ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ


V Республиканская научно-практическая конференция
обучающихся начального и среднего профессионального образования
«Шаг в будущую профессию», посвященной 300-летию М.В. Ломоносова
ГОУ СПО «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского»
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Волкова Мария Егоровна
3 курс отделения английского языка
Научный руководитель:
Алексеева Зинаида Гаврильевна,
преподаватель английского языка
Вилюйского педагогического колледжа
Якутск-2011
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Волкова Мария Егоровна
Вилюйский улус, г. Вилюйск
ГОУ СПО «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского»
3 курс отделения английского языка
Аннотация
Данная статья посвящена актуальным вопросам методики обучения чтению на уроках английского языка в 7 классах средних общеобразовательных школ республики. Автор ставит перед собой следующую цель исследования - выявление приемов обучения проблемно-поисковому чтению на уроках английского языка в 7 классе. В ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ литературы, обобщение передового педагогического опыта, анкетирование. В результате исследования автор приходит к следующим выводам:
чтение - один из видов речевой деятельности, включающий в себя технику чтения и понимание текста; выделяют ознакомительный, изучающий, просмотровой, поисковой виды чтения в зависимости от коммуникативных потребностей; проблемно-поисковое чтение означает такое чтение, которое направлено на формирование самостоятельной поисковой деятельности и активизацию умственной деятельности читающего;
работа по чтению текста проводится в 3 этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый; к приемам обучения проблемно-поисковому чтению относят предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью иллюстраций, предугадывание темы по заголовку, нахождение информации, множественный выбор, правильность/опровержение утверждений, выбор другого заглавия, заполнение таблицы, заполнение пропусков и т.д.
анкетирование в 7 классе ВСОШ № 3 показало наличие проблемы в области чтения на английском языке, мы усовершенствовали задания к учебным текстам для 7 класса, применив проблемный метод к обучению поисковому виду чтения, и составили сборник текстов по чтению «It’s Interesting to Read» для учащихся 7 класса.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Волкова Мария Егоровна
Вилюйский улус, г. Вилюйск
ГОУ СПО «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского»
3 курс отделения английского языка
План исследований
В жизни современного человека чтение занимает значительное место. Чтение является одним из важнейших средств общения. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, т.е. обучает, развивает, воспитывает.
Однако в настоящее время современные ученики не любят читать даже на родном языке. И в практике работы перед учителями иностранного языка встает злободневный вопрос, какими методами и приемами приобщить их к чтению на иностранном языке, как сделать уроки чтения занимательными и интересными. Одним из эффективных методов обучения чтению мы считаем проблемный метод, который ненавязчиво побуждает ученика работать на уроке активно и творчески. Исходя из поставленной проблемы, мы можем сформулировать следующую гипотезу исследования: приемы обучения проблемно-поисковому чтению можно выявить, если изучить теоретические основы обучения чтению, методику обучения проблемно-поисковому чтению на уроках английского языка и разработать комплекс проблемных заданий по текстам для 7 класса.
На первом этапе исследования мы изучили теоретическую литературу по теме исследования и выявили, что чтение с психологической точки зрения определяется как один из видов речевой деятельности, включающий в себя технику чтения и понимание текста [4, С.23]. По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей, выделяют 3 вида чтения: ознакомительное, изучающее и поисковое/просмотровое (по многим характеристикам совпадают) [5, С.281].
Мы выбрали для нашего исследования поисковой вид чтения (это чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста) и обратились к проблемному методу обучения. Термин «проблемно-поисковое чтение» встречается в работе Г.Н. Салтовской и Г.В. Юрчишиной, который означает такое чтение, которое направлено на формирование самостоятельной поисковой деятельности и активизацию умственной деятельности читающего [7, C.28].
Содержание обучения чтению включает:
лингвистический компонент (языковой и речевой материал: систему графических знаков, слова, словосочетания, сверхфразовые единства, тексты разных жанров);
психологический компонент (формируемые навыки и умения чтения на основе овладения действиями и операциями чтения);
методологический компонент (стратегия чтения).
Основными базовыми умениями, лежащими в основе чтения, являются умения:
прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу;
определять тему, основную мысль;
делить текст на смысловые куски;
отделять главное от второстепенного;
интерпретировать текст.
