Классный час. Славянская культура и письменность


Славянская культура и письменность
Учитель. Как писал известный философ И.А. Ильин, «Русский ребёнок должен почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю…, необходимо пробудить в ребёнке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница».
Главная цель нашего урока – пробудить интерес к истории и традициям малой родины и нашей страны в целом. Ведь краеведы с сожалением говорят о том, что современная молодёжь лучше знает европейский фольклор, чем русские народные предания.
Алмакаева Яна
*Воронежская земля – песенный край. Богатейшие фольклорные традиции, создававшиеся на протяжении многих веков, хранят наши земляки.
Фольклор вошел в историю нашего края как активный участник всей нашей жизни, каждого человека в отдельности, начиная с рождения до самой его смерти, помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения,при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе.
Изучение народного искусства-один из разделов филологии и этнографии. Работа по собиранию, обработке и анализу фольклорного материала в Воронежской области началась еще в Х1Х веке. Первые записи воронежских песен и пословиц были сделаны известным воронежским поэтом – А.В.Кольцовым. Эту же работу продолжили: поэт И.С.Никитин, фольклорист и мифолог А.Н.Афанасьев, записавший для своих изданий в родных краях – в Бобровском районе – 10-12 сказок, 3 легенды и около 500 пословиц.
Очень интересна страничка о воронежских сказочницах. Анна Куприяновна Барышникова –Куприяниха (1868-1954) происходила из семьи сказочников: и ее отец Куприян, и ее дед Левон были известными во всей округе сказочниками. Исследователями записано 116 рассказанных ею сказок.
Другой выдающейся воронежской сказочницей была Анна Николаевна Королькова. Она родилась в 1892 году, в селе Старая Тойда Анненского района Воронежской области в семье крестьянина-бедняка. Любовь к народной сказке и песне Анна Николаевна унаследовала от своего деда, который еще в детстве был поводырем слепых певцов, от своей матери и крестьянина – «старого старика» – Степана Ивановича Растругина, в доме которого будущая сказочница работала в няньках.
Колесникова Алина
*Украшения на вещах, использовавшихся в крестьянском быту, носили символический характер. Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета – это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений. Девушки в весенние праздники встречи весны надевали красные сарафаны. Красный цвет входил в костюмы невест южнорусских земель. Со времён Древней Руси “красный” – красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.”. В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. Само слово "красный" выходит далеко за пределы простого обозначения цвета. В записях о пребывании в России европеец XVIII века граф Сегюр, говоря о местных нравах, заметил: "У них даже слово красный обозначает красоту". Действительно, русский фольклор богат эпитетами, такими как "красное солнышко", "красная девица"... Этот цвет связан с праздником - свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Предметы русского народного искусства показывают, как ценился этот цвет. Домашняя утварь: прялки, туеса, сундуки, даже люлька младенца расписывались красными или красно-оранжевыми узорами. Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа. (Конечно, может быть такая любовь к красному была определена и климатическими условиями: современная наука советует в странах с холодной и продолжительной зимой окрашивать дома в теплые тона, в красный и оранжевый - тона не просто теплые, а горящие - согревающие).
*Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.
Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца.
Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный. Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.
Желтый цвет был символом кратковременной разлуки,
Ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти.
Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.
*Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Не случайно фашистский национализм называли «коричневой чумой»
Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.
Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.
Волотова Лера
* Некоторые названия деталей одежды, цветов вошли в наш язык, как устойчивые сочетания, стали фразеологизмами.
Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом (если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался).Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его.
Полотна ткались узкие (30-40 см), и поэтому рубахи шились с цельнокроенными рукавами или прямоугольной проймой. Для удобства движений вставлялись ластовицы, для прочности ставились на подкладку из другой ткани-подоплеку (вот что значит “знать подоплеку дела”). ПОДОПЛЁКА — холщовая ткань, которой подбивались изнутри мужские рубахи, сарафаны.
Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни – шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком – гашником (отсюда и выражение ” держать что-то в загашнике”).
На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться).
Кисея –очень тонкая прозрачная хлопчатобумажная ткань фабричного производства. Кисейная барышня - утонченная натура.
КАНИТЕЛЬ — свитая в спиральку золоченая,серебряная или медная нить
для вышивания. Тянуть канитель – не торопиться, задерживать работу.
Каким же он был, костюм Воронежской губернии?
Грицаенко Лера
*Рассматривая полотна известных русских художников Аргунова, Венецианова, Крамского, Малявина, Серебряковой, невольно останавливаешь взгляд на тех картинах или портретах, на которых кисть живописца запечатлела персонажи в народных костюмах.
Яркая, красочная гамма рубах, сарафанов, понев, шубок, головных уборов... В них отражено представление народа о красоте и гармонии окружающего мираНа картинах, запечатлевших женщин, девушек на полянах, в лесу, на жнивье, зримо видна неразрывная связь народной одежды с родной природой.
Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Наиболее древний и наиболее разнообразный “южно-великорусский” костюм, бытовавший в Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В каждой из этих губерний он разнился колоритом, вариациями орнамента и украшением отдельных частей. Увидев цвета и крой костюма, можно было определить, из какой он губернии.
Нестеренко Настя
С незапамятных времен на Руси многовековым укладом деревни было установлено, что и когда надо надевать. Праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный – для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые делились на предсвадебные, свадебные и погребальные – “горемычные”. Кроме того, различалась одежда и по возрастному признаку и по семейному положению: девичья и для молодой женщины (до рождения первенца), для женщины зрелого возраста и старушечья.
. Термин “сарафан” (в переводе с иранского – “одетый с головы до ног”). В некоторых районах Воронежской области на праздничных рубахах и передниках, кроме ярких, многоцветных вышивок, были распространены узоры, выполненные счетной гладью тонкой черной шерстью. Мелкие стежки счетной глади создавали строгую, предельно ясную композицию в виде замкнутого прямоугольника. Узор здесь обычно состоял из сложных ромбических мотивов, окруженных легким орнаментом, напоминающим аллею стройных деревьев с поднятыми вверх ветвями. Красотой узора, строгостью ритма, четкостью форм воронежская вышивка черной шерстью отличается от народного искусства других регионов
Скутнева Маша*Важною «павой», «душой голубицей»Издавна так называли девицу.Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,Сеяли, жали и тесто месили.В трудной работе сгибалась спина...Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,Где весь узор о мечте и надежде:Красным расшиты запон и рубаха (Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою; Символы солнца и знаки земли.Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,Бисер, кораллы , янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы, Косник , венец — украшенье девицы, Сборник, повойник — убор для старухи... Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси Женский костюм небывалой красы.
Солодовникова Алина
*Мы рады, что окунулись в атмосферу славянской культуры. Осталось ощущение праздника, удивление, радость, прекрасное настроение, что неоценимо в формировании нас, как творческих личностей. Первые впечатления – самые сильные, они запомнятся на всю жизнь. Пусть они будут связаны с родной воронежской землей, с нашей родиной, ее обычаями, с нашими корнями, предками их культурой - нашими истоками.
Хочется закончить свое выступление словами Пушкина:
Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.