ВЫСТУПЛЕНИЕ «Социальный запрос на дошкольное образование. Вопросы взаимодействия и сотрудничества ДОУ с родителями»


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Основные принципы дошкольного образования:
сотрудничество Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Стандарт является основой для:
оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации которая:
обеспечивает открытость дошкольного образования;
создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Организация должна создавать возможности:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
Знакомство педагогов и родителей с опытом воспитания в детском саду и семье, с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
Информирование о задачах воспитания и обучения детей;
Создание условий в детском саду для сотрудничества и взаимодействия педагогов и родителей с детьми, различных по форме и содержанию;
Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Основные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи:
Функционирования ДОУ как закрытой системы;
Невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства;
Отсутствие или недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства.
Неравные права ДОУ и семьи.
Низкий уровень мотивационной готовности и педагогов, и родителей к сотрудничеству, порождающий неуверенность и даже страх у педколлектива (родители могут увидеть негативы или педагоги не смогут продемонстрировать свои профессиональные качества, а потому ограничивают пребывание родителей участием в праздниках, развлечениях).
Трудности взаимодействия:
Наличие категории родителей, которые не принимают участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества (не отзываются и игнорируют приглашения);
Низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ;
Потребительский взгляд родителей на ДОУ (“Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь”).
Потребительский взгляд педагогов (“Привели к нам ребенка, доверили, а мы, профессионалы, знаем, что делать”).
Необходимы
Мероприятия, направленные на повышение статуса:
ребенка в глазах педагогов и родителей;
педагогов в глазах родителей;
специалистов ДОУ в глазах педагогов и родителей;
родителей в глазах педагогов и ребенка (для этого необходимо научить каждого педагога и специалиста взаимодействовать с родителями и детьми, помочь осознанию значимости каждого субъекта).
Мероприятия, направленные на формирование партнерских отношений на основе обмена не только хорошей и приятной информацией с родителями, но и неприятной. Главное при этом – подача этой информации: гарантировать конфиденциальность, уважение к родителям и ребенку, педагогический такт. Необходимо помнить правило: насколько ДОУ будет открытым и доступным для любой информации, интересующей родителей, в такой мере и семья будет проявлять готовность к открытости и доверительности отношений с педагогами и специалистами ДОУ.
Мероприятия, направленные на уравнивание родителей и ДОУ в правах.
Родителям необходимо предоставить право:
на эмоциональную оценку деятельности педагогов ДОУ;
участие в роли экспертов по определению качества работы ДОУ в целом. Это риск, а потому необходимо представлять инструментарий с учетом категорий семей. Например, различные виды анкет, опросников;
изучение достижений ребенка (родители не всегда объективны в оценках);
участие в управлении ДОУ (педсоветы, семейные советы, принятие решений и т. д.);
поощрение за любой вид участия (похвальный лист, благодарность в письменной и устной формах и т. д.)).
Мероприятия, направленные на повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через:
освоение технологии взаимодействия с опорой на знание особенностей семьи и ребенка и осознанного понимания того, что ДОУ “служит” семье, а семья “следует” советам специалистов и педагогов ДОУ;
изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами;
обеспечение действенности, полезности, целесообразности, адекватности запросам родителей наглядной информации.
Пути разрешения трудностей:
Выход на индивидуальные формы сотрудничества: разработка программ совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах, например, по оздоровлению, по подготовке к школе и т. д. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты и сравнение с фактическими данными.
Использование видеозаписей с обучающих и практических мероприятий для родителей, где предполагалось их присутствие. Просматривание видеоматериала дома спровоцирует у родителей возникновение вопросов, а значит, появится потребность в общении с педагогами и специалистами по их разрешению.
Участие родителей в качестве экспертов, членов жюри конкурсов – обязательно подчеркивая при этом их значимость.
Использование информационных стендов в группах, рекреациях ДОУ специально для тех родителей, которые не могут принять участие в очных формах.
Формы и направления взаимодействия с семьей:
Родительские собрания
(информационно-консультативное, тематическое, анкетирование, тренинг);
Стенды
(информация о педагогах, специалистах, фотографии детей, содержание образовательной деятельности);
Конкурсы, викторины
(для сплочения детского коллектива, развития умения работать в команде, сопереживать, помогать друг другу);
Семейные праздники
(День матери, День отца, День семьи, семейные традиции);
Театрализованная деятельность
(творческое объединение педагогов, родителей и детей).