На втором этапе мы изучили современное состояние проблемы по теме. Для этого во время прохождения практики мы провели анкетирование среди учащихся 7 «а» класса МОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Н.С. Степанова» в количестве 11 человек. Анкета состояла из 5 вопросов с вариантами ответов. На основе полученных результатов мы можем говорить о наличии серьезной проблемы в области чтения у учащихся данного класса.
Поэтому на следующем этапе мы проанализировали учебник «New Millennium English», по которому учатся учащиеся, и подобрали 3 произведения из художественной литературы (отрывок из романа американского писателя Марка Твена «The Adventures of Tom Sawyer» Unit 7 Lesson 6 p. 96, отрывок из рассказа «The Case of the Ruined Roses» Unit 8 Lesson 1-2 p.101, отрывок из рассказа американской писательницы Кэтлин Хьюбер «The New Person» по теме Unit 9 The universe is calling). К каждому тексту мы разработали комплекс проблемно-поисковых заданий, обобщив передовой педагогический опыт учителей Салтовской Г. Н., Юрчишиной Г.В.[7]
Всю работу над текстом мы делим на 3 этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Большое внимание уделяется дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Ученики предлагают свои варианты возможного развития сюжета, и в этой активной работе всего класса у ребят формируются и постоянно совершенствуются психолингвистические механизмы первичного прогнозирования – смыслового и языкового. Мы разработали по 6 вопросов проблемного характера, например, Let’s talk about your school and lessons, Read the title of the text and say whom this text is about, Try to guess what Tom Sawyer did at the lesson.
После этого «мозгового штурма» впервые открывается текст и организуется активный поиск главных фактов рассказа (кто быстрее найдет и зачитает), которые либо подтверждают, либо опровергают ранее высказанные прогнозы. (Now read the story, pay special attention to the words and sentences which are marked out, say if your guesses were right. Find the other children’s names in the text.)
На послетекстовом этапе информация расширяется за счет ряда проблемно-поисковых заданий. Сюда мы включили 5 заданий, например, Look through the text to find the answers as quickly as possible, paying special attention to the underlined sentences (5 предложений с 3 вариантами ответов), Decide if the statements below are true (T) or false (F) (5 предложений), Look at the list of other titles below. Find the one that you think is also good. What is wrong with the other titles? (3 варианта заголовков), Speak about the teacher’s job (5 вопросов).
Все тексты и задания по их содержанию собраны в сборник, который мы прилагаем в приложении. В дальнейшем мы намерены пополнить его, так как такой комплекс заданий можно применить к любому программному тексту чтения, и апробировать во время прохождения государственной преддипломной практики.
Таким образом, системное применение в школьной практике приемов обучения проблемно-поисковому чтению будет способствовать активному усвоению языковых знаний и прочному формированию умений чтения в условиях творческой деятельности ученика-чтеца, возрастанию интереса учеников к чтению на английском языке.
Библиография
Выборова Г. Е., Махмурян К. С., Мельчина О. П. Easy reading: Книга для чтения на английском языке для учащихся средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 416 с. – (Учебный комплект «Easy English»).
Деревянко Н.Н. и др. New Millennium English: учебник англ. яз. для 7 кл. общеобраз. учрежд./ О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева, Н.И. Кузеванова, М.Л. Мичурина, Н.В. Новикова, Л.В. Талзи, Е.Ю. Шалимова. – Обнинск: Титул, 2006. – 176 с.: ил.
Егоров Т.Г. Психология овладения навыками чтения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. – 458 с.
Клычникова З.И. Психология чтения// Методическая мозаика. - 2008 .- № 4.- С. 23-32.
Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В.М. Филатова)/Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416с.
Новейший англо-русский и русско-английский словарь / авт.-сост. С.М. Шведов. – 2-е изд. – Минск: Соврем.шк., 2008. – 960 с.
Салтовская Г. Н., Г.В. Юрчишина. Приемы обучения проблемно-поисковому чтению на иностранном языке.//Иностранные языки в школе. - 2006. - № 2. – С.28 – 32.
Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. – М.: Еврошкола, 2001. – 270 с.
