Митрополит Агафангел — вестник любви на Нарымской земле


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
«СВЕТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЫ»
Митрополит Агафангел – вестник любви
на
Нарымской земле
Тематическое направление:
«1917-2017: уроки столетия. Православная церковь перед лицом гонений»
Выполнила.
Худорожкова Нина, 5 В класс,
МАОУ СОШ № 12
Руководитель:
Карташова Галина Ивановна,
учитель литературы
ТОМСК 2017
    Цель работы: знакомство с судьбой новомученика священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского)
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Понять, в чём находил он силы, чтобы нести свой тяжёлый крест;
Подготовить материалы для выступления.
Актуальность: 70 лет длился период молчания о судьбе Русской Православной Церкви, о трагедиях её членов. Сейчас необходимо восполнить этот пробел в истории нашей страны.
Гипотеза: Вера сильней страха смерти.
 В селе Мочилы, Тульской губернии (в настоящее время Серебряно-Прудский район Московской области), в семье сельского священника в 1854 году родился мальчик. Его крестили в честь благоверного князя Александра Невского –Александром. Родители Саши, священник Лаврентий Иванович Преображенский и Анна Ивановна жили как и все сельское духовенство того времени: воспитывали детей в смирении и послушании, вели домашнее хозяйство, служили Богу и людям. Для маленького Саши отец был примером для подражания – мальчик с детства хотел стать священником. Первое образование Саша получил дома, под руководством родителей. Все дети в семье воспитывались в благочестии, в любви и уважении к родителям и друг к другу.
Вечер. В низеньком домишке Лампа весело горит;
 У стола, склонившись к книжке,
 Мальчик маленький сидит.
 Он усердно вслух читает,
 А на лавке рядом дед,
Наклонясь к нему, внимает,
Сам он стар, и слеп, и сед.
Мать, оставя труд прилежный,
Подошла из уголка
И глядит с любовью нежной
На разумного сынка.
А отец всем сердцем Бога
За него благодарит, —
Этот сын семье их много
Светлой радости дарит.
Он в их сердце зажигает
Луч надежды золотой
Веру в счастье укрепляет
И дает душе покой.
   Маленький Саша был отрадой своих родителей. В возрасте  13 лет он поступил в Веневское духовное училище, начав свой путь к священническому служению. Из сохранившихся писем видно, как заботились родители о детях, помогали им материально, поддерживали морально. Саша учился легко и без принуждения, стараясь не огорчать своих родителей. Обучаясь  в Тульской духовной семинарии, Александр решил остаться на стезе служения Богу и в 1877 году поступил в Московскую Духовную Академию.
Годы  обучения были заполнены серьезным изучением богословских наук, размышлениями о дальнейшем служении Церкви. Александр получил должность помощника смотрителя Скопинского духовного училища, женился, его жизнь  шла ровно и спокойно.  Но вскоре году ему суждено было пережить большое горе – умирают его жена и маленький ребенок. Потом, в дальнейшей жизни скорбей будет много: ссылки, тюрьмы, унижения. Это будет потом, в более зрелые годы, а сейчас смерть жены стала для молодого человека сокрушительным ударом. Трагедия принесла чувство безысходности, пустоты, сиротства.
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
     Этот период был очень непростым для Александра Преображенского. И вдруг среди мрака и отчаяния забрезжил свет. «Я уразумел особенное звание Божие. И вот блеснул забытый в суетах жизни, заслоненный лживыми образами мира, но никогда не угасающий свет Христов и осветил мои думы, мои чувства, мои страдания…Тогда, преклонясь перед неисповедимою волею Божиею, я поспешил оставить мир, взять свой крест, и приобщиться к лику иноческому».
   В возрасте 31 года  Александр  Преображенский принимает монашеский постриг с именем Агафангел. Позднее было много дел на ниве служения – Томск, Иркутск, Тобольск. Где бы ни оказался святитель, везде он заботился о людях — помогал священникам, семинаристам, любил молодежь. Он говорил: «Поистине блаженна пора молодости. Пора эта – пора  надежд».
      Его духовные дети  тоже любили своего наставника. За четыре года служения на Тобольской кафедре святитель Агафангел зарекомендовал себя как деятельный правящий архиерей, широко образованный и неординарно мыслящий епископ.
