Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихсяс ОВЗ 8 вида 5-7 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЛБШЕСУНДЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МОРГАУШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рассмотрено
на заседании педагогическогосовета протокол №_____
от 30 августа 2016 г. Утверждено
Приказом школы
приказ №_____
30 августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
для обучающихся с ОВЗ 8 вида
МБОУ “Большесундырская СОШ”
Моргаушского района Чувашской Республики
разработана педагогом-психологом
Петровой З.В.


2016-2017 уч. Год
Срок реализации программы – 2016 – 2017 учебный год
Данная учебная программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта Начального и основного Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г., с учётом всех изменений);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по СБО в 5 -9 классах составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000год, под редакцией В.В. Воронковой, авторы В. И. Романова, Н. П. Павлова) с дополнениями и изменениями.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений 8 вида на изучение СБО на ступени основного общего образования отводится:
в 5 классе - 1 час (34 уч. недели),
в 6 классе – 1 час (34 уч. недели);
в 7 классе – 1 часа (34 уч. недели)
Уровень общего образования - основное общее образование
Составитель программы – Петрова З.В., педагог-психолог

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 – 9 классах основных общеобразовательных школ для обучающихся с ОВЗ VIII вида соответствует Федеральному компоненту стандарта образования и учебному плану МБОУ «Большесундырская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, разработанному на основе Базисного учебного плана, с учетом требований, установленных СанПиНами. Рабочая программа по СБО в 5 -9 классах составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000год, под редакцией В.В. Воронковой, авторы В. И. Романова, Н. П. Павлова) с дополнениями и изменениями.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом.

Специальные (коррекционные) занятия по СБО направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социально – бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития учеников, культуры поведения и отношений в семье.
Обучение учащихся в системе занятий по СБО носит предметно – практический характер, тесно связано как с жизнью и профессионально – трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель:
- дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья такие доступные знания, умения и навыки, которые помогут им в современных экономических условиях успешно интегрировать в общество, адаптироваться в социуме и быту, реализоваться в жизни.
Система организации социально - бытовой ориентировки
Социально- бытовая ориентировка учащихся на уроке продолжается в системе внеклассной и внеурочной работы, практической деятельности в семье.
Общая характеристика учебного процесса
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений 8 вида на изучение СБО на ступени основного общего образования отводится:
в 5 классе - 1 час (34 уч. недели),
в 6 классе – 1 час (34 уч. недели);
в 7 классе – 1 часа (34 уч. недели).
Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Социально – бытовая подготовка складывается из следующих содержательных компонентов (точное название блоков):
- Личная гигиена;
- Одежда и обувь;
- Питание;
- Семья; Семейные отношения;
- Культура поведения;
- Жилище;
- Транспорт;
- Торговля;
- Средства связи;
- Медицинская помощь;
- Учреждения, организации и предприятия;
Экономика домашнего хозяйства;
Трудоустройство.
Система контроля знаний, умений и навыков
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по 5-ти бальной системе.
Контроль осуществляется учителем путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования.
Виды опроса:
- устный;
- письменный;
-индивидуальный;
- фронтальный;
- уплотненный и выборочный;
- по пройденному учебному материалу;
- по новому материалу.
Тестовый контроль проводится по итогам определенных четвертных, годовых отрезков времени, а также по отдельным темам и разделам программы.
Оценка устных и письменных работ:
- оценка « удовлетворительно» - выполнено от 40 до 50 % заданий;
- оценка « хорошо» - от 50 – до 90% заданий;
- оценка « отлично» при выполнении 90 - 100% заданий.
При выполнении заданий ниже 40 % выставляется оценка « неудовлетворительно».
По итогам учебного года проводятся контрольные работы.
Учитель отслеживает не только уровень теоретических знаний ученика, но и уровень сформированности практических умений и навыков, и основным критерием здесь выступает качество выполнения задания.