Стандарты по иностранным языкам. //Методическая мозаика. - 2004. - №4. – С. 3 - 20.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Волкова Мария Егоровна
Вилюйский улус, г. Вилюйск
ГОУ СПО «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского»
3 курс отделения английского языка
В жизни современного человека чтение занимает значительное место. Чтение является одним из важнейших средств общения. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, т.е. обучает, развивает, воспитывает.
Однако в настоящее время современные ученики не любят читать даже на родном языке. И в практике работы перед учителями иностранного языка встает злободневный вопрос, какими методами и приемами приобщить их к чтению на иностранном языке, как сделать уроки чтения занимательными и интересными. Одним из эффективных методов обучения чтению является проблемный метод, который ненавязчиво побуждает ученика работать на уроке активно и творчески. Исходя из этого, мы считаем, что тема нашего исследования «Приемы обучения проблемно-поисковому чтению на английском языке» актуальна.
Гипотеза исследования: приемы обучения проблемно-поисковому чтению можно выявить, если изучить теоретические основы обучения чтению, методику обучения проблемно-поисковому чтению на уроках английского языка и разработать комплекс проблемных заданий по текстам для 7 класса.
Цель исследования состоит в выявлении приемов обучения проблемно-поисковому чтению на уроках английского языка в 7 классе.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
2. дать характеристику проблемно-поисковому виду чтения;
3. рассмотреть приемы обучения проблемно-поисковому чтению на уроках английского языка;
4. разработать комплекс заданий по текстам согласно программе обучения английскому языку в 7 классе и составить сборник.
Объектом исследования является процесс обучения чтению на английском языке. Предметом исследования являются приемы обучения проблемно-поисковому чтению на уроках английского языка в 7 классе.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования: анализ литературы, обобщение передового педагогического опыта, анкетирование.
Научно-теоретической основой данного исследования послужили проблемный метод обучения английскому языку В.В. Сафоновой, исследования Н.Д.Гальсковой, З.И.Клычниковой, Т.Е. Егорова в области психологии обучения чтению.
Теоретическая значимость работы состоит в изучении теоретических основ обучения чтению на уроках английского языка в средней школе.
Работа имеет практическую значимость: нами разработан сборник текстов по чтению «It’s Interesting to Read» согласно программе обучения в 7 классе, материалы которого могут быть использованы на уроках английского языка учителями или студентами во время прохождения практики.
Итак, мы изучили теоретическую литературу по теме исследования и выявили, что чтение с психологической точки зрения определяется как один из видов речевой деятельности, включающий в себя технику чтения и понимание текста [4, С.23]. В методике преподавания чтение определяется как рецептивный, реактивный и по форме протекания невыраженный внутренний вид речевой деятельности [5, С. 276].
Целью обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке в средней школе предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
с пониманием основного содержания;
с полным пониманием содержания;
с извлечением необходимой, значимой информации.
Соответственно, по степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей, выделяют 3 вида чтения: ознакомительное, изучающее и поисковое/просмотровое (по многим характеристикам совпадают) [5, С.281].
Ознакомительное чтение – вид чтения, целью которого является извлечение основной информации из текста, получение общего представления о круге затрагиваемых вопросов, понимание главной идеи.
Изучающее чтение – вид чтения, целью которого является максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Поисковое/просмотровое чтение - это чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста, о его теме, читающий выискивает в тексте лишь интересующую его информацию, решая, нужен или не нужен ему этот текст для более детального изучения.
Поисковое чтение - быстрое, беглое, избирательное чтение. К нему прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например, при чтении книг, газет (просмотр заголовков и подзаголовков) и т.д. Этот вид чтения предполагает довольно высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к предвосхищению, высокую скорость чтения, умение обходить трудности. Усвоение приемов поискового чтения позволяет повысить информационную культуру, а также сократить время на обогащение информацией посредством других видов чтения.
Содержание обучения чтению включает:
лингвистический компонент (языковой и речевой материал: систему графических знаков, слова, словосочетания, сверхфразовые единства, тексты разных жанров);
психологический компонент (формируемые навыки и умения чтения на основе овладения действиями и операциями чтения);
методологический компонент (стратегия чтения).
