Мероприятие на тему Путешествие по Ямалу


«Путешествие по Ямалу»
 
Цель: Знакомство детей с бытом, народными традициями, культурой коренных жителей Ямала. Закрепление знаний о растениях, деревьях, животных, пернатых обитающих на Ямале.
Задачи:
Знакомство с природными условиями родного края;
Развитие кругозора у детей.
Ход занятия
Воспитатель:
Вы на карту посмотрите,
И Ямал на ней найдите.
Потому что здесь наш дом,
Мы на севере живём.
(И.Истомин.)
Дети на карте показывают Ямал.
Воспитатель: Богата земля Ямальская, здесь суровые вершины древнего Урала, зеркальные разливы озёр, большие и маленькие реки, огромные запасы нефти и газа. И всё это великолепие окружено зелёным океаном тундры и тайги.
Воспитатель: Кто из вас назовёт деревья, растущие на Ямале? (Карликовая берёзка, берёза, осина, ель, лиственница, кедр, ольха, рябина, черёмуха, можжевельник.)Воспитатель: Название деревьев и кустарников вы знаете, а вот какие ягоды растут в тундре и лесах нашего округа?
Дети называют название ягод (морошка, брусника, черника, голубика, водяника, клюква, смородина чёрная, смородина красная, княжника, костяника, рябина, черёмуха).Воспитатель: Молодцы и ягоды растущие на Ямале вы тоже знаете, а сейчас попробуй те определить на вкус эти ягоды.
Конкурс «Ягодка».
Воспитатель: Знаете ли вы ребята, что северные олени это современники мамонтов? Когда археологи ведут раскопки они вместе с останками мамонтов находят кости северных оленей, которые живут сейчас у нас в тундре. Почему же мамонты вымерли, а олени нет? До сегодняшнего дня не найдено убедительного ответа. Северный олень это загадка природы.
Вопросы о северном олене.
-Чем питается северный олень? (Ягелем, грибами, хлебом.)
- Как называют ручного оленя? (Авка.)
- Летом меховые, а зимой берестяные (Оленьи рога.)
- Как называется олений обоз из нескольких нарт (Аргиш.)
- Чем ловят оленя? (Тынзян.)
- Чем подгоняют оленя (Хорей.)
Воспитатель: Молодцы, вы знаете ответы на все мои вопросы. И мы переходим к следующему заданию.
В лес бежим мы по тропинке,
Мимо елок и берёз.
А в руках у нас корзинки
Для морошки и грибов.
Игра «Съедобное, не съедобное»
(Нужно собрать как можно больше съедобных грибов.)
Воспитатель:
Если солнце как брусника,
Станет красным на закате -
Утром ветер заиграет,
Тучи в небе закачает.
Если солнце жёлтым маслом
Обольёт закат свой зимний -
Быть тогда морозу утром.
Так говорят люди, совсем старые люди.
Воспитатель: А какие приметы погоды знаете вы ребята?
Приметы:
- Если солнце в тучу село, значит, завтра будет холодный день
- Если собаки воют, волки близко, холодно будет.
- Когда дым из чума к земле припадает, мороза не будет.
- Около луны звезда появилась, потеплеет.
- Деревья трещат, будто пуговицы расстегиваются, значит, скоро потеплеет.
- Птица гагара на воде кричит - дождь кличет.
- Собака на снегу валяется, к пурге.
- Звёзды ярко светят, мороз будет.
- Угли сильно накалились - мороз будет.
- Если комары сильно кусаются, завтра ветер с севера подует.
Воспитатель: Сколько много вы знаете примет, а загадки сможете отгадать?
- Олень от них убегает,
А они не отстают (Нарты.)
- В чум входящего бьёт,
На улицу уходящего бьёт (Дверь чума.)
- Идёт, идёт, а следа не видно (Лодка.)
- Под водой шалаш
Не то стоит, не то лежит (Сетка.)
- Волшебник на железе
Посреди чума сидит-
И угостить может
И укусить может (Огонь.)
- Бегут две доски,
А обогнать друг друга не могут (Лыжи.)
- Не буквы, а написаны в строчку.
Без языка, а охотнику всё расскажут (Следы.)
- С молчаливыми молчит,
С крикунами кричит,
А самого не видно (Эхо.)
- С неба летит - пляшет.
Всё, что есть в тундре, прячет
А в чум попадёт, плачет (Снег.)
- По речной глади
Деревянная уточка плывёт,
Крыльями о воду бьёт
А взлететь не может (Лодка.)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. А знаете ли вы какие коренные жители живут на Ямале?
Ответы детей (ненцы, ханты, селькупы, коми, зыряне)
Воспитатель: А знаете ли вы, что у этих народов есть весёлые подвижные игры. Сейчас мы с вами поиграем в некоторые из них.
- Перетяни палку (ненецкая народная игра)
- Ловля оленя (селькупская)
- Кострамушка (коми-зырянская)
Воспитатель: Вот такие: весёлые, интересные игры у коренных народов севера, а сейчас я вам прочитаю стихотворение, и вы должны догадаться о каком городе говорится в этом стихотворении.
Еле-Еле на карте достанешь рукой:
Возле северной кромки страны,
У Ангальского мыса, Шайтанкой рекой
Разделённый на две стороны.
Встал мой город, раскинув два сильных крыла.
Он конечно поменьше Москвы.
Если я вам скажу «Он похож на орла»,
Улыбнётесь, наверное, вы.
Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат -
Старший брат, как у нас говорят,
Здесь живут и грядущее вместе творят
И сквозь время дорогу торят.
Будь же счастлив мой город на этом пути -
Переживший века, молодой,
И отважных зови, и на карте свети
Не гасимой Полярной звездой!
(Роман Ругин «Салехард».)
Ответы детей.
Воспитатель: И следующее задание про город Надым и Ямал
- Как называются жители нашего города? (Надымчане).- Около какой  реки стоит город Надым? (Около реки Надым).- Как звучит в переводе с ненецкого языка название нашего города Надым? (город счастья).
- Какие улицы города Надыма вы знаете.
(Зверева, Заводская, Комсомольская, Полярная, Набережная, Строителей и т.д.)
- Какой полуостров говорит о своих размерах (Ямал.)- Столица Ямала (Салехард.)
- Какое море омывает полуостров Ямал (Карское.)
- На какие районы разделён наш округ (Надымский,Ямальский, Тазовский,Шурышкарский, Пуровский, Приуральский,Красноселькупский).
- Перечислите города нашего округа
(Надым, Салехард, Н-Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Лабытнанги, Тарко-Сале.)
Воспитатель: Ребята, вы знатоки родного края, предлагаю послушать песню в исполнении Е.Лаптандер «Дом мой Ямал».
Подведение итогов.
 
Использованная литература:
Журнал «Ямальский меридиан» №7 2012 год.
Книга «Живун» Иван Истомин 1997 год.
Сборник стихов Романа Ругина 2004 год.