Обязательные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся Эти требования структурированы по двум компонентам: «знать/понимать», «уметь» использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Эти компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
В течение десяти лет обучения в школе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья научатся владеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
в сфере организации питания:
– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
– различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
в сфере ухода за телом:
– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
– мыть тело;
– мыть и расчёсывать волосы;
– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
– пользоваться дезодорантом;
– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
в сфере ухода за одеждой и обувью:
– пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
– складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
– чистить одежду щёткой;
– стирать одежду вручную и в стиральной машине;
– гладить одежду;
– выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
– чистить обувь;
– сушить мокрую обувь;
в сфере ухода за жилищем:
– наводить порядок в помещении;
– застилать постель;
– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
– подметать и мыть, пол;
– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
– пользоваться пылесосом;
– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая), связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека), культуры (библиотека, кинотеатр, музей);– различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
– ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
– осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
– обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
– правильно вести себя в учреждениях культуры;
– пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
– ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
– пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:
– представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 6 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни. Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
– называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
– называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
– определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
– планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
– приглашать и принимать гостей;
– поздравлять с праздником;
– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Содержание раздела «Трудоустройство» (9 класс.) направленно на ориентировку учащихся:
– называть основные документы гражданина РФ.
– называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при устройстве на работу;
– оформлять документы (заявление, анкета);
– ориентироваться в ситуациях: заключения трудового договора, перехода с одной работы на другую, начисления трудового стажа, оформления больничного листа.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
1. Введение – начальная диагностика 1 ч.
2. Личная гигиена – 5 ч.
3. Одежда и обувь –4 ч.
4. Питание – 8 ч.
5. Жилище – 4 ч.
6. Культура поведение – 4 ч.
7. Транспорт –4 ч.
8.Торговля – 3
9. Итоговая диагностика – 1 ч.
Содержание.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.
Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего вечернего туалета. Здоровье и красота прически. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования ) вещей. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни человека. Правила бережного отношения к зрению. Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье детского организма. Воспитание силы воли.
Практические работы.
Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, шеи, ног, ушей, чистка зубов, причесывание волос, стрижка ногтей, уход за кожей рук. Стирка носового платка, носок. Установка настольной лампы.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ.
Значение одежды. Головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.
Практические работы.
Сушка и чистка – домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.
ПИТАНИЕ.
Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима на здоровье детей. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и кухней. Сервировка стола.
Практические работы.
Чтение рецепта приготовления блюда. Подбор продуктов, нарезка хлеба, сырых и вареных овощей. Приготовление бутербродов, салата, заваривание чая, сервировка стола к чаю, чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды.
СЕМЬЯ.
Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся( ФИО, возраст каждого члена семьи) Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.
Практические работы.
Составление родового древа.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ,
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя, стоя для общего здоровья человека. Формы исправления осанки.
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом.
Практические работы.
Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки. Ролевая игра.
ЖИЛИЩЕ.
Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции- комнаты отдельные, смежные:; по назначению. Организация рабочего места школьника. Виды отопления. Почтовый адрес дома, школы.
Практические работы.
Заполнение почтового адреса на конверте. Организация рабочего места ученика.
ТРАНСПОРТ.
Виды транспортных средств. Проезд в школу( маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Практические работы.
Оплата проезда в транспорте. Составление маршрута безопасного движения от школы домой, изготовление знаков дорожного движения.
ТОРГОВЛЯ.
Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные: «Булочная» и др. Виды товаров фасованные и в развес и розлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Срок годности, стоимость. Хранение товаров фасованных и в развес, розлив.
Практические работы.
Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов. Их стоимостью. Определение срока годности продуктов, приобретение продуктов в магазине, проверка чека и сдачи.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Обучающиеся научатся:
Личной гигиене:
-совершать утренний туалет, в определенной последовательности, совершать вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу, стричь ногти, беречь зрение, стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте и порядке;
- проявлять силу воли, противостоять вредным привычкам.
В области одежды и обуви:
- различать одежду и обувь в зависимости от назначения,п одбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению;
Питания:
- нарезать ножом продукты для бутербродов, вареные овощи ( кубиками и соломкой), накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, соблюдать правила техники безопасности и санитарно – гигиенические нормы и правила;
Культуры поведения:
- следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу);
писать адреса на почтовых открытках;
Транспорта:
-соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения;
Торговли:
-выбирать продукты с учетом срока годности, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
Обучающиеся получат возможность научиться:
В области личной гигиены:
-последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;
-охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;
- знать о вреде курения и алкоголя.