Согласно обязательного минимума содержания основных обязательных программ на среднем этапе обучения английскому языку идет дальнейшее развитие всех трех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно – популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей).
Основными базовыми умениями, лежащими в основе чтения, являются умения:
выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события/факты
раскрывать причинно – следственные связи между фактами;
понимать аргументацию;
извлекать необходимую/интересующую информацию;
интерпретировать текст [9, C. 13].
В современной методике обучения иностранному языку существуют различные приемы обучения чтению:
Asking/Answering Question (вопросно-ответные упражнения) предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
Categorizing (деление на категории) – группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий;
Correction (исправление) – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;
Labeling (называние) – прием работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту);
Matching (соотнесение/сопоставление) – прием работы, заключающийся в распознавании соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов, например, между картиной и предложением, словом и определением, началом и концом предложения и т.д.;Outlining (making a plan) – составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, т.е. по пунктам;
Paragraphing (деление текста на параграфы) – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;
Reordering/Sequencing (логическая перегруппировка, восстановление последовательности) – перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану, результатом является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;Summarizing (краткий пересказ текста) – включает в себя основное содержание, т.е. главную информацию
True/False Statements (верные/неверные утверждения) – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путем соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.Таким образом, перед учителем предстает большой набор методов и приемов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.
Итак, мы выбрали для нашего исследования поисковой вид чтения, т.к. в условиях школы этот вид чтения используется как предварительная стадия ознакомительного и изучающего чтения, и обратились к проблемному методу обучения, формирующему систему умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Термин «проблемно-поисковое чтение» встречается в работе Г.Н. Салтовской и Г.В. Юрчишиной, который означает такое чтение, которое направлено на формирование самостоятельной поисковой деятельности и активизацию умственной деятельности читающего [7, C.28].
Во время прохождения практики мы провели анкетирование в 7 «а» классе муниципального образовательного учреждения «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова» (См. Приложение № 1). Цель анкетирования – выявить отношение учащихся к чтению текстов на английском языке и констатировать наличие/отсутствие проблемы в области чтения. В анкетировании приняло участие 11 учащихся (См. Приложение № 2).
По результатам анкетирования выяснилось, что при чтении текстов большинство учащихся 7 «а» класса иногда останавливаются на каждом слове (7 из 11), им трудно понять, о чем текст после первого прочтения текста (7 из 11), для этого им нужен перевод всего текста (7 из 11), почти половина класса не любят читать на английском языке (6 из 11), и 4 учащихся сталкиваются с трудностями в понимании именно при чтении рассказов, 2 учащихся испытывают трудности при чтении любого текста. На основании этого мы можем говорить о наличии серьезной проблемы в области чтения у учащихся данного класса.
Изучив современное состояние проблемы, мы проанализировали учебник «New Millennium English», по которому учатся учащиеся. Учебник состоит из 10 разделов, каждый раздел посвящен определенной теме и включает 7-8 уроков. Оказалось, что почти в каждом уроке дается текст для чтения и различные задания, по жанру преобладают тексты информационного характера. Однако многие задания представляют сложность для учащихся, что приводит к снижению интереса учащихся к чтению текстов на английском языке. Поэтому мы посчитали целесообразным подобрать 3 текста из художественной литературы и к каждому тексту разработать комплекс проблемно-поисковых заданий, обобщив передовой педагогический опыт учителей Салтовской Г. Н., Юрчишиной Г.В.[7] (отрывок из романа американского писателя Марка Твена «The Adventures of Tom Sawyer» Unit 7 Lesson 6 p. 96, отрывок из рассказа «The Case of the Ruined Roses» Unit 8 Lesson 1-2 p.101, отрывок из рассказа американской писательницы Кэтлин Хьюбер «The New Person» по теме Unit 9 The universe is calling). Всю работу над текстом мы делим на 3 этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Большое внимание уделяется дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого учитель продумывает проблемную установку на предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью комплекта иллюстраций или такого заглавия, которое поможет ввести школьника в тему предстоящей информации. Ученики предлагают свои варианты возможного развития сюжета, и в этой активной работе всего класса у ребят формируются и постоянно совершенствуются психолингвистические механизмы первичного прогнозирования – смыслового и языкового.
