«Ручная дуговая наплавка валиков в нижнем положении сварного шва».















Методическая разработка
Урока производственного обучения
Тема: «Ручная дуговая наплавка валиков в нижнем положении сварного шва».


























План урока производственного обучения.
Профессия: «Сварщик»
Специальность «Электросварщик ручной сварки, «электрогазосварщик»
Время обучения: 3 года, 1 курс.
Место проведения урока: цех ручной дуговой сварки.
Тема программы: «Сборка, дуговая наплавка и сварка пластин в нижнем положении сварного шва».
Тема урока: «Ручная дуговая наплавка валиков в нижнем положении сварного шва».
Учебно-воспитательные цели:
научить учащихся правильному планированию технологического процесса при наплавке валиков в нижнем положении сварного шва;
учить работать быстро, чётко, рационально.
Развивающие цели:
развивать логическое самостоятельное мышление, самооценку и самоконтроль.
Воспитательные цели:
воспитывать интерес к избранной профессии, трудолюбие;
воспитывать потребность в бережном и аккуратном отношении к инструменту, экономном использовании металла и учебного времени.
Когнетивные цели:
уметь организовать рабочее место;
знать правила техники безопасности при выполнении сварочных работ;
уметь самостоятельно работать по инструкционно- технологической карте;
знать технологический процесс наплавки валиков нижнем положении сварного шва;
уметь выявлять дефекты и объяснять их.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: групповая (фронтальная).
Метод проведения: наглядно-демонстративный.
Материально-техническое оснащение:
Пластины 250х250х5 из низкоуглеродистой стали;
Электроды диаметром 4 мм.
Спецодежда- 14 комплектов
Молотки - 14шт.
Металлическая щетка- 14 шт.
Инструкционно-технологические карты-14шт
Контрольные образцы
8.Таблицы индивидуального рейтинга.
Межпредметные связи:
Материаловедение. Тема «Свойства металлов и сплавов», «Стали».
Ход урока:
I. Организационная часть.
Рапорт дежурного о наличии учащихся на уроке.
Внешний вид, готовность учащихся к уроку.
II. Вводный инструктаж.
Сообщить тему урока.
Сообщить цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Тесты по теме «Зажигание дуги» - 2 учащихся;
Тесты по теме «Выбор режима сварки» – 2 учащихся;
Лист рабочей тетради по теме: «Индивидуальные средства защиты»-1 учащийся;
Учебный элемент по теме: « Организация рабочего места сварщика»- 1 учащийся;
Учебный элемент по теме: « Техника безопасности при выполнении сварочных работ»-1 учащийся.

Фронтальный опрос.
Чем опасна для человека электрическая дуга?
От каких факторов зависят условия зажигания и устойчивого горения дуги?
Дайте определение режима сварки.
Назовите характеристики режима сварки.
Какой формулой пользуются для приближённых расчётов силы сварочного тока?
Какие средства индивидуальной защиты выдаются сварщикам?
Какие требования предъявляются к спецодежде сварщика?
Какие требования предъявляются к спецобуви сварщика?
Как защищают органы дыхания сварщика от газов, образующихся при сварке?
III. Объяснение нового материала.
Объяснение ответов учащихся и подведение к новой теме, мотивация.
Организация рабочего места.
Подготовка пластин к наплавке.
Подготовка поверхностей заготовок под наплавку.
Выбор режима сварки для наплавки.
Техника наплавки узких валиков.
Показ трудового приема с учетом инструкционной карты и правил техники безопасности.
Типичные затруднения и ошибки учащихся при выполнении упражнений по наплавке, меры их предупреждения.
Дефекты наплавленных швов.
IV. Закрепление нового материала.
Скажите, как определить силу сварочного тока для выполнения практических упражнений на данных пластинах?
Покажите и прокомментируйте, как подготовить поверхность заготовок для выполнения наплавки
. Покажите и прокомментируйте приемы наплавления узких валиков.
Назовите правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при наплавке.
По каким параметрам определяется качество сварного валика?
V. Текущий инструктаж.
Целевые обходы:
Контроль организации рабочих мест.
Контроль за соблюдением технологического процесса.
Контроль за экономным использованием материала.
Контроль за соблюдением правил техники безопасности.
Индивидуальная работа с учащимися.
IV. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов занятий с указанием успехов и недостатков.
Взаимоконтроль учащихся.
Демонстрация лучших работ, видов брака.
Обсуждение и оценка работ.
Ознакомление с темой следующего занятия « наплавка уширенных валиков в нижнем положении сварного шва.
Домашнее задание: составить конспект на тему: «Техника выполнения швов». Литература:
Левадный В.С., Бурлакова А.П. Сварочные работы: Практическое пособие. - М.:ИРПО; ОАО Владимирская книжная типография,2005.-448с.
Маслов В.И.Сварочные работы: Учеб. для нач. проф. Образования – М.:ИРПО; Изд. Центр «Академия», 1998.-240 с.: ил.
Николаев А.А., Герасименко А.И.Электрогазосварщик: Учебное пособие для профессиональных лицеев и училищ. Изд. 5-е. - Ростов н/Д: иэд-во «Феникс»,2005.-320 с. (Серия «Начальное профессиональное образование».)


