Методическая разработка урока по теме: «Набрасывание раствора лопаткой из ящика с различных положений»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


Методическая разработка урока
по теме: «Набрасывание раствора лопаткой из ящика с различных положений»

13 HYP
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·D0%BD%D0%BE%D0%B9 %D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B9&pos=360&rpt=simage&pin=1" 1415


Подготовил
мастер производственного обучения
высшей квалификационной категории
Нина Викторовна Мареева



г. Павловский Посад 2015год

Пояснительная записка

Главная проблема, стоящая перед мастером производственного обучения, связана с поиском более эффективных и разнообразных способов организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации, активизации и включения механизмов личностного развития.
Различные предлагаемые виды уроков: комбинированный, интегрированный, игра, помогают решить задачи превращения учебного процесса в средство умственного развития личности.
Данный урок - классический комбинированный. На комбинированном уроке преподаватель может достичь нескольких целей. Этапы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач.
Структура комбинированного урока состоит из следующих этапов:
проверка домашней работы и опрос обучающихся;
изучение нового материала;
первичная проверка его усвоения;
упражнения на закрепление новых знаний;
повторение ранее изученного в виде беседы;
проверка и оценка знаний учащихся;
задание на дом.
Все этапы открытого урока сопровождает мультимедийное оборудование.
План урока по теме:
«Набрасывание раствора лопаткой из ящика с различных положений».

Раздел: Производство штукатурных работ.
Цели урока:
Обучающая: ознакомить обучающихся с технологией набрасывания
раствора лопаткой из ящика;
Развивающая: развивать навыки познавательной деятельности;
Воспитывающая: воспитание любви к профессии.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО:
Плакат: «Штукатурные слои»; инструменты для производства штукатурных работ; лекция.

Тип урока: комбинированный;

Межпредметные связи:
Материаловедение, производственное обучение по профессии «Мастер отделочных строительных работ».















План урока.

1. Организационный момент
- взаимное приветствие;
- проверка списочного состава обучающихся

2. Повторение пройденного материала:
-по методу Штейнберга тема пройденного урока: «Виды штукатурных работ»;
- тестовое задание для двух вариантов из 5 вопросов.

3. Изучение нового материала
- объяснение нового материала;
- лекция преподавателя;
- чтение материала самостоятельно;
- оформление записей конспекта;

4. Закрепление изученного материала:
- проверка понимания с помощью упражнения типа: ответить на вопросы;
- выполнение задания письменно;
- проверка выполненного задания и самооценка;

5. Заключительная часть:
- подведение итогов урока;
- оценивание работы на уроке;
- определение домашнего задания;



Ход урока.

Организационный момент:
- взаимное приветствие,
- проверка списочного состава группы;
- объявление темы и целей урока.

Повторение пройденного материала по теме:
Производство штукатурных работ - по Штейнбергу.


Задание № 1.
Заполнить ось К1: «Подготовительные работы».
1. Какое важное свойство необходимо придать поверхностям для лучшего сцепления со штукатуркой?
2. Какую подготовку необходимо сделать на металлических, каменных, деревянных поверхностях
Заполнить ось К2: «Инструменты штукатура»
1. Назвать инструменты штукатура.
(сокол, полутерок, терка, мастерок, правило, уровень, отвес)
Заполнить ось К3: «Штукатурные слои»:
Какие Вы знаете штукатурные слои, их размеры?
Задание № 2
Тестовые задания для 2 вариантов.
Вариант 1.
1) Указать, как подразделяются строительные процессы?
а) штукатурные работы, малярные работы, облицовочные работы;
б) озеленение строительного объекта;
в) основные, вспомогательные и транспортные;
г) общестроительные работы, отделочные работы;

2) Что лежит в основе организации труда строителей – отделочников?
а) большой расход и перерасход материалов;
б) несоответствие рабочего времени на определенном участке работы;
в) новая прогрессивная технология, рациональный выбор методов работ и
механизмов, оптимизация фронта работ;
г) работа в две смены;