Pre-reading
Talk about your school and lessons:
What school do you go?
What form are you in?
What are your favourite subjects?
Look at the picture and say:
where the action takes place;
when the action takes place;
what the teacher is doing,
Can it happen in present days?
What would you do if you were this boy?
Read the title of the text and say whom this text is about.
Try to guess what Tom Sawyer did at the lesson?
После этого «мозгового штурма» впервые открывается текст и организуется активный и азартный поиск главных фактов рассказа (кто быстрее найдет и зачитает), которые либо подтверждают, либо опровергают ранее высказанные прогнозы. Необходимо изначально приучать учащихся читать текст без перевода, пропуская незнакомые слова, с целью подтверждения или опровержения выдвинутых им самим предположений.
Reading
Now read the story, pay special attention to the words and sentences which are marked out, say if your guesses were right. Find the other children’s names in the text.
На послетекстовом этапе информация уточняется и расширяется за счет ряда проблемно-поисковых заданий.
Post-reading
I. Look through the text to find the answers as quickly as possible, paying special attention to the underlined sentences.
1. Tom Sawyer was a_____________.
a) schoolboy b) teacher c) traveller
2. When the teacher said his name in full, it meant _____________.
a) good marks b) problems
3. Tom often ________________.
a) talked with boys b) laughed c) was late
4. There was the only vacant place ___________________.
a) on the girls’ side of the classroom b) on the boys’ side of the classroom
5. The teacher punished _____________.
a) Huckleberry Finn b) Thomas Sawyer c) Becky Thatcher
II. Decide if the statements below are true (T) or false (F). Read the sentences from the story to support your answer.
Tom came into the classroom and took his seat
The teacher was telling a story.
Tom knew that when the teacher said his name in full, it meant problems
The teacher took a stock of switches and punished Tom.
After that Tom sat down beside Huckleberry Finn.
III. Choosing a different title.
Look at the list of other titles below. Find the one that you think is also good. What is wrong with the other titles?
“Tom is Again Late”
“Cruel Punishment”
“Tom’s Interest to a New Girl”
IV. PrecisFill in the gaps and retell the story in short form.
The story under the title____________________ tells us about____________.
The main idea of the story is: ______________________________________.
This story describes how __________________________________________.
To my mind this story is __________________________________________.
If I were Tom I would ___________________________________________.
V. Speak about the teacher’s job.
1. What is the teacher’s work?
growing plants; b) teaching children; c) selling goods in the shop
2. A teacher must ___________well.
a) sing; b) cook; c) teach
3. What are his abilities and skills?
a) physical strength; b) accuracy; c) patience; d) politeness.
4. Do you know people with such a profession?
5. Do you want to choose this job? Why?
Все тексты и проблемно-поисковые задания к ним собраны в сборник, который мы прилагаем в приложении (См. Приложение № 3).
Данное исследование позволяет сделать следующие выводы:
чтение - один из видов речевой деятельности, включающий в себя технику чтения и понимание текста; выделяют ознакомительный, изучающий, просмотровой, поисковой виды чтения в зависимости от коммуникативных потребностей; проблемно-поисковое чтение означает такое чтение, которое направлено на формирование самостоятельной поисковой деятельности и активизацию умственной деятельности читающего; при таком чтении применяют экспресс-стратегию;
работа по чтению текста проводится в 3 этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый; к приемам обучения проблемно-поисковому чтению относят предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью иллюстраций, предугадывание темы по заголовку, нахождение информации, множественный выбор, правильность/опровержение утверждений, выбор другого заглавия, заполнение таблицы, заполнение пропусков и т.д.
анкетирование в 7 классе ВСОШ № 3 показало наличие проблемы в области чтения на английском языке, мы усовершенствовали задания к учебным текстам для 7 класса, применив проблемный метод к обучению поисковому виду чтения и составили сборник «It’s Interesting to Read». В перспективе мы намерены пополнить его, так как такой комплекс заданий можно применить к любому программному тексту чтения, и экспериментально подтвердить эффективность системного использования приемов обучения проблемно-поисковому чтению во время прохождения государственной преддипломной практики.
