Петрова А.Л. Совершенствование технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг.


Петрова А.Л. Совершенствование технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг. Выполнила: Брагина А.В. В отличие от других отраслей знаний, имеющих глубокие исторические традиции, проблемы негосударственного высшего профессионального образования в условиях рыночных отношений, сложившихся в России, относятся к «молодой» и поэтому малоизученной области знаний. Многие из рассматриваемых проблем ещё находятся в стадии разработки, отсутствуют единые мнения по поводу толкования целого ряда определяющих положений и понятий, используемых в оценках деятельности высших учебных заведений. Как показывает анализ многие аспекты маркетинговой сферы деятельности негосударственных вузов, в зависимости от складывающейся конъюнктуры образовательного рынка, остаются еще мало исследованными и требуют особого рассмотрения. Причины различия положений спроса на предоставление образовательных услуг негосударственного сектора от государственного: Виды конкурентных стратегий: Конкурентные стратегии для образовательного рынка: - Конкуренция в области образовательных услуг, прежде всего, должна заставлять негосударственные вузы добиваться постепенного и значительного сокращения издержек.- В рыночных условиях эффективная конкуренция должна характеризоваться повышением качества образовательных услуг при одновременном снижении их стоимости или удержании её в определённых границах, диктуемых требованием эффективности.-На хорошо функционирующем конкурентном рынке образовательных услуг действуют простые экономические законы: желание вузов, как производителей образовательных услуг, повысить цены всегда будет уравновешиваться абитуриентами, как потребителями, которые будут покупать только то, что им нужно и что они могут себе позволить, исходя из своих доходов.Основные положения, отражающие направления предпринимаемых эффективных мер для повышения конкурентоспособности сводятся к следующему: Можно ожидать, что спрос на платные образовательные услуги, особенно негосударственных вузов, в большинстве своем менее престижных и привлекательных в глазах основной части населения, чем государственные, также существенно снизится. Показатели1997199819992000200120022003Общий рыночный спрос на получение платного образования249,9368,6494,7705,7873,8895,91021,4Темп роста рыночного спроса на образовательные услуги (%)39,847,434,242,623,82,514,0Рыночный спрос на сегменте рынка государственных вузов183,0287,5382,1553,5675,6692,0789,1Темп роста спроса на сегменте рынка государственных вузов (%)47,821,238,835,230,22,414,0Рыночный спрос на сегменте негосударственных вузов66,981,1112,6152,2198,2203,9232,3Темп роста спроса на сегменте рынка негосударственных вузов (%)21,957,132,944,822,12,914,0 Из таблицы следует, что за рассматриваемый период времени общий рыночный спрос на получение высшего профессионального образования на платной основе ежегодно возрастал и в 2003 г. достиг 1 021 400 чел. При этом средний темп роста рыночного спроса до 2000 г. составлял 41%. Однако, в период с 2000-го по 2003 г. темп роста начал падать: в 2002 г. он стал равным 2,5%, а в 2003г. - 14%. С учётом прогнозируемой выше неблагоприятной демографической ситуации можно заключить, что общий рыночный спрос на платные услуги в ближайшей перспективе останется на уровне около 1 млн. чел. в год. Большое влияние на рыночный спрос имеет платежеспособность населения. Несмотря на рост валового внутреннего продукта в России за последние четыре года в среднем на 6% в год и увеличение доходов населения на 7-8% в стране наблюдается неадекватный рост платёжеспособности населения. Средние слои населения, являющихся основными «поставщиками» студентов в вузы (63%), получают не большую часть доходов от наблюдаемого роста экономики. Основная часть доходов достаётся богатым и состоятельным слоям населения. Поэтому в условиях значительной инфляции (10 - 12% в год), постоянного роста цен на товары и услуги первой необходимости, увеличения цен на образовательные услуги платёжеспособный спрос большинства населения России, относимого к средним слоям, в настоящее время снижается. Содержание образовательной услуги включает комплекс следующих взаимосвязанных компонентов: Наиболее обоснованным показателем конкурентоспособности вуза в сфере образовательной деятельности является интегральная сумма знаний, умений и навыков, которая усваивается студентом в результате его обучения по выбранной специальности. Данный показатель основан не только на оценке степени усвоения и закрепления студентом определённого объёма знаний, умений и навыков требуемой структуры, но и на факте предоставления ему вузом запланированного объёма знаний, умений и навыков. Только в идеальном предельном случае между ними можно поставить знак равенства. Степень усвоения знаний зависит от: В настоящее время учащиеся отличаются достаточно высоким уровнем предпочтений. Учитывая это, вузы вынуждены оперативно корректировать состав и содержание предлагаемых специальностей и специализаций, что требует значительных усилий и дополнительных затрат. В результате реальное фактическое предложение образовательных услуг объективно всегда будет отставать от требуемого, желаемого, что в целом ведет к снижению потребительного эффекта от оказания образовательных услуг. Следствие сложившейся ситуации на сегодняшний день: Негосударственный сектор высшего образования в едином образовательном пространстве Российской Федерации состоялся и в основном, оправдывает своё предназначение. На протяжении последних лет продолжается процесс расширения негосударственного сектора высшего образования. В настоящее