3) Что является параметрами сетевого графика, подлежащие расчету?
а) объем выполненных работ;
б) продолжительность критического пути, ранее начало работы, ранее окончание работы, позднее начало работы, позднее окончание работы;
в) объем материала: его расход и перерасход;
г) расчет машин и механизмов;

4) Какие бывают допуски?
а) только положительными;
б) только отрицательными;
в) знакопеременными;
г) положительными, отрицательными, знакопеременными;

5) Когда необходимо произвести отделочные работы в деревянных рубленных зданиях?
а) сразу после устройства крыши;
б) после полной осадки;
в) необходимо забить дранку и здание готово к отделочным работам;
г) параллельно с работами по монтажу электропроводки, устройства полов и потолка;


Вариант 2.
1) Указать инструменты штукатура - маляра;
а) лом, уровень;
б) кельма, полутерок, отвес
в) плиткорез, правило
г) рубанок, циркулярная пила;

2) Чем можно определить отметки уровня пола, если длина помещения более 50метров?
а) рулеткой;
б) нивелирными рейками с нивелиром;
в) водяным уровнем;
г) угольником;

3) В чем сущность набрасывания ковшом?
а) «бери больше, кидай дальше»
б) работа производительнее в 2 раза по сравнению с мастерком;
в) берет и набрасывает большой объем;
г) пользуются при больших объемах работ;

4) Каким инструментом будет пользоваться штукатур при вытягивании раствора?
а) шаблоном;
б) полутерком;
в) правилом;
г) угольником;

5) Должен ли следить рабочий при оштукатуривании поверхностей за своей осанкой?
а) не обязательно;
б) нужно ли?
в) обязательно;
г) по возможности;



Изучение нового материала по теме:
«Способы набрасывания раствора лопаткой с сокола с различных положений».
Штукатурный раствор наносят двумя способами: набрасыванием и намазыванием в зависимости от навыков штукатуров, густоты и вида раствора, а также вида поверхности.
Существует несколько приемов набрасывания штукатурного раствора. Определяются они пр
·именяемым при этом инструментом. Наиболее часто раствор набрасывают на поверхность лопаткой с сокола и ковшом. Эту операцию выполняют также, забирая раствор непосредственно из ящика лопаткой, совком, совком – лопаткой.
При набрасывании раствор ударяется о поверхность, заполняет все поверхности и пустоты, и хорошо уплотняется, образуется прочная штукатурная корка.
Набрасывание раствора лопаткой с сокола. Штукатурная лопатка с цельнотянутой ручкой наиболее удобна в работе. Лопатки с приклепанными или приваренными ручками неудобны тем, что около приклепанной части наслаивается раствор и утяжеляет лопатку.
Лопатка служит для накладывания, размешивания, заглаживания, намазывания, набрасывания и срезания раствора. Штукатурные лопатки изготовляют большие, средние и малые.
Сокол представляет собой деревянный щит с ручкой. На нем укладывают порцию раствора, которую затем забирают лопаткой; соколом можно также намазывать, разравнивать и заглаживать раствор.
Щит изготовляют из трех-четырех сосновых досок толщиной 15 мм. Более толстые доски утяжеляют сокол. Доски собирают на шпонках , которые препятствуют короблению шита. Шпонки, кроме того, служат упором для лопатки во время намазывания раствора с сокола на поверхность. Шпонки должны выступать над плоскостью щита на 1520 мм.
Ручку крепят к щиту двойным шипом и дополнительно прибивают гвоздем. Шип ручки должен быть на 12 мм ниже уровня плоскости щита. Это исключает возможность зацепления во время работы полотном лопатки за шип ручки.
Сокол должен быть легким, с гладким, ровным полотном щита и хорошо остроганными ребрами.
Кроме деревянных, используются соколы из дюралюминия или других легких сплавов. Металлические соколы не имеют шпонок. Это является их недостатком, поскольку щит лишается упора для лопатки при поддержании ею сокола во время работы. Острое полотно лопатки может соскользнуть и поранить руку. Прижимать сокол во время работы руками без помощи лопатки не всегда удобно.
Кроме перечисленных плоских соколов, применяют тарельчатые, изготовленные из тонкой листовой стали с загнутыми краями. Эти соколы удобны тем, что на них можно набирать большое количество жидкого раствора (23 л вместо 0,5 л на обычном соколе). Для выполнения других операций они неудобны.
Для хранения и приготовления штукатурного раствора служат штукатурные ящики.
Наиболее удобны в работе ящики, оборудованные колесами или катками, которые пристраиваются к двум или четырем ножкам.
Рекомендуется применять инвентарные штукатурные ящики, изготовленные из тонкой листовой стали. Они очень удобны и долго служат, можно пользоваться также деревянными ящиками, изготовленными из тонких досок -15-25 мм.