Одежды и обуви:
Виды одежды и обуви, их назначение, правила ухода за одеждой и обувью.
Питания:
-значение питания;
-виды блюд, не требующих тепловой обработки (виды бутербродов), правила заваривания чая;
- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола, правила пользования ножом, плитой;
- правила уборки помещения и мытья посуды.
Семьи:
-родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст членов семьи.
Культуры поведения:
-требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.
Жилища:
-виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, виды жилья, варианты квартир, виды отопления;
- почтовый адрес своего дома и школы;
-правила организации рабочего места ученика.
Транспорта:
- наиболее рациональный маршрут проезда до школы и дома;
- виды транспорта, варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде.
Торговли:
- знать основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них, стоимость продуктов;
- правила культуры поведения в магазине.
Социально-бытовая ориентировка-5 класс (35ч.)
№ п/п Дата Кол-во часов
Тема урока Практическая работа
1 четверть
Начальная диагностика Выполнение утреннего и вечернего туалета:
- чистка зубов, мытье рек, лица, ушей, ног;
- подмывание на ночь;
- стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем;
- расчесывание волос;
- стирка носового платочка, трусиков, носок;
- установка настольной лампы на рабочем месте.
2. 1 Личная гигиена
Правила личной гигиены в течение дня. 3. 1 Предметы и средства личной гигиены. 4. 1 Уход за полостью рта и ушами. 5. 1 Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз). 6. 1 Уход за волосами. 7. 1 Культура поведения
Поведение в музее, библиотека. - сюжетная игра «Посещение театра» - подготовка к игре и проведение ее силами учеников.
8. 1 Поведение в кино, театре. 9. 1 Жилище
Виды жилых помещений в городе и деревне. - Заполнение почтового адреса на открытке, почтовом конверте и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе;
- организация рабочего места школьника.
- уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.
10. 1 Почтовый адрес дома, школы. Написание адреса на почтовой открытке. 2 четверть 11. 1 Правила вытирания пыли и подметания пола. 12. 1 Последовательность уборки детской комнаты. 13. 1 Питание
Значение продуктов питания для здоровья человека. - сервировка стола с учетом различного меню;
- мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения;
- стирка салфеток.
14. 1 Кухонная посуда, приборы, приспособления – назначение. 15. 1 Столовая посуда, приборы – назначение. 16. 1 Правила мытья и чистки посуды. 17. 1 Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку. 3 четверть
18. 1 Культура поведения
Поведение за столом. - выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки;
19. 1 Правила приема пищи. 20. 1 Транспорт
Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе. - оплата проезда в транспорте;
- составление маршрута от дома до школы.
- изготовление знаков дорожного движения, встречающиеся по дороге к дому, школе;- рассчитать стоимость проезда от дома до школы и обратно;
- определить сумму денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца.
21. 1 Правила поведения в транспорте, на улице. 22. 1 Проезд в школу (транспортный и пешеходный маршрут). 23. 1 Правила дорожного движения. 24. 1 Торговля
Основные виды магазинов. Их название. Правила поведения в магазине. - Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы;
- определенные сроки годности (на примере молочных продуктов);
- приобретение продуктов (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи.
25. 1 Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товара. 26. 1 Порядок покупки товара в продовольственном магазине. 4 четверть
27. 1 Питание
Приготовление бутербродов.
- чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов;
- нарезка хлеба, сырых и вареных овощей;
- строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами;
- приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из варенья;
28. 1 Приготовление блюд из яиц (отварные, яичница).
29. 1 Приготовление салата или винегрета (вареные овощи) 30. 1 Одежда и обувь
Виды одежды и головных уборов, их назначение. - сушка и чистка – домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.
31. 1 Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению. 32. 1 Виды обуви, их назначение. 33. 1 Повседневный уход за кожаной обувью. 34 1 Подготовка обуви к хранению. 35 1 Итоговая диагностика 6 КЛАСС
Содержание.
лИЧНАЯ гИГИЕНА.