Вы приносите мир,
Вы не ищете славы,
Ваши речи с амвона –
Живая вода,
Вы под сводами храма
Незыблемо правы,
И мы знаем –
Вы правы всегда.
Томск — в начале пути
Начало священнического и монашеского служения будущего митрополита ознаменовалось поездкой в Сибирь в 1886 году. Первым принявшим его городом стал Томск. Тогда это была хорошая поездка, для блага Церкви он был назначен инспектором Томской Духовной семинарии. В то время семинария была одной из крупнейших в стране, с большим комплексом зданий, прекрасными преподавателями, отсюда выходили высокообразованные и крепкие в вере выпускники. Затем отъезд в Иркутскую семинарию. Уже через четыре года после монашеского пострига в возрасте всего 35 лет он стал епископом: сначала в Иркутске, потом в Тобольске. Затем, спустя несколько лет, уже в качестве архиепископа он служил на западе Российской империи и Прибалтике. В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. «Владыка — бессребреник, добрая душа». — пишут в воспоминаниях о нем. Он был удивительно милосердным: на церковные праздники он из собственных средств оплачивал до тысячи обедов нищим и беднейшим жителям.
Уже тогда митрополит Агафангел был очень значимым человеком в Церкви: новоизбранный патриарх Тихон очень ценил его, и митрополит был постоянным членом Священного Синода (особое церковное собрание, которое управляет всей Русской Православной Церковью). Когда в 1922 году Святейший Патриарх Тихон был арестован, то он вызвал в Москву из Ярославля митрополита Агафангела и поручил ему временно осуществлять обязанности Патриарха. Но светские власти не позволили митрополиту Агафангелу выехать из Ярославля. Тяжелые времена переживало не только наше государство, но и Церковь: многие проблемы были политическими. Митрополит Агафангел всегда старался хранить мир и следовать за Христом. "Церковь должна держаться вне партии и вне политики», — сказал он, когда его попытались втянуть в конфликт. Сразу же за этим последовали обыск и арест.
В ссылку в Нарым
Сначала был домашний арест в Спасском монастыре города Ярославля. Здесь его даже не пускали в храм на богослужение. Каждый день у входа в келью владыки собирались сотни верующих, которые требовали выпустить его или хотя бы разрешить людям взять у него благословение. Власти опасались народных волнений и перевели митрополита Агафангела в одиночную камеру Ярославской тюрьмы, где он пробыл три месяца.
25 ноября 1922 года владыка Агафангел был обвинен в антисоветской деятельности и осужден на три года ссылки в Нарымский край. Старенький (68 лет), тяжело больной (он страдал от порока сердца и от приступов удушья), очень пострадавший во время заключения в тюрьме, 28 декабря 1922 года вместе с преступниками и уголовниками митрополит был отправлен в Нарымский край. Многие желали ему смерти: он был вынужден даже письменно просить выдать ему теплые вещи, ведь без них зимой в Нарыме — верная смерть. Так, спустя почти 40 лет, владыка Агафангел снова отправился в Сибирь. На этот раз в место мученичества и страданий.
До 1926 года митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) был в ссылке в Колпашево, где ему было запрещено совершать богослужения. Но запретить человеку творить добро и дела любви невозможно. Владыка никогда не падал духом, кротко переносил все страдания и невзгоды и даже укреплял и поддерживал тех, кто был рядом. Удивительно, как Господь ведет своих верных чад! Во время мирного служения владыки Агафангела люди тоже испытывали его любовь и кротость. Дважды ему подбрасывали новорожденных младенцев, и он никого не бросил — детей приняли в семью его брата Владимира Преображенского. Позже в ссылку за владыкой приехала одна из этих приемных дочерей Алевтина, которая помогала ему во всем и была верной до конца.
