ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ


Учитель МБОУ СОШ №19, Боева Г.А.
Учитель МБОУ СОШ № 52, Вдовина Е. В.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Стандарты второго поколения подразумевают, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Одним из методов самообразования является исследовательский метод. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в определённое время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
В основе исследовательской деятельности лежат:
-умение ориентироваться в информационном пространстве;
-умение самостоятельно конструировать свои знания;
-умение интегрировать знания из различных областей наук;
-умение критически мыслить.
Работа эта очень сложная, поэтому необходимо постепенно готовить учеников начальных классов.
Проведение учебных исследований – это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.
Представим систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Первый этап – это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий в школе мы знакомим детей с методами исследования (откуда можно получить информацию): задать вопросы самому себе, другу, спросить у взрослых, посмотреть в книгах, познакомиться с фильмами («Мир живой природы») провести наблюдение, эксперимент, поискать в Интернете и т.д.
На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым мы объясняем цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.
Необходимо помочь учащимся выбрать тему своего исследования. Можно провести анкетирование. (Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время? Что меня интересует больше всего – литература, математика, история, медицина, искусство?) Если эти вопросы не помогли, попросить совета у родителей, одноклассников. Выбранную тему надо записать.
Далее мы учим детей ставить цель и задачи исследования. (Я хочу расследовать, зачем кошке усы?)
Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Для этого используем следующие задания: показываем картинки и предлагаем задать по ним вопросы. Другое задание – с помощью вопросов отгадать загаданный предмет.
Далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе требуется оригинальность мышления. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение: давайте вместе подумаем, почему утята умеют плавать, а цыплята нет, почему медведь зимой спит, и т. д.;
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. В этом помогает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, нахождение четвёртого лишнего и т.д.
Эти и другие виды заданий позволяют нам сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в четвёртом классе.
Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику усвоить алгоритм научного познания.
Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее важно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
При совпадении интересов у нескольких школьников можно организовать мини-группы.
Мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков. Мы должны иметь в виду, что в данном случае мы должны получить два результата. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - проект, отчёт и т.д. Второй, самый важный – бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, исследовательской работы.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особое значение. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Защита – один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
- усвоение алгоритма исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор школьников;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формирует социальный опыт в труде и общении;
- способствует профессиональному росту учителей, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.Список литературы
1. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения //Завуч. 2003. №6. С.96-112
2. Н.Б. Шумакова. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство МПСИ 2004.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
4. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников.– Ярославль: Академия развития 2004.
5. Савенков А.И. Я исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.