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания. Правила и приемы выполнения воздушных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения- контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство.
Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач: освещенность, расстояние, упражнения и время отдыха глаз.
Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.
Практические работы.
Просмотр учебных фильмов о вреде курения и алкоголя Обтирание тела, принятие душа, солнечных и воздушных процедур. Комплекс утренней зарядки. Уход за глазами.
Одежда. Обувь.
Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке:
- правила пришивания пуговиц. Вешалок, крючков. Петель. Зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из х\б тканей.
Глажение фартуков, косынок, носовых платков и др.
Практические работы.
Пришивание пуговиц, крючков и петель, зашивание распоровшегося шва, стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, соблюдение правил Т.Б.
Питание.
Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.
Практические работы.
Экскурсия в продуктовый магазин, знакомство с отделами и видами товаров, гарантийный срок, проверка чека и сдачи.
Приготовление каши, вареных яиц, картофеля, чая оформление готовых блюд. Мытье посуды с применением химических моющих средств. Соблюдение правил Т. Б. . Составление рецепта приготовления собственного блюда.
Семья.
Место работы каждого члена семьи. Занимаемая должность. Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы.
Родственные отношения в семье. Запись сведений о семье.
Культура поведения.
Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Практические работы.
Сюжетная игра « Посещение театра». Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Жилище.
Гигиенические требования к жилому помещению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия.
Практические работы.
Сухая и влажная уборка помещений, пользование пылесосом и уход за ним. Соблюдение правил Т.Б.
Транспорт.
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта9 разовый проездной, проездной единый билет). Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы. В разные точки города.
Пригородные поезда. Расписание. Направления. Разовые и сезонные билеты.
Экскурсии.
Экскурсия на вокзал.
Практические работы.
Определить пункт назначения, стоимость проезда на пригородном поезде.
Торговля.
Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги и т.д.
Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. « Книги»: словари, учебники, детская литература и т. д Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека, для возможного обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
Практические работы.
Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами и видами товаров, ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком; приобретение доступного товара.
Средства связи.
Основные средства связи ( почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений ( письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).
Виды писем. Международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практические работы.
Экскурсия на почту - телеграф . Написание адреса на почтовых конвертах, на открытках и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Определить стоимость телеграммы простой, на художественном бланке, срочной.
Медицинская помощь.
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды медицинских учреждений. Работники медицинских учреждений.
Виды врачебной помощи: помощь на дому, « скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
Меры предупреждения глистных заболеваний.
Практические работы.
Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецепту, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медоборудования.
Учреждения, организации и предприятия
Дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК ( детский сад – школа)- учебно – воспитательный комплекс, дома детского творчества, гимназия, лицей, колледж и их назначение.
Практические работы.
Экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Обучающиеся научатся:
Личной гигиене.
Правила закаливание организма, правила обтирания, правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов, правила ухода за ногами. О вреде наркотиков и токсических веществ.
В областях:
Одежды и обуви.
Санитарно –гигиеническим требованиям и правилам Т. Б. при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами. Правила стирки изделий из х\б и шелковых тканей.
Культуры поведения.
Правилам поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий. Способам ведения разговора со старшими и сверстниками.
Питания.
Способам выбора доброкачественных продуктов .Способам первичной и тепловой обработки круп, молока и молочных продуктов, овощей; санитарно-гигиенические требованиям и правилам техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правилам пользования электроприборами, определению качества и сроков хранения продуктов, правилам хранения продуктов в холодильнике и без него, правилам составления рецепта блюда.
Средств связи.
Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды телеграфных услуг.
Медицинской помощи.
Виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, меры по предупреждению глистных заболеваний, о вреде самолечения. Состав домашней аптечки.
Семьи.
Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, права и обязанности в семье, правила поведения в семье.
Жилища.
Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно – гигиенические требования, правила пользования электропылесосом, Т. Б. при работе с электропылесосом.
Транспорта.
Основные транспортные средства, виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.
Торговли.
Основные виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы,, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров, правила поведения в магазине.
Учреждений.
Виды детских учреждений и их назначение, адрес ДДТ.