Здесь, в Колпашево, в Праздник Благовещения 7 апреля 1925 года митрополит встретил известие о кончине дорогого ему Патриарха Тихона. В конце 1925 года закончился назначенный срок ссылки, но выпускать митрополита не торопились, и только 13 апреля 1926 года владыка Агафангел выехал из Колпашева. Некоторое время он прожил в деревне неподалеку от Толги. Здесь он снял комнату. Сам хозяйствовал, колол дрова для печи, варил обед. Ради церковного мира митрополит Агафангел уступил права управления Церковью, которые ему давал Патриарх Тихон, митрополиту Сергию (Старгородскому). Незадолго до кончины владыки Агафангела верующие выстроили ему отдельный домик в Ярославле, где у него были три небольшие комнаты. 16 октября 1928 года он отошел ко Господу. Накануне Владыка передал всем свое благословение и попросил прощения: «У меня на днях будет юбилей. Нужно приготовиться», — сказал он одному из своих духовных чад. «Какой юбилей?" — не понял тот. — "Мой юбилей. Будет много священников и посторонних». Так митрополит Агафангел предрек свою скорую кончину. Сотни людей шли за гробом святителя, который всей жизнью своей показал верность Церкви и ее канонам.
В условиях церковного раскола, когда все было устроено, чтобы впасть во вражду, священноисповедник Агафангел не утратил мира: ни в своей душе, ни в устройстве своей жизни. Он всегда исполнял заповеди Христовы о любви, хранении мира и кротости. И мы в своих молитвах можем обращаться к нему с просьбой, укрепить нашу веру, дать крепость в сохранении верности Православной Церкви и Христу.
Частицы мощей митрополита Агафангела в Томской области хранятся:
1) В Вознесенском кафедральном соборе г. Колпашево
2) Под престолом храма Трех Святителей на территории Богородице-Алексиевского монастыря
г. Томска
3) В Богоявленском кафедральном соборе г. Томска находится ковчег с частицей его мощей
День памяти священноисповедника Агафангела (Преображенского) —16 октября
Уроки святого
Можем ли мы представить, как одного из виднейших иерархов нашей Церкви, уже старого человека, немощного телом, но великого духом, лишили всех прав, а потом просто отправили в ссылку, в маленькую деревню в Сибири, на Оби, куда нет дорог, где голод и холод. А затем была Пермская тюрьма и главное, постоянная, неистовая сила безбожной власти, которой было необходимо сломать волю святителя, заставить предать истинную веру, отречься от Церкви нашей, которой он посвятил жизнь. Заставить любой ценой пойти с теми, кто уже отрёкся, предал, с теми же «живоцерковниками», готовыми подчиниться кому угодно, комитетам общественной «безопасности», советам «депутатов», ГПУ, стать «новым прогрессивным духовенством», лишь бы только жить, пусть и не в правде. И власти было не понять, почему одни могут предать, а другие – нет. Почему семидесятилетний митрополит не сделает всего один, маленький шаг, не произнесёт всего нескольких слов, которые для них никакого значения и смысла никогда не имели. Почему тысячи и тысячи таких же, как он, не произносят этих слов, включая и Святейшего Патриарха Тихона. Ведь тогда сразу все мучения кончатся, будет сытный паёк, тёплый дом среди всей разрухи и бескормицы…
Хорошо, что сейчас в нашей в стране за веру не гонят, что восстанавливают и строят храмы, а не расстреливают монастыри. Чтут святых и стараются у них учиться. И поступать по их словам, которые доносятся, как слова Святителя-исповедника Агафангела: «Итак, возлюбленные о Христе чада, храните чины и уставы веры нашей, … держитесь Церкви Божьей. Знайте, что уходящие от Святой Церкви оставляют своего Спасителя».
Митрополит Агафангел как реформатор духовного образования на рубеже веков
Митрополит Агафангел жил в эпоху кардинальных государственных перемен, последовавших после отмены крепостного права.
Со второй половины XIX в. за несколько десятилетий Россия претерпела столь существенные изменения, что ее облик изменился едва ли не больше, чем за предыдущее тысячелетие. Города с их регулярными кварталами, шоссе и железные дороги, почта и телеграф, заводы стали символами новой индустриальной эпохи. На рубеже веков Россия вступила на новую ступень экономического развития, она была вовлечена в процесс модернизации.
Традиционным слоям общества было сложно приспособиться ко всем проявлениям ускоренного развития государства. Модернизация явилась насилием по отношению к людям, все еще связывающим себя с традиционным сельским укладом. Они презирали новое, поскольку города, заводы разрушали сложившиеся сообщества и лишали людей чувства безопасности и надежности. Ф. М. Достоевский писал об этом непростом времени: «…В наше время, столь неустойчивое, столь переходное, столь исполненное перемен и столь мало кого удовлетворяющее — непременно должно было развестись чрезвычайно много людей, так сказать обойденных, позабытых, оставленных без внимания и досадствующих: «Зачем, дескать, везде они, а не я…». Люди все чаще задавали вопросы: что я есть? зачем живу?