Включение семьи в образовательное пространство ДОУ, обеспечение доступности – это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования.
Приложение 1
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проводимой образовательной деятельности. Нам хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений
улучшить качество ее проведения. (Ответы родителей)
А Н К Е Т А
Фамилия, имя, отчество, степень родства
Получаете ли Вы информацию о жизни ребенка в детском саду и от кого?
100% - да;
13% - хотелось бы больше информации, исключить стандартные фразы.
3.Считаете ли Вы эту информацию достаточной?
96% - да
4.Готовы ли Вы принять участие в совместных мероприятиях педагогов
ДОУ, детей и родителей?
-выступление на родительском собрании (семейные традиции,
собственные приемы и методы воспитания и т.д.); - 9%
-оказание помощи педагогам группы и участие в субботниках;-59%
-участие в проектной деятельности; - 32%
-организация и участие в совместных мероприятиях; -32%
другое – 36%
Как Вы считаете, нужны ли совместные мероприятия? Почему?
100% - да
Поможет ребенку быть социально более адаптированным. Понять ребенку всю серьезность мероприятий, почувствовать, что его интересы важны.
Своим примером приобщать ребенка к общественной работе, учить взаимодействовать с коллективом.
Мероприятия нужны для того, чтобы было взаимопонимание.
Чтобы понять, что хочет дать ребенку садик. В чем ребенок нуждается дополнительно.
Получаешь еще больше информации о ребенке.
Приятно поучаствовать в жизни ребенка в детском саду.
Потому что детям, родителям и работникам сада помогают больше развивать детей, они больше узнают друг о друге.
Мероприятия нужны, чтобы дети находили общий язык друг с другом.
Они помогают лучше узнать детский коллектив.
Нужны, т.к. именно от взрослых и их умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей, зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье.
Нужны для сближения детей и родителей с воспитателями.
6.Причины, не позволяющие Вам присутствовать на родительских
собраниях, совместных мероприятиях?
Работа – 72%.

7.На какие вопросы Вы хотите получить ответы на родительских
собраниях?
Дальнейшие планы и рекомендации по образованию и развитию ребенка – 4%.
Ответы на вопросы получаю на родительском собрание - 88%.
О поведение и успеваемости – 8%.
Приложение 2
Анкета для родителей вновь поступивших детей.
1.Кто чаще приводит ребенка в детский сад?
2.С каким настроением ребенок приходит в детский сад?
3.Насколько охотно возвращается в детский сад после болезни,
выходных дней?
В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?
(трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками, привязанность к матери, позднее засыпание вечером, другие причины).
5.Рассказывает ли малыш дома о жизни в детском саду?
6.Каковы его отзывы? (положительные, радостные, избегает разговоров
на эту тему, отвечает неохотно/ односложно)
7.Как вы полагаете, общительный ваш ребенок?
Как это проявляется?
9.Ваш ребенок проявляет: активность, пассивность, выжидательную
позицию.
10.Играя с другими детьми, предлагает ли ваш ребенок свои правила?
11.Охотно ли соглашается с чужими правилами?
12.Стремится ли ваш ребенок к самостоятельности или предпочитает
опеку?
13.Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
14.Что чаще предпочитает ваш ребенок (смотреть (читать) книжки сам,
слушать чтение взрослых, не проявляет интереса к книгам).
15.Занимаетесь ли вы дома вместе с ребенком или даете ему задания?
16.Поручаете ли вы ребенку какую-нибудь домашнюю работу? Какую?
17.Как часто ребенок смотрит телевизор, компьютер? При каких
обстоятельствах?
18.Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место, которое отведено только
ему (комната, шкаф, угол, полка ….)? 19.Существуют ли в вашей семье
обычаи, традиции, в которых участвует ребенок? Какие?
20.Возможно, вы хотите сообщить что-либо еще или что-то спросить:
21.Укажите, пожалуйста, кто заполнял анкету.
Используемые материалы:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 9. С. 8-12