Таким образом, системное применение в школьной практике приемов обучения проблемно-поисковому чтению будет способствовать активному усвоению языковых знаний и прочному формированию умений чтения в условиях творческой деятельности ученика-чтеца, возрастанию интереса учеников к чтению на английском языке.
Библиография
Выборова Г. Е., Махмурян К. С., Мельчина О. П. Easy reading: Книга для чтения на английском языке для учащихся средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 416 с. – (Учебный комплект «Easy English»).
Деревянко Н.Н. и др. New Millennium English: учебник англ. яз. для 7 кл. общеобраз. учрежд./ О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева, Н.И. Кузеванова, М.Л. Мичурина, Н.В. Новикова, Л.В. Талзи, Е.Ю. Шалимова. – Обнинск: Титул, 2006. – 176 с.: ил.
Егоров Т.Г. Психология овладения навыками чтения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. – 458 с.
Клычникова З.И. Психология чтения// Методическая мозаика. - 2008 .- № 4.- С. 23-32.
Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В.М. Филатова)/Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416с.
Новейший англо-русский и русско-английский словарь / авт.-сост. С.М. Шведов. – 2-е изд. – Минск: Соврем.шк., 2008. – 960 с.
Салтовская Г. Н., Г.В. Юрчишина. Приемы обучения проблемно-поисковому чтению на иностранном языке.//Иностранные языки в школе. - 2006. - № 2. – С.28 – 32.
Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. – М.: Еврошкола, 2001. – 270 с.
Стандарты по иностранным языкам. //Методическая мозаика. - 2004. - №4. – С. 3 - 20.
Приложение № 1
Уважаемый учащийся! Ответь, пожалуйста, честно на несколько вопросов, выбрав один из предложенных вариантов. Цель анкетирования – узнать ваше отношение к чтению текстов на английском языке.
Вопросы анкеты
1.Останавливаетесь ли вы при чтении текстов на каждом слове, чтобы понять его смысл?
А)да Б)нет В)иногда
2. Трудно ли вам понять, о чем текст после первого прочтения текста?
А)да Б)нет
3. Нужен ли вам перевод всего текста, чтобы понять, о чем текст?
А)да Б)нет
4. Нравится ли вам читать на английском языке?
А)да Б)нет
5. При чтении каких текстов вы сталкиваетесь с трудностями в понимании?
А) рассказов Д) я испытываю трудности при чтении любого текста
Б) газетных статей Е) я не испытываю трудностей
В) стихов Ж) свой вариант___________________________________________
Г) диалогов
Приложение № 2
Список учащихся 7 «а» класса МОУ « Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского союза Николая Саввича Степанова»
Афанасьев Саша
Алексеев Саша
Алексеева АйылаанаБибикова Алена
Васильев ЭрчимэнЖирохов ГорикИванов Витя
Кондаков Леня
Лыткина Юлия
Никитина СнежанаСивцев АйаанСлепцов Костя
Приложение № 3
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ГОУ СПО «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского»
Сборник текстов для чтения
IT’S INTERESTING TO READ
для учащихся 7 класса общеобразовательных школ
Волкова Мария Егоровна
Специальность 050303
Иностранный язык
3 курс, 341 группа
Отделение английского языка
Вилюйск-2011
TEXT 1
Pre-reading
Talk about your school and lessons:
What school do you go?
What form are you in?
What are your favourite subjects?
Look at the picture and say:
where the action takes place;
when the action takes place;
what the teacher is doing,
Can it happen in present days?
What would you do if you were this boy?
Read the title of the text and say whom this text is about.
Try to guess what Tom Sawyer did at the lesson?
Reading
Now read the story, pay special attention to the words and sentences which are marked out, say if your guesses were right. Find the other children’s names in the text.
The Adventures of Tom Sawyer
by Mark Twain
(extract)
When Tom came to the school-house, he came in quickly and took his seat. The teacher was sleeping in his armchair, but when Tom came in he woke up.
“Thomas Sawyer!”
Tom knew that when the teacher said his name in full, it meant problems.
“Sir!”“Come up here. Now, sir, why are you late again, as usual?”