Казалось, ответы на животрепещущие вопросы должна была дать Церковь, однако исторический экскурс свидетельствует, что она сама занимала весьма неустойчивое положение в новом, трансформирующемся обществе.
Острые нападки испытывала Церковь в России со стороны интеллигенции. Особо высмеивались священнослужители, которые по оценкам современников, были довольно невежественными. По воспоминаниям генерала Н. А. Епанчина, православное духовенство «крестило, венчало и напутствовало на тот свет, а на него смотрели как на нечто низшее… Правда, в значительном числе оно было малообразованно, даже в церковнобогословском отношении, оно не имело не то что светских, а почти никаких манер; оно было скудно обеспечено в материальном положении, это, конечно, была не наша вина, но и мы могли в известной степени помочь духовенству, памятуя, что это наши пастыри, духовные отцы наши…».
Подобного рода оценки, с одной стороны, связаны с легковесностью русской интеллигенции в вопросах религии, что с горечью отмечал выдающийся философ и богослов С. Н. Булгаков: «Поразительно невежество нашей интеллигенции в вопросах религии… Наша интеллигенция по отношению к религии просто еще не вышла из отроческого возраста, она еще не думала серьезно о религии и не дала себе сознательного религиозного самоопределения, она не жила еще религиозной мыслью и остается поэтому, строго говоря, не выше религии, как думает о себе сама, но вне религии».
С другой стороны, нельзя не отметить, что падение престижа Православной Церкви было во многом связано с неумелой политикой Синода на рубеже веков, и прежде всего, при проведении реформ духовного образования. Достаточно вспомнить о том, что в результате реформы обер-прокурора Д. А. Толстого в 1879 г. семинаристам был закрыт свободный доступ в университеты — они должны были сдавать весьма сложные вступительные экзамены, а детям не из духовных семей —  в семинарии; последние принимались в семинарии только с обязательством принять сан после окончания. Элемент принудительности отрицательно сказывался на нравственном климате в духовной школе. Д. А. Толстой закрыл насильственно больше двух тысяч финансово маломощных храмов, якобы для материального укрепления Церкви.
Преемником Толстого стал К. П. Победоносцев. Из-за боязни просвещенного духовенства он сократил количество мест в духовных академиях. Закрыл он Общество любителей духовного просвещения и его журнал. Церковный историк Д. В. Поспеловский отметил, что К. П. Победоносцев «признавал только инстинктивную веру темного народа, не любил богословия и духовных вождей, ценя только сельских «немудреных пастырей наивного стада». Победоносцев считал допустимым только самый низший уровень народного образования. Церковно-приходская школа, которую он насаждал, по его замыслу, должна была на этом и кончаться, а не быть первой ступенью к дальнейшему образованию. Вместо него Победоносцев завалил страну благочестивыми листками и религиозными лубками для простого народа».
Не нравилось ему и духовное пробуждение начала века среди русской интеллигенции, ее богоискательство. Очень нехотя Победоносцев разрешил в 1901 г. Петербургские Религиознофилософские собрания, но уже через два года он собрания запретил, испугавшись широты и свободы дискуссий в них, допускаемых свободолюбивым председателем. Публикации этих дискуссий в общедоступном журнале «Новый путь» также прекратили.
Именно в такое трудное для Церкви время она имела целую плеяду достойных иерархов и священников, пытавшихся изменить духовное образование в лучшую сторону.
В ряду наиболее уважаемых епископов был и митрополит Агафангел (Преображенский). Важной стороной жизнедеятельности Пастыря была забота о повышении уровня духовного образования в стране. Митрополит Агафангел на собственном опыте знал, что система образования нуждалась в переменах. Ведь он сам, несмотря на то, что был рожден в семье священника, увлекся в годы обучения в семинарии материалистическими науками. «Горячее желание служить Церкви Христовой в священном сане за время учебы охладело, и к концу обучения он решил оставить семинарию и поступить в светское учебное заведение, чтобы стать врачом». Только тяжелые жизненные испытания и постоянный духовный поиск вернули его к желанию стать священником, а в дальнейшем и к принятию пострига.