Учащиеся должны знать:
Слова, обозначающие понятия, указанные в программе, названия предметов и материалов, используемых в работе и действия с ними.
Обучающиеся получат возможность научиться:
В областях:
Личной гигиены.
Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества.
Культуры поведения.
Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий. Тактично и вежливо вести себя во время разговора.
Питания.
Пользоваться нагревательными приборами, соблюдать правила Т. Б.
Приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая санитарно- гигиенические нормы и правила Т. Б. Оформлять готовые блюда, сервировать стол. Вымыть, вычистить посуду.
Семьи.
Рассказать о месте работы родителей. Выполнять определенные обязанности в семье.
Жилища.
Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить электропылесосом ковры, батареи, книжные полки, чистить мебель, соблюдать правила техники безопасности при работе с электроприборами и химическими средствами.
Средств связи.
Находить по справочнику индекс предприятий связи, записывать адреса с индексом на конвертах, составлять различные тексты телеграмм, заполнять телеграфные бланки.
Медицинской помощи.
Записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
Одежды и обуви.
Пришивать пуговицы, крючки, кнопки, зашивать одежду. Подшивать платья, брюки, рукава. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия из цветных х\б тканей.
Транспорта.
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения транспорта. Ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, определять направление и зоны, пользоваться кассой-автоматом при покупке билетов на пригородные поезда.
Торговли.
Выбрать нужный товар, определить срок гарантии, обращаться к продавцу, кассиру, вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.
Учреждений.
Обращаться к работникам ДДТ, правильно вести себя в образовательных учреждениях. образования.
Тематическое планирование 6 класс:
1. Личная гигиена – 3 часа
2. Одежда. Обувь – 4 часа
3. Торговля -2 часа
4.Питание – 6 часов
3. Семья – 2 часа
4. Культура поведения – 2 часов
5. Жилище – 4 часов
6. Транспорт– 3 часа
9. Средства связи –3 часа
10. Медицинская помощь –3 часа
11. Учреждения – 2 часа
7 КЛАСС
Планируемые результаты освоения программы обучающимися с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Личная гигиена.
Правила соблюдения личной гигиены юноши и девушки; правила смены одежды, нательного и постельного белья; санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной. Правила ухода за кожей лица и волосами; виды косметических салфеток
Жилище.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; способы и периодичность ухода за окнами; виды моющих средств; способы утепления окон; правила ухода за мебелью; правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме.
Культура поведения.
Правила поведения при встрече и расставании; правила поведения в гостях; правила вручения и приема подарков.
Питание.
Виды питания, их особенности. Значение первых, вторых блюд. Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов; последовательность приготовления блюд; правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их; санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи; правила пользования столовыми приборами.
Семья.
Правила ухода за младшими. Тихие и подвижные игры, сказки, детские песенки, стихи.
Медицинская помощь.
Меры по предупреждению переломов; виды доврачебной помощи; правила обработки ран и наложение повязки ; меры по предупреждению осложнений; правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжении и вывихах.
Транспорт.
Функции железнодорожного транспорта; тип пассажирского вагона; примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния; виды справочных служб; виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа; о сроках и месте возврата приобретенных билетов.
Одежда и обувь.
Особенности стирки цветного и белого белья; правила пользования моющими средствами; устройство и правила пользования стиральной машиной; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины; последовательность и особенности утюжки белья и одежды. Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды и виды оказываемых услуг; правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Торговля.
Назначение универмага и универсама; различия между ними; ассортимент некоторых отделов универсама и универмага; стоимость отдельных товаров (мебель, ковер, холодильник, телевизора и др. ); подсчитывать стоимость покупок; правильно себя вести в магазине.
Средства связи.
Перечень предметов, посылаемых бандеролью; максимальный вес и стоимость посылаемых предметов; виды и способы упаковки бандеролей.
Учреждения, предприятия. Организации.
Местонахождение ближайшего промышленного предприятия; названия цехов, рабочих специальностей; Виды выпускаемой продукции.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Личная гигиена.
Определить тип кожи и волос; подбирать мыло и шампунь , средства от перхоти и выпадения волос.
Семья.
