стал посещать школу в 8-летнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счёт, овладевал верховой ездой, воинскими приёмами. Но любимым занятием было чтение книг.
Сценка «Константин и приезжий человек»
Константин: Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.
Приезжий человек: Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латынь. Мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и приехал в этот незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учёными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше учить ни грамматике, ни другим наукам.
Константин: И всё я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.
Приезжий человек: Попробуй, только я тебе не помощник.
( Уходят, потом вместе возвращаются)
1-й ведущий: Через год приезжий вновь повстречал на улице Константина.
Приезжий человек: Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или ты уже забыл о своём желании?
Константин: Я не забыл, но теперь я сам изучаю латинский язык.
Приезжий человек: Как можно научиться незнакомому языку?
Константин: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латинском и, сопоставляя фразы, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.
(Уходят)
3-я страница – «Создание славянской письменности»
6-й ведущий: Недолго Кирилл-Константин преподавал в университете. Хорошо знавший не только греческий, арабский, латинский языки, но язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправляется в монастырь к своему старшему брату Мефодию, который, как их отец, посвятил свою жизнь военному делу. Честный и прямодушный, он отказался усмирять славян, ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян.
4-я страница- «Просвещение моравских славян»
7-й ведущий: 24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. После создания азбуки они приступили к переводу церковных книг на язык славян. Работали с раннего утра до поздней ночи.
1-й ведущий: В том же году братья с созданной азбукой и готовыми переводами прибыли в Моравию, где в течение трёх лет просвещали славян. В 868 году римский папа пригласил братьев в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян скончался.
2-й ведущий: Мефодий стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжил просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года скончался и Мефодий.
3-й ведущий: Вскоре после смерти братьев папа римский запретил изучений славянского языка. Около 200 просветителей, учеников Кирилла и Мефодия, были изгнаны из Велеграда. Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали людей. Так дело братьев прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.
3-й ведущий: В988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник центр книжной культуры, которая соединила Русь с европейской цивилизацией. Так на исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.
5-я страница «Изменение славянского алфавита»
4-й ведущий: Буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё начертание и значение. Одни исчезали, другие появлялись. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семисот лет. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили и о том, что буква должна быть красивой, чтобы человек сразу захотел овладеть письмом. После в алфавит были внесены некоторые изменения. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.