Пройдя длинный путь служения, митрополит Агафангел занимал последовательно разные должности, и почти все они в той или иной степени позволяли заботиться владыке о духовном просвещении, об устроении образования. Среди таких постов: должность преподавателя в Ранебургском Духовном училище (1881), смотрителя Скопинского Духовного училища (с 1882), инспектора Томской Духовной семинарии (с 1885), ректора Иркутской Духовной семинарии (с 1888). Не оставил он своим вниманием вопросы образования и в годы епископского служения на кафедрах: с 1893 г. — Тобольской, с 1897 г. — Рижской, с 1910 г. — Литовской (в 1904 г. он был возведен в сан архиепископа), а также в непростые годы архиепископского служения в Ярославской епархии (с 1914 г.) и на посту митрополита Ярославского и Ростовского (с 1917).Среди важнейших приоритетов, которые позволяли созидать Владыке добрый порядок в духовных школах, чем он «снискал доверие и благорасположение как среди сослуживцев, так и среди воспитанников», были, во-первых, духовное просвещение народа; забота не только об организации учебного процесса, но и о нравственном воспитании учеников.
Так, будучи епископом Тобольским и Сибирским, он посещал учебные заведения, где интересовался не только успеваемостью воспитанников, но и нравственностью их, и условиями их жизни, и обеспечением учебными пособиями и приборами, медицинской помощью, количеством и качеством питания. По предложению архипастыря, духовенство произвело отчисление с доходов в 1%, чтобы 60 воспитанникам, детям беднейших клириков, предоставить бесплатные помещения в семинарских общежитиях.
Во-вторых, Владыку беспокоило и материальное обеспечение духовно-учебных заведений, повышение квалификации учителей. В Тобольске владыка ассигновал средства на ремонт семинарии. В Березове по его благословению построена церковно-приходская школа с приютом для детей, учреждены летние педагогические курсы усовершенствования преподавателей, увеличен их заработок, школы обеспечены бесплатными учебниками. Не меньшим вниманием и помощью пользовалось женское епархиальное училище.
Прибыв в Рижскую епархию, как свидетельствуют страницы «Рижских епархиальных ведомостей», святитель не оставил своих начинаний. Так, в 1900 г. он обратился к XXIV епархиальному съезду духовенства с предложением «об устройстве ежегодных учительских курсов для преподавателей православных школ епархии для возобновления познаний по методике преподавания учебных предметов».
Активность святителя принесла богатые плоды. При нём в Латвии и Эстонии было открыто 30 новых церковно-приходских школ, при Христорождественском соборе архиерей создал народную библиотеку. Он же основал православное религиозно-просветительное общество (благодаря деятельности которого и проводил беседы в рижских чайных).
Заботы митрополита Агафангела о духовном возрождении образовательных учреждений нашли воплощение и в видении возможных реформ системы духовного образования на страницах «Отзыва» о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви, составленном святителем к ожидавшемуся Поместному Собору 1905 г.; и при открытии миссионерских курсов в Литовской епархии; и создании приютов для сирот и детей воинов в годы Первой Мировой войны в Ярославской епархии.
Указанный лишь небольшой перечень заслуг митрополита в области просвещения открывает глубокое понимание владыкой важнейшей цели образования, которой должна быть не только забота о повышении знаний учащихся, в том числе и в области естественных наук, но, прежде всего, нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения.
Выводы:
Я познакомилась с литературой, в которой нашла описание жизненного пути святого Агафангела. Источников мало по данной теме.
Я поняла, что его укрепляла православная вера.
Для выступления мы подготовили текст и презентацию.
Гипотеза нашла своё подтверждение: вера в Бога укрепляла людей, оказавшихся перед лицом страшных гонений.
Литература
http://serebr-prudskoye.cerkov.ru/2013/10/10/210-1-oktyabrya-2013-tema-nomera-agafangelovskie-chteniya/Журнал «Весточка» №3 (15) 2016 г. Статья «Митрополит Агафангел – вестник любви на Нарымской земле».
http://serebr-prudskoye.cerkov.ru/2014/01/27/svyatitel-agafangel-mitropolit-yaroslavskij-i-rostovskij/ Е. В. Кряжева-Карцева, Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России РУДН, Ученый секретарь Диссертационного совета
http://serebr-prudskoye.cerkov.ru/2013/10/10/1233/