Анализ урока производственного обучения
(вводного инструктажа)
Тема урока: «Наплавка валиков в нижнем положении сварного шва».
Анализ цели урока.
Цель урока поставлена правильно и обоснованно, с учетом
- программных требований и содержания материала;
- необходимого уровня знаний, умений и навыков учащихся;
- прогнозов на конечный результат обучения.
Цели урока доведены в начале урока устно и записаны на доске.
Процесс определения целей является очень важным элементом урока, поэтому формы и методы доведения их до учащихся обоснованы.
О степени достижения целей урока свидетельствуют ответы учащихся на протяжении всего урока и их практическая деятельность.
Анализ структуры и организации урока.
Структура урока соответствует поставленной цели и типу урока. Этапы урока взаимосвязаны, прослеживается логическая последовательность. Время распределено по этапам урока целесообразно.
Вводный инструктаж начался с организационной части, также в заключительной части инструктажа сделано обобщение пред началом практических работ.
Во время урока были использованы оборудование цеха ручной дуговой сварки: необходимо отметить оформление доски (с учетом психологических особенностей восприятия); стенд «Устройство электрического паяльника», инструкционная карта «Пайка электрическим паяльником», плакат «Техника безопасности при паянии электрическим паяльником».
Темп ведения урока оптимальный. У мастера имеется план урока, которому он следовал по времени и по содержанию.
Анализ содержания урока.
Содержание урока соответствует требованиям стандарта. Материал подобран в последовательности от простого к сложному. Изложен материал логично, уровень изложения соответствует уровню понимания содержания учащимися. На протяжении объяснения нового материала наблюдается акцентирование мастером ведущих идей по данной теме. Также прослеживается связь содержания урока с профессиональной направленностью учащихся, где и в каких случаях применяется наплавка валиков.
Во время объяснения нового материала акцентировалось внимание учащихся на межпредметные связи, в частности были заданы вопросы по материаловедении о сталях.
Связь содержания урока с потребностями и интересами учащихся прослеживается в том, что учащиеся задавали дополнительные вопросы по данной теме. Учащиеся заинтересованы в освоении материала по данной теме, так как непосредственно на рабочих местах им будут необходимы прочные знания, умения и навыки в их профессиональной деятельности.
Анализ методики проведения урока.
Методы, приемы и средства обучения отобраны с учетом темы и целей урока, а также возможностей материально-технической базы. Мастером производственного обучения во время проведения урока использованы методы: словесный, наглядный, словесно-наглядный, практический.
Качество усвоения нового материала определяется мастером в виде ответов на закрепление нового материала, а так же в самостоятельной практической деятельности во время урока.
Темп речи мастера умеренный, дикция хорошая, материал изложен эмоционально, точно использована специальная терминология, были даны пояснения и формулировки. Проведен показ трудового приема, затем закрепление прошло в виде повтора трудового приема. Трудовые операции комментировались мастером и подкреплялись вопросами, ответами учащихся.