время доля негосударственных вузов в числе всех вузов России составляет 37,4%. В негосударственных вузах обучается 860 тыс. студентов. В связи с этим, содержание программ обучения в негосударственных вузах, объём знаний, практических навыков и умений, получаемых в результате обучения, профессиональный уровень выпускников и их востребованность на рынке труда, приобретают общегосударственное значение. Проблема повышения качества образования и достижения высокой конкурентоспособности негосударственных вузов не может быть решена без должной организации и проведения каждым вузом маркетинговых мероприятий и внедрения эффективных технологий в сфере управленческой, экономической и учебно-воспитательной деятельности. Негативные факторы, снижающие конкурентоспособность и качество образовательных услуг негосударственных вузов: Основные направления повышения конкурентоспособности образовательных услуг негосударственных гуманитарных вузов: 1. За период реформ и перехода к рыночным экономическим отношениям в России сформировался негосударственный сектор высшего профессионального образования. Доля негосударственных вузов достигла около 40% от общего числа образовательных учреждений высшей школы. Количество студентов обучающихся в негосударственных вузах составляет более 14% от общего числа студентов. Емкость рынка платных образовательных услуг за период 1997-2003 годы выросла в 5 раз и достигла более миллиона человек. Приведенные данные свидетельствуют о том, что на рынке образовательных услуг, особенно предоставляемых негосударственными вузами, складывается ситуация, при которой неизбежна их конкуренция в сфере образовательной деятельности. Вместе с тем, конкуренция на рынке образовательных услуг ещё не обрела масштабности и ярко выраженных форм стратегии конкурентного поведения. Наибольшее распространение в негосударственном секторе образования получила стратегия выживания.Выводы и предложения, представленные в работе: 2. Проблема повышения качества образования и достижения высокой конкурентоспособности негосударственных вузов не может быть решена без должной организации и проведения каждым вузом маркетинговых мероприятий и внедрения эффективных технологий в сфере управленческой, экономической и учебно-воспитательной деятельности.Выводы и предложения, представленные в работе: Выводы и предложения, представленные в работе:3. Негативными факторами, снижающими конкурентоспособность и качество образовательных услуг негосударственных вузов, в настоящее время являются:- непоследовательная государственная политика в области реформирования образования;- постоянный рост цен за аренду помещений и коммунальные услуги;- снижение темпа роста рыночного спроса (с 57,1% в 1998 г до 14% в 2003г), вследствие уменьшения платёжеспособного спроса средних слоев населения - основных «поставщиков» платных студентов;- рост конкуренции со стороны государственных вузов, постоянно увеличивающих количество платных мест для абитуриентов;- сравнительно узкий спектр направлений и специализаций обучения;- рост издержек при реализации инноваций, приводящих в условиях самоокупаемости и самофинансирования к систематическому увеличению платы за учёбу;- недостаточная укомплектованность квалифицированными преподавателями (имеющими учёные степени и звания); слабая связь с общеобразовательными школами и колледжами; предвзятое психологическое отношение к платному образованию. Выводы и предложения, представленные в работе:4. Комплексная оценка конкурентоспособности образовательных услуг негосударственных вузов не в полной мере учитывает взаимосвязанные показатели социально-экономических отношений, складывающихся в процессе деятельности персонала в рыночных условиях. В практике определения конкурентоспособности не внедряются модифицированные математико-статистические методы экспертных оценок показателей качества учебно-воспитательного процесса. Выводы и предложения, представленные в работе:5. В качестве основных направлений повышения конкурентоспособности образовательных услуг негосударственных гуманитарных вузов на базе совершенствования технологии организации и проведения маркетинговых исследований предлагаются: внедрение в учебный процесс структурных и содержательных прогрессивных элементов, способствующих развитию интеллектуального и материального потенциала вуза до уровня государственного высшего профессионального образования ведущих профильных вузов страны по направлениям и специальностям, необходимым народному хозяйству; создание необходимых условий для эффективного использования финансовых средств, поступающих в виде платы от студентов в процессе обучения, гарантирующих возможность будущего трудоустройства выпускников в соответствии с выбранной специальностью; - обеспечение роста престижа и известности вуза, повышения его рейтинга путём организации тесного содружества с рекламными компаниями и средствами массовой информации на основе реальных достижений в повышении качества предоставляемых образовательных услуг и наиболее полного соответствия их интересам общества. Следует подчеркнуть особую значимость наращивания усилий руководящего и профессорско-преподавательского состава в направлении достижения высокого уровня предоставляемых на рынок образовательных услуг по качеству и доступности населению, соблюдения соответствующих требований государственных образовательных стандартов и потребителей в лице предпринимательских структур и административных учреждений, благодаря современным эффективным технологиям организации и проведения маркетинговых исследований с целью разработки целенаправленных мероприятий, обеспечивающих эффективную деятельность негосударственного вуза в рыночных условиях.