Tom wanted to lie, when he saw a new girl with long yellow hair; and by that girl was the only vacant place on the girls’ side of the classroom. He said:
“I stopped to talk with Huckleberry Finn!”
The teacher opened his eyes wide. The pupils thought this boy was crazy. The teacher said:
“You – you did what?”
“Stopped to talk with Huckleberry Finn.”“Thomas Sawyer, this is the most unusual confession I have ever listened to. Take off your jacket.”
The teacher took a stock of switches and worked with his arm until it was tired. Then he said,
“Now, sir, go and sit with the girls!”
Tom sat down beside the new girl. There was laughter and whispers in the room, but Tom sat still, with his arms upon the long desk before him, and looked into his book. Then he began talking to the girl.
“What’s your name?”
“Becky Thatcher. What’s yours? Oh, I know. It’s Thomas Sawyer.”
“I am Tom when I am good. You call me Tom, will you?”
“Yes.”
Post-reading
I. Look through the text to find the answers as quickly as possible, paying special attention to the underlined sentences.
1. Tom Sawyer was a_____________.
a) schoolboy b) teacher c) traveller2. When the teacher said his name in full, it meant _____________.
a) good marks b) problems
3. Tom often ________________.
a) talked with boys b) laughed c) was late
4. There was the only vacant place ___________________.
a) on the girls’ side of the classroom b) on the boys’ side of the classroom
5. The teacher punished _____________.
a) Huckleberry Finn b) Thomas Sawyer c) Becky Thatcher
II. Decide if the statements below are true (T) or false (F). Read the sentences from the story to support your answer.
Tom came into the classroom and took his seat
The teacher was telling a story.
Tom knew that when the teacher said his name in full, it meant problems
The teacher took a stock of switches and punished Tom.
After that Tom sat down beside Huckleberry Finn.
III. Choosing a different title.
Look at the list of other titles below. Find the one that you think is also good. What is wrong with the other titles?
“Tom is Again Late”
“Cruel Punishment”
“ Tom’s Interest to a New Girl”
IV. PrecisFill in the gaps and retell the story in short form.
The story under the title “___________________” tells us about____________.
The main idea of the story is: ______________________________________.
This story describes how __________________________________________.
To my mind this story is __________________________________________.
If I were Tom I would ___________________________________________.
V. Speak about the teacher’s job.
1. What is the teacher’s work?
growing plants; b) teaching children; c) selling goods in the shop
2. A teacher must ___________well.
a) sing; b) cook; c) teach
3. What are his abilities and skills?
a) physical strength; b) accuracy; c) patience; d) politeness.
4. Do you know people with such a profession?
5. Do you want to choose this job? Why?
TEXT 2
Pre-reading
Look at the pictures, say and guess the words: evidence, detective, witness, bank robbers, to investigate, suspects, alibi
Answer the questions:
Do you like to read detective stories?
What usually happens in them?
Reading
Read the text and answer the question
Who are the main characters in the mystery story?
The Case of the Ruined Roses
“That was a good programme on UFOs ,” said Nina to her cousin Max as they walked down the street. “It’s amazing! UFOs were reported as early as 1800.”
“That’s pretty hard to believe,” said Max. “Anyway, do you really believe there are such things?” Nina started to answer when they heard a loud scream coming from Coach Thornton’s house. “Come on,” shouted Max and they ran there. The coach was standing in front of his house and looking at ten rose bushes pulled from the ground.
“Look at that!” he cried. “Just look at that.”
“That’s terrible,” cried Nina. “Do you know who ruined the roses?”
Coach Thornton looked upset. “I had to bench three of my best football players for missing a class. They were pretty angry with me.”
“First thing, let’s get these roses back in the ground,” said Max.
“Then we will find out who did it.”
Nina and Max helped Coach Thornton to replant the roses. Then he invited them in for milk and biscuits.
“Now,” said Nina. “Am I right? You benched Sam Cartland, Mike Brooks and Alex Avery.” “And you lost the game,” added Max. “I know,” said the coach. “But rules are rules. Do you think they ruined the roses?”
“I’m sure one of them did it,” said Nina.