Анализ работы учащихся на уроке.
Активность и работоспособность учащихся соответствовала деятельности самих учащихся: во время актуализации опорных знаний учащиеся активно участвовали в фронтальном опросе, отвечали письменно.На протяжении занятия чувствовался интерес учащихся к теме и уроку.
Существуют некоторые требования к учащимся при прохождении производственной практики. Они заключаются в основном в выполнении трудовой дисциплины, умении слушать и слышать, активности и работоспособности при получении знаний, умений и навыков. А так же в строгом соблюдении правил техники безопасности, противопожарной и электробезопасности.
Анализ домашнего задания.
Проверка домашнего задания осуществляется на протяжении урока: учащиеся повторяли дома конспект предмета «Основы теории сварки», а так же задание творческого плана, составить подробный алгоритм выполнения слесарной операции разметки и кернения. Характер домашнего задания закрепляющий, тренировочный.
В конце вводного инструктажа подведен небольшой итог, сделано обобщение перед самостоятельной работой учащихся и повторение правил техники безопасности как в сварочной мастерской, так и безопасности при выполнении наплавки.
Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
Классная доска стандартная, зеленого цвета, оформлена к уроку: записаны тема, цели урока. На второй половине закреплен наглядный материал. Помещение чистое, хорошо проветренное перед уроком производственного обучения, освещение в норме. Применяемая наглядность на уроке соответствует нормам – величина букв, световые решения. На уроке не замечено нарушений правил охраны труда и техники безопасности.

Психологический анализ урока.
Психологическое состояние учащихся перед началом и в ходе урока нормальное, ребята собраны, организованы. В первой части урока наблюдается небольшой эмоциональный подъем.
Во время объяснения нового материала внимание учащихся поддерживается эмоциональной речью мастера (жестами, мимикой), наглядностью, грамотно подобранными вопросами (для актуализации опорных знаний), показом трудового приема, закреплением трудового приема учащимися.
Организация урока способствовала развитию видов памяти (механически-смысловой, произвольной и непроизвольной), основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
Урок способствовал развитию мышления учащихся: логического, технического. Урок способствовал общему развитию личности учащегося и коллектива учащихся в целом.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Конспект урока производственного обучения.
Вопросы на тему предыдущего урока: « Зажигание дуги».
1.Чем опасна для человека электрическая дуга?
Электрическая дуга опасна для человека тем, что выделяет как видимые, так и невидимые лучи (ультрафиолетовые, инфракрасные), которые могут вызвать ожоги. Кроме того, при горении дуги образуются пыль, брызги расплавленного металла и отравляющие газы.
2. Условия зажигания и устойчивого горения дуг и зависят от таких факторов, как состав обмазки при сварке штучными электродами, род тока (постоянный или переменный), прямая или обратная полярность при сварке на постоянном токе, диаметр электрода, температура окружающей среды.
3. Режимом сварки называют совокупность характеристик сварочного процесса, обеспечивающих получение сварных швов заданных размеров, форм и качества.
4.При РДС такими характеристиками являются: диаметр электрода, сила сварочного тока, напряжение дуги, скорость сварки, род тока, полярность и др.
5.Для приближённых расчётов силы сварочного тока на практике пользуются формулой:
Где dэл – диаметр электрода, мм; к – коэффициент, принимаемый в зависимости от диаметра электрода: J = к*d эл.
Д,мм 1-2 3-4 5-6
К, А/мм 25-30 30-45 45-60
6.Какие средства индивидуальной защиты выдаются сварщикам?
Все сварщики должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты согласно отраслевым нормам выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений. При выполнении электросварочных работ в условиях повышенной опасности поражения электрическим током (сварка в емкостях и отсеках,) электросварщикам кроме спецодежды должны выдаваться электрозащитные средства: диэлектрические перчатки, диэлектрические галоши и диэлектрические коврики, специальные каски.
Для защиты перчаток от брызг расплавленного металла необходимы брезентовые рукавицы, а для защиты ковриков брезентовые или асбестовые накладки.
7. Какие требования предъявляются к спецодежде сварщика?
Спецодежда сварщика должна надежно защищать его от искр и брызг расплавленного металла, механических воздействий, влаги, вредных излучений.
Одежду для сварщиков - куртку и брюки – шьют из брезента, сукна, замши; иногда комбинируют ткани.
8.Какие требования предъявляются к спецобуви электросварщика?
Ноги электросварщика должны быть защищены специальной обувью от механических травм и брызг расплавленного металла. В качестве спецобуви применяются кирзовые сапоги и ботинки. Кроме того, применяется и новая спецобувь полусапоги со специальными носками и застежкой сзади, которые защищают переднюю часть стопы от ушибов при падении на ноги тяжелых деталей.