Набирание раствора на сокол и его нанесение на поверхность производятся так Штукатур берет левой рукой сокол, а правой лопатку, подходит к ящику с раствором и становится так, чтобы правая нога была ближе к ящику, а левая отставлена назад Одной стороной сокол кладут на борт нижнюю. Набрав на сокол нужное количество раствора, с краев снимают излишки.
При оштукатуривании стены сокол рекомендуется держать слегка наклонно к ней, чтобы рабочий не пачкал руки раствором. Забирать порцию раствора с сокола необходимо правым ребром или концом лопатки так, чтобы она двигалась от края сокола (от себя) к его середине.
При набрасывании лопаткой раствора на поверхность работают не всей рукой, а только кистью. Рабочий делает взмах лопаткой и резко останавливается раствор быстро сбрасывается с лопатки. Взмах должен быть не очень сильным, так как от резкого толчка раствор разбрызгивается.
Наносят раствор лопаткой с сокола по-разному: слева направо и справа налево. Это зависит от места, куда наносят раствор. Удобнее наносить раствор движением руки слева направо. Однако такой прием не годится, когда приходится наносить раствор справа налево, например в угол.
При оштукатуривании потолков сокол необходимо держать на уровне плеча и обязательно под местом набрасывания раствора, чтобы падающий раствор попадал на сокол.
Набрасывать раствор на потолок можно через голову или через плечо над собой.
При набрасывании от себя взмах лопатки и броски раствора направляются вперед от штукатура. Когда броски производят над собой, то раствор ложится почти над головой, но взмах лопатки должен быть направлен немного вправо. Если раствор наносят через голову или через плечо, то броски раствора ложатся за спиной штукатура.
При нанесении раствора следует всегда выбирать такое положение, чтобы не бросать раствор в сторону работающего рядом штукатура и не обрызгивать его раствором.
Надо уметь набрасывать раствор различными бросками: широкими, узкими, толстыми и тонкими. При широких и тонких бросках взмах лопатки должен быть резким, а при узких и толстых плавным.
При набрасывании раствора лопаткой с сокола ящики со штукатурным раствором следует устанавливать как можно ближе к оштукатуриваемой поверхности.

4. Закрепление материала по новой теме
По устным вопросам преподавателя
- Какими инструментами можно набрасывать раствор на поверхности стен и потолков?
- Опишите способ набрасывания раствора на поверхность стен в положении «слева – направо»
- Опишите способ набрасывания раствора на поверхность стен в положении «справа – налево»
- Какие Вы знаете три способа набрасывания раствора на потолок?



5.Заключительная часть
Подведение итогов урока
- оценивание обучающихся.
6. Домашнее задание
- повторить материал на стр.70 – 74, учебник А.М.Шепелев.

Список использованной литературы.

Шепелев А.М. «Штукатурные работы», Москва 1970г.
Ивлев. А.А. Кальгин А.А., О.М.Скок «Отделочные
строительные работы», Москва 2001г.
Мороз Л.Н. Лапшин П.А. Штукатур: мастер отделочных строительных работ. - Ростов/Д: Феникс
Белоусов Е.Д. Технология малярных работ: Учебник. - М.: Высш. школа.
Облицовщик. Мастер отделочных строительных работ. Ростов-на/ Дону: Издательство «Феникс».
Материаловедение для отделочных строительных работ: учебник для нач.проф.образования М. Издательский центр «Академия».
Интернет источники:
- www.stroitelstvo-new.ru/shtukaturnye_raboty.shtml
-www.remont 63.ru/gost33.htm






Рисунок 115