Обучение поисковому чтению на уроках культуроведения

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ КУЛЬТУРОВЕДЕНИЯ

Клюкина Е.Н.,
МБОУ Гимназия № 13

В соответствии со спецификой программы лингвистической гимназии учащимся 6-7х классов предоставляется возможность подробного знакомства с социокультурными явлениями англоговорящих стран в рамках предмета “культуроведение”. Большое внимание на занятиях по культуроведению уделяется поисковому чтению, так как именно текст является одним из основных источников поиска социокультурной информации не только на уроке, но и за его пределами.
Целью поискового чтения является извлечение конкретной информации из текста для последующего ее использования. Обучение поисковому чтению на уроках культуроведения осуществляется в рамках проектной деятельности, которая предполагает освоение учащимися умений не только самостоятельно добывать знания из предложенного источника, но и применять их практически - для создания коллажа, путеводителя или плаката. Такая работа с печатным текстом как источником информации для реализации проектного задания как нельзя лучше мотивирует учащихся на прочтение текста, вызывает у них повышенный интерес к элементам его содержания, способствует совершенствованию умений обработки текстового материала.
В качестве источника информации учителем предоставляется небольшая адаптированная статья на английском языке. Объем статьи не превышает половины страницы печатного текста и содержит до 30% незнакомого языкового материала, наличие которого обязательное условие при освоении данного вида чтения.
Работа с текстом является одним из этапов подготовки проекта, поэтому перед чтением статьи происходит обсуждение и формулировка вопросов, ответы на которые учащимся необходимо будет найти, а затем использовать в создании устной презентации проекта. Например, при подготовке коллажа по теме «English-speaking country», были выделены следующие вопросы: Where is the country situated? How many people live there? What is the capital of the country? What form of rule is there? Who is the current head? What are the national symbols? Стоит отметить, что в процессе формулировки вопросов происходит частичное введение и активизация лексики по изучаемой теме. На данном предтекстовом этапе составляется информационная таблицу, в которой заполняется первая колонка, содержащая ранее упомянутые вопросы; вторую колонку таблицы учащиеся должны будут заполнить ответами на вопросы, найденными в тексте.
После того, как учащиеся нацелены на поиск конкретной информации, им предлагается прочитать статью и отметить знаком «+» те вопросы, ответы на которые содержатся в тексте. Так как учитель является составителем статьи по каждой теме, он может включать в нее не всю необходимую информацию, стимулируя тем самым дальнейшую поисковую деятельность учащихся. В этом случае, им предлагается найти недостающие ответы дома. Затем учащиеся читают статью повторно и заполняют вторую колонку таблицы. Осуществляя данный поиск, они ориентируются на ключевые слова, не заостряя внимание на незнакомой лексике, о значении которой могут догадаться по контексту. Так как поисковое чтение направлено на извлечение конкретной информации, а не на детальное понимание всего содержания, для выполнения задания отводится ограниченное количество времени 5-6 минут. Таким образом, учащиеся не только развивают свою языковую догадку, но и повышают скорость чтения. По истечении времени учащиеся сверяют свои ответы, что позволяет проверить успешность выполнения поискового чтения - как детям, так и учителю.
На послетекстовом этапе учащиеся применяют полученную и переработанную впоследствии информацию на практике, создавая конечный продукт, который наглядно иллюстрирует результаты поискового чтения.
Подводя итог, необходимо сказать, что обучение поисковому чтению можно осуществлять не только на уроках английского языка, но и культуроведения. Данный вид работы с текстом развивает у учащихся языковую догадку и способствует освоению ими элементарных навыков скорочтения, а также помогает преодолевать страх перед большими текстовыми объемами, содержащими незнакомую лексику.