Использование активных методов обучения в УВП как средство повышения эффективности урока.


Использование активных методов обучения в УВП как средство повышения эффективности урока.
Сегодня перед казахстанской школой, как и перед образованием во всем мире, стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в “золотой век”исследований и открытий; переосмыслить методологию мышления, обучения, работы, творчества и жизни в целом. В соответствии с новой парадигмой 12 – летнего образования перед школой стоит задача воспитания творческой, неординарной, компетентной личности, способной разрешать любые возникающие проблемы, умеющей переносить знания и применять их в изменяющихся условиях.
Применение традиционных методов и приёмов не позволяет в полной мере достичь данных результатов в развитии личности. Именно поэтому в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по – новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой. Учитель сегодня - не «транслятор» знаний,а активный участник, организатор УВП.
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие».
Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать» знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие. И я тоже, познакомившись с различными технологиями, сумела сделать для себя открытие, что среди всех современных технологий имеются технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, способные подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных умений, знаний и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, технологии»
Поэтому в прошлом году я выбрала тему самообразования«Использование активных методов обучения в УВП как средство повышения эффективности урока».
Над данной темой я работаю 2 год. За основу я взяла изучение технологии АМО (активных методов обучения) и модерации.
Данные методы отличаются от традиционных.
Традиционные (репродуктивные) методы
- направлены на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Их результатом выступают знания-описания и навыки без возможности применения в изменяющихся ситуациях.
Активные методы обучения
строятся на:
групповой форме организаци работы участников учебного процесса;
использование деятельностного подхода к обучению;
практической направленности деятельности участников учебного процесса;
игровом и творческом характеру обучения;
интерактивности учебного процесса;
включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и использование знаний и опыта обучающхся;
задействование в процессе обучения всех органов чувств;
рефлексии процесса обучения его участниками

Цель моей работы по самообразованию: расширение знаний о современных активных методах обучения, повышение уровня педагогического мастерства
Объектом исследования работы является: содержание активных методов обучения.
Предмет исследования - урок с использованием АМО
Мною была видвинута гипотеза: правильное использование АМО обучения влияет на развитие и воспитание компетентной личности
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: их вы можете видеть на слайде
изучить психолого-педагогическую литературу
рассмотреть формы и методы проведения и организации АМО.
составить «Копилку» АМО для учителей начальной школы.
Выбраны методы исследования: так же можете увидеть на следующем слайде (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, сравнение, изучение опыта работ учителей)
Практическая значимость работы для учителя заключается в том, что использование АМО, способствуют повышению качества образования, и возможность их использования в начальных классах. А для учащихся в том, что способствуют развитию творческих, коммуникативных познавательных способностей.
Основы АМО стали разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов
Большую роль в становлении и развитии АМО послужили работы Бирштейн М.М., Тимофеевского Т.П., Вербицкого А. А.
Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием технологии АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
Основное значение данной технологии состоит в эффективном управлении педагогическим процессом.
Структура урока и любого мероприятия выглядит следующим образом:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
инициация (начало урока, знакомство)
вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
эмоциональная разрядка (разминки)
Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике урока или внеклассного мероприятия, отвечать целям и задачам урока. И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создается.
Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Понятно, что на первых порах, особенно, мне, как молодому специалисту бывает трудно подобрать ко всем этапам урока активные методы, которые бы образовывали слаженный ансамбль и выдавали "на гора" великолепное произведение. Однако, по мере нарастания опыта, я стремлюсь к такому результату, в том числе, за счет разработки собственных методов или адаптации известных АМО. Свой небольшой опыт работы по изучению данной технологии я хочу представить на примере одного из уроков русского языка на тему «Главные члены предложения»
Целью урока было: совершенствование умения в нахождении главных членов предложения
На первой фазе урока на этапе «инициация» мною был использован метод «Пантомима»
Цель метода:
- выяснение настроения учащихся в начале урока,
- установление эмоционального контакта.
Этот метод эффективно и динамично помогает начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
На этапе «вхождение или погружение в тему» я применила метод «Диаграмма Венна»?
Цель метода: привести в систему знания учащихся по теме урока, вовлечь в активную познавательную деятельность
Проведение: работа проводится по группам, 1 группа определяет признаки подлежащего, 2 группа - сказуемого, а третья выделяет общее для подлежащего и сказуемого. Т. о., происходит систематизация знаний учащихся по теме и подготовка к применению их в практической деятельности.
На второй фазе «Работа над темой» на этапе «Формирование ожиданий обучающихся» дети самостоятельно формулируют тему урока и определяют цели. Здесь я использую метод «Корзина опасений» и «Корзина ожиданий».
Цель метода: организовать коммуникативное взаимодействие, выяснить ожидания и опасения учащихся.
Проведение: у каждого ученика на парте 2 цветных листочка, на 1 одном из них они мысленно передают свои опасения, сминают его и кидают в корзину, тем самым, освобождаясь от отрицательных эмоций. На 2 листочке в течение 1 минуты дети записывают свои ожидания от темы урока. К этим ожиданиям мы вернёмся в конце урока.
На этапе урока «Основная работа» мной был использован метод «Хакеры»
Цель метода: организация практической деятельности учащихся, развитие самостоятельности, формирование умения определять главные члены предложения.
Проведение: учащимся предлагается расшифровать и найти главные члены предложения, работая в группах.
Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку.
На третьей фазе урока, на этапе «Рефлексия» я использую метод «Уборка класса»
Цели: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, провести контроль и самооценку
Проведение: На доске изображение корзины и чемоданчика. Учащимся предлагается вспомнить свои ожидания от урока и те из них, которые оправдались переместить в чемоданчик знаний. А те, которые не оправдались – в мусорную корзину.
Я надеюсь, что мне удалось показать АМО, которые можно использовать конкретно на этом уроке русского языка. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Мною составлена «Копилочка АМО» которые я использую в УВП и буду пополнять её дальше. Наиболее эффективными я считаю следующие методы (примеры – слайды), которые можно использовать на других уроках.
Как и у каждой технологии есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
И результатом своей работы я считаю составление «Копилочки «АМО», публикации своих лучших уроков на сайте «Коллеги» и
активное участие детей:
- в школьном туре олимпиады
-международная олимпиада по основам наук
-участие в школьном хоре, в танцевальном кружке
-активное участие в школьных мероприятиях
Работ немного и видны они в основном на уровне школы, но я надеюсь и планирую на следующий год подготовить участников для городской олимпиады и различных конкурсов.
Я считаю, что одной из главных задач педагога является научить детей учиться, поэтому каждый учитель должен уметь учить себя сам на протяжении всей своей жизни. Недаром народная пословица гласит «Учи других и сам поймешь».
КГУ « Качарская средняя школа №1»
«Использование активных методов обучения в УВП как средство повышения эффективности урока.»Учитель начальных классов: Карабанова Е.Д.
2014 год