“Let’s see,” said Max after they left. “Coach said the roses were all right when he looked out at nine. But after ten, he found them pulled up.” “So, we have to check who doesn’t have an alibi for between nine and ten. Look!” Nina pointed. “There’s Alex Avery over at the Dairy Bar.”
“Hi, kids,” said Alex as they came in. “Hello,” said Max. “We didn’t see you in the football game.”
“I was benched but I guess the coach didn’t have any choice.”
“Can you tell us what you were doing between nine and ten this morning?” asked Nina.
“I’ve been here since nine.” He turned to the girl behind the bar counter. “Isn’t that right, Amy?”
“Uh huh. You helped me to carry that heavy box.”
“Have you been anywhere near Coach Thornton’s house?” asked Max. Alex looked surprised. “No, I’m not going to visit him”
Post-reading
Make the statements true or false
The roses were ruined.
There were twelve roses.
Nina and Max didn’t help the coach.
The coach suspected three boys.
After nine he found roses pulled up.
Alex was benched.
Read the text again and answer the questions:
What happened? Where?
Who were the detectives?
Who were the suspects? Why?
When did it happen?
Did Alex have an alibi?
Work in pairs: copy and complete the file
What happened? Where? When?
Evidence? Witnesses? Clue?
None TEXT 3
Pre-reading
What do these words mean?
A path, a bicycle, an explanation, bushes, a chin, curiosity, bald.Read the title of the text. What do you think this story is about?
meeting a new teacher
meeting a new friend
meeting a new pupil
What do you feel when you come across something new?
Reading
Read the text and find the description of the new person.
The New Person
by Kathleen Huber
I didn’t talk about it when it happened. But I think I can write it down. I can always keep it to myself and will never forget.
I was fifteen when it happened. On Sunday morning, one spring weekend, my father drove up to Standford University to give a lecture, and I went along to see Standford on a bicycle. It was a fine place for bike riding. There were little paths running far from the main road. One of them led to a tiny stream with a narrow bridge across. While I was riding along the path, a rabbit with long, fat ears jumped right across my path. I turned off the path and followed him. Then I fell off my bicycle!
I fell off because I looked up to see what was making that strange soft noise overhead. When I saw what it was, I run into a birch tree and landed with my bicycle on top of me. I separated myself from the bike and then slowly turned and stared into the silent woods. There was nothing there – only trees and bushes. But I was sure that I had seen something. I wanted to have an explanation of what I’d seen. I had to go forward and investigate.
After walking a little way through thick bushes, I suddenly came to a clearing and stopped. I had found what I was looking for.
It was a silvery-blue ship about as large as a small car. It was shaped like two plates. I stared and could hardly believe it. But then I saw a man sitting on the ship. His knees were drawn up to his chin, and his arms were clasped around his legs. He was staring at me. I stared back. This person was totally new to me, and I could feel nothing at the moment but curiosity.
His skin was shiny white and I could almost see through it. His eyes were very big and dark green. At first I thought he was bald, but then I saw that he wore a smooth helmet that was as white as his skin. He also wore a long black robe.
For long, uncomfortable minutes, we just stared at each other. The forest was absolutely silent. I was unable to make the first move.
Without taking his eyes from mine, he jumped lightly down from the ship and stood about four feet in front of me. I was afraid again. I didn’t know whether I was afraid of him or afraid of frightening him away. I felt that if I spoke, this greeneyed, shining man and his ship of the future would disappear among the trees and the birds and the invisible stars.
Post-reading
Fill in the gaps:
I was afraid of__________ up in the bug house.
I was ____________when it happened.
It was a fine _______for bike riding.
I had found what I was _____________.
It was a ____________ship about as large as a small car.
His knees were _________to his chin.
Answer the questions:
What happened to the girl?
Why didn’t the girl tell anybody about what had happened to her?
What did the ship look like?
What impressed her in the man?
What did she feel?
Find the description of the man and fill in the table
skin eyes clothes Give another title to the text
What would you do if you were this girl?
Draw the episode of the story on the sheet of paper and retell the story to your friends
Content
TEXT 1 The Adventures of Tom Sawyer after Mark Twain…………………………………………..3
TEXT 2 The Case of the Ruined Roses…………………………………………………..…..6
TEXT 3 The New Person after Kathleen Huber………………………………………………..…..8