Статья о растительных материалах, на основе которых можно приготовить природные индикаторы.


Организация исследовательской деятельности школьников «Приготовление рН индикаторов на основе растительного материала и исследование их свойств».
Автор: Шахтырова Галина Александровна, учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Салехарда
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени». Данная исследовательская работа разработана и реализована в рамках базовых курсов 8,9 классов. Метод проекта применим и в обычных и в профильных классах. Актуальность проблемы - приготовление индикаторов в домашних условиях и их использование.
Цель проекта:
1.Приобщить учащихся к методологии научного познания, к самостоятельному поиску и работе с информацией.
2.Изучение химических свойств растительного материала.
3.Развивать познавательные интересы и развивать умение использовать химические знания в различных сферах жизни.
Для проведения исследовательской работы были взяты ягоды черники, краснокочанную капусту, свеклу, картофельный сок, сок желтого лука. Для эффективной работы класс был разбит на группы 6-7 человек, каждая из которых выполняла конкретное задание. Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от среды раствора. Многие растворы кислот и щелочей бесцветны, не имеют запаха, но работать с ними нужно очень осторожно. Нашатырный спирт, известь, аскорбиновая кислота, щавелевая кислота – вещества, часто встречающиеся в быту, способные вызвать химические ожоги или раздражения. Для того, чтобы различить кислоты и щелочи, определить характер среды солей и используют индикаторы. Характер среды имеет большое значение в химических и биологических процессах, в зависимости от типа среды эти процессы могут протекать с различными скоростями и в разных направлениях. Поэтому во многих случаях важно как можно более точно определять среду раствора. Существует нейтральная среда – рН = 7, рН < 7 – кислотная, при рН > 7 – щелочная. Мы читаем на этикетках шампуней, кремов, пищевых добавок, чему равен их рН. Из назойливой рекламы узнаем, что рН нашей кожи равен 5,5. Среду исследуемого раствора можно приблизительно определить по окраске индикаторов. В ходе предварительного этапа учащиеся подготовили доклад на тему «Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от среды раствора». Многие растворы кислот и щелочей бесцветны, не имеют запаха, но работать с ними нужно очень осторожно. Нашатырный спирт, известь, аскорбиновая кислота, щавелевая кислота – вещества, часто встречающиеся в быту, способные вызвать химические ожоги или раздражения. Для того, чтобы различить кислоты и щелочи, определить характер среды солей и используют индикаторы. Характер среды имеет большое значение в химических и биологических процессах, в зависимости от типа среды эти процессы могут протекать с различными скоростями и в разных направлениях. Поэтому во многих случаях важно как можно более точно определять среду раствора. Существует нейтральная среда – рН = 7, рН < 7 – кислотная, при рН > 7 – щелочная. Мы читаем на этикетках шампуней, кремов, пищевых добавок, чему равен их рН. Из назойливой рекламы узнаем, что рН нашей кожи равен 5,5.
Среду исследуемого раствора можно приблизительно определить по окраске индикаторов», краткую справку о значении применении металлов, нахождении металлов и их соединений в природе, в организме человека.
Группы учащихся проводили эксперименты: готовили экстракты из растительного материала, определяли рН в кислотной и щелочной среде.
В ходе эксперимента были сделаны выводы: соки картофеля и чеснока дают заметные изменения только в кислой среде. В то же время некоторые вещества проявляют ярко выраженные индикаторные свойства, например сок черники и свеклы.
Однако, не все индикаторы, из приготовленных нами в домашних условиях, можно использовать. Например, морковный сок нежелательно использовать как индикатор, потому что его изменения незначительны.
Изменение окраски природных индикаторов в различных средах.
Сырье для приготовления
индикатора Естественный цвет индикатора Окраска в
кислой
среде Окраска в
щелочной среде
Краснокочанная капуста Сине-фиолетовый Красный Зеленый
Лук желтый светло-желтый белый мутный не изменилась
Сок картофеля лимонно-жёлтый мутно-жёлтый не изменилась
Сок свеклы розовый бордовый зеленый
Отвар моркови желтый желтый желтый
Ягоды черники Фиолетовый Розовый зеленый
Сок чеснока светло-жёлтый молочная не изменилась
Легкость приготовления и безопасность делают подобные индикаторы легкодоступными, а значит хорошими помощниками в работе с кислотами и основаниями.