9.Как защищают органы дыхания электросварщика от газов, образующихся при сварке?
Для защиты органов дыхания от вредного действия газов, образующихся при сварке, используют приточно-вытяжную вентиляцию. При сварке сварщик располагается таким образом, чтобы газы не попадали под щиток или очки. При выполнении сварочных работ на улице сварщик располагается так, чтобы ветер относил от него газы. При сварке цветных металлов сварщик надевает респиратор с химическими фильтрами, а при сварке внутри емкостей противогаз.
10.Какие защитные индивидуальные средства предохраняют лицо и глаза сварщика?
Для защиты лица и глаз от искр, брызг расплавленного металла, ультрафиолетового и инфракрасного излучения, слепящей яркости видимого света применяются щитки и очки со стеклами-светофильтрами.
Щитки применяются при электросварочных работах, а очки как при электросварочных, так и при газопламенных работах.

Изложение нового материала на тему: «Наплавка валиков в нижнем положении сварного шва».
План занятий.
1.Организация рабочего места и ознакомление с правилами техники безопасности.
2.Подготовка сварочных материалов.
3. Практические упражнения.

Организация рабочего места сварщика до и после работы и ознакомление с правилами техники безопасности:
Убедиться в наличии заземления.
Перед включением источника питания очистить его от пыли, грязи, случайно попавших огарков электродов или кусков сварочной проволоки.
Проверить надежность изоляции сварочных проводов и их присоединения, при необходимости подтянуть крепление, изолировать место повреждения сварочного кабеля.
Проверить наличие основного и вспомогательного инструмента сварщика:
а) балластный реостат;
б) исправный электрододержатель;
в) щиток с защитными светофильтрами;
г) наличие резинового коврика;
д) спецодежда;
е) молоток;
ж) зубило;
з) напильники;
и) металлическая щетка;
к) очки;
л) наличие брезентовых штор на кабинах в сварочном цехе.
Во время сварки необходимо работать только в спецодежде. Куртка должна быть одета поверх брюк и застегнута, брюки должны закрывать обувь.
Запрещается пользоваться неисправными сварочными щитками и разбитыми защитными светофильтрами.
Нельзя работать при отключенной или неисправной системе вентиляции.
После окончания работы электрододержатель должен находится в таком положении, при котором исключался бы его контакт с токоведущими частями сварочного поста.
Подготовка сварочных материалов:
Очистить поверхность пластин от грязи, масел, краски.
Уложить деталь на стол, нанести чёткие риски для будущих валиков.
Выбор силы сварочного тока по формуле Jcb.= к*dэл., опробовать опытным путем на пластине.
Технология наплавки валиков по инструкционно-технологической карте.
Очистить швы от шлака, окалины и брызг металла.
Для получения валика нужной ширины производят поперечные колебательные движения электрода. Если перемещать электрод только вдоль оси шва без поперечных колебательных движений, то ширина валика определяется лишь сварочным током и скоростью сварки и составляет от 0,8 до 1,5 диаметра электрода. Такие узкие (ниточные) валики применяют при сварке тонких листов, при наложении первого (корневого) слоя многослойного шва, при сварке по способу опирания и в других случаях.
Наплавка ниточных валиков сопровождается двумя движениями электрода: сверху вниз по оси электрода и вдоль линии шва, т.е. вдоль направления наплавки (рис.1).


Практические упражнения.
Упражнение 1.Расплавить электрод, поддерживая устойчивое горение дуги.
Вначале необходимо установить максимальную величину сварочного тока, что облегчит учащемуся зажигание и поддержание сварочной дуги. На пяти – восьми электродах учащийся учится зажигать и поддерживать сварочную дугу, затем величину сварочного тока необходимо постепенно уменьшать, доведя её до требуемой.
Упражнение 2.Наплавить на пластину ниточный валик вертикально расположенным электродом (рис.2, а).
Упражнение надо выполнять на предельно короткой дуге так, чтобы шлак располагался за дугой, не смешивался с расплавленным металлом и не затекал вперёд дуги при движении электрода вдоль наплавляемого валика.
Упражнение 3. Наплавить на пластину ниточный валик электродом, расположенным углом назад (рис.2, б).
Упражнение выполняется при увеличенной скорости перемещения электрода и силе тока, большей по сравнению с предыдущим упражнением на 10-15%.Сварка (наплавка) углом назад позволяет получить шов или валик более высокого качества по сравнению со сваркой вертикально расположенным электродом или углом вперёд.


























ПРИЛОЖЕНИЕ2.

Тематическое тестирование по теме: «ВЫБОР РЕЖИМОВ СВАРКИ»
Задания.
Вставьте
Режимом сварки называют ___________________________ сварочного процесса, обеспечивающих получение сварных швов заданных размеров, форм и качества.
Эталон: совокупность характеристик.

Выберите все правильные варианты ответов
При РДС характеристиками режима сварки являются:
а) диаметр электрода
б) длина пластины
в) сила сварочного тока
г) напряжение дуги
д) скорость сварки
е) род тока
ж) полярность тока
з) длина электрода
Эталон: а, в, г, д, е, ж.

Допишите

Icв= k
Эталон: d

Выберите правильный ответ
При толщине свариваемого изделия 3 мм, диаметр электрода, мм

а) 1,5 – 2,0
б) 3
в) 3 – 4
г) 4,0 – 5,0
Эталон: 3 мм

Установите правильную последовательность
Подготовку к сварке осуществляют в следующей последовательности:
А. Определяют толщину металла;
Б. Выбирают диаметр электрода;
В. Выбирают режим сварки;
Г. Выполняют зачистку металла до металлического блеска.

Эталон: Г, А, В, Б.
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

Тематическое тестирование по теме: «ЗАЖИГАНИЕ ДУГИ».
Задание 1 – 3 на дополнение
Дополните

Электрическая дуга опасна для человека тем, что выделяет _______________

Эталон: ультрафиолетовые, инфракрасные лучи.


Дополните

Зажигание дуги выполняется двумя способами: 1_________________________
2 __________________________

Эталон: 1 кратковременным прикосновением
2 чирканьем


Дополните

Для защиты органов дыхания от вредного действия газов используют ________

Эталон: приточную вентиляцию


4. Выберите все правильные варианты ответов

Первым условием зажигания и горения дуги является наличие электрического источника питания дуги
а) трансформатор
б) ацетиленовый генератор
в) выпрямитель

Эталон: а), в)


Выберите правильные ответы

Учащемуся облегчит зажигание дуги
а) минимальная величина сварочного тока
б) максимальная величина сварочного тока

Эталон: б.
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лист рабочей тетради
По производственному обучению «Сварщик»
Данная рабочая тетрадь рассчитана на возраст 16-17 лет, 1 курс. Время тестирования –10 мин. За каждый правильный ответ-1балл.
Средства индивидуальной защиты.
Задание №1. Заполните табл.1.
Таблица 1
Классы средств индивидуальной защиты
Класс
Примеры

Специальная одежда


Специальная обувь


Средства защиты головы


Средства защиты органов дыхания


Средства защиты лица


Средства защиты глаз


Средства защиты органов слуха



Задание №2. Заполните табл.2.
Для защиты глаз и лица от лучей электрической дуги сварщик использует щиток или маску. Номер светофильтра при дуговой сварке металлическим электродом подбирается в зависимости от величины сварочного тока.

Таблица 2
Марка светофильтра
Сила сварочного тока, А





30 – 60


60 – 150


150 – 275


275 – 350


350 – 600


600 – 700


700 – 800


800 – 900





Задание №3. Запишите название средства индивидуальной защиты сварщика, приведённого на рис 1.



1-_________________________________________________

Задание №4. Чем оснащаются передвижные сварочные посты для защиты близко работающих людей других профессий?
а) ________________________________________________
б)___________________________________________________
в)____________________________________________________

5. Запишите, для каких работ служат очки, изображенные на рис. 2?


__________________________________________________


Заголовок 1 Заголовок 815