Ухаживать за младшими детьми; объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры; рассказывать сказки, петь детские песенки; помогать при уборке игрушек.
Жилище.
Убирать жилые помещения, чистить мебель; мыть зеркала и стекла; утеплять окна; ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства.
Культура поведения.
Культурно вести себя в гостях; выбирать подарки; изготавливать простые сувениры; вручать и принимать подарки.
Питание.
Приготовить первое и второе блюдо по рецепту, оформлять готовые блюда; сервировать стол к обеду; составлять меню завтрака, обеда, ужина; пользоваться механическими и электробытовыми приборами( мясорубка, миксер, терка и др.).
Медицинская помощь.
Пользоваться термометром; использовать лекарственные растения; готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны и накладывать повязки.
Транспорт.
Ориентироваться в расписании; приобретать билеты в железнодорожной кассе; обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону; выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте.
Одежда. Обувь.
Ремонтировать разорванные места одежды; штопать; стирать белье вручную и с помощью стиральной машины; гладить белье и одежду.
Торговля.
Найти и приобретать нужные товары в универсаме и универмаге; подсчитывать стоимость покупок; правильно себя вести в магазине.
Средства связи.
Заполнять бланки на отправку бандеролей , посылок; составлять опись посылаемых предметов; упаковывать бандероли; определять стоимость почтовых отправлений.
Учреждения, предприятия, организации.
Обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.
Обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.
Содержание.
Личная гигиена.
Особенности личной гигиены подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Одежда. Обувь.
Значение продления срока служения одежды. Виды штопки, наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей, стирка изделий из шелка вручную.
Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды.
Прачечная. Виды услуг. Правила пользования.
Питание.
Виды питания. Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов.
Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
Семья.
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание.
Соблюдение чистоты и порядка в школе, дома.
Культура поведения.
Правила приема приглашения в гости и формы отказа.
Подготовка к поездке в гости: внешний вид.
Жилище.
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения.
Уход за полом, в зависимости от покрытия( лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом.
Транспорт.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и получения его.
Торговля.
Универмаги и универсамы. Их назначение. Сельпо и сельмаг. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров: выбор товара, выяснение назначения, принципа действия; примерка одежды, обуви, головных уборов; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии. Распродажа товара по сниженным ценам, прием товаров у населения.
Средства связи.
Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном – автоматом, таксофоном, квартирным. Правила пользования телефонным справочником.
Культура разговора по телефону. Вызов полиции -02; пожарной команды- 01; утечка газа – 04; скорой помощи -03; и др. Получение справок по телефону - Служба точного времени « говорящие часы».
Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказа междугороднего телефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные разговоры.
Медицинская помощь.
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах.
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом. Наложение повязки на раны. Меры по предупреждению переломов.
Учреждения, организации и предприятия.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
Личная гигиена.
Мытье тела и волос, подбор мыла , шампуней с учетом их состояния ( жирные, сухие, нормальные).
Одежда.
Ремонт одежды : штопка, наложение заплат. Стирка мелких изделий из белой х\б ткани с помощью стиральной машины. Стирка изделий из шелка вручную. Экскурсия в прачечную, прейскурант на определенные виды стирки.
Питание.
Знакомства с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. Приготовление щей, киселя и компота из варенья. Соблюдение правил безопасности.
Семья.
Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку. Разучивание тихих и подвижных игр. Проведение игр с младшими школьниками.
Культура поведения.
Изготовление новогодних игрушек. Сюжетная игра « В гости к..». Правила поведения при встрече и расставании, при вручении подарков, в гостях.
Жилище.
Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом. Мытье полов.
Транспорт.
Экскурсия на ж\д вокзал: определить пункт назначения, выбрать вид поезда, уточнить стоимость проезда, выяснить свои возможности.
Торговля.
Экскурсия в универсам - самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара.
Средства связи.
Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки. Упаковка бандероли и посылки. Определение стоимости отправки простых и ценных посылок.
Медицинская помощь.
Экскурсия в травмопункт, наблюдение за накладыванием гипса.
Учреждения, организации, предприятия.
Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.
Тематическое планирование 7 класс.
1. Личная гигиена – 1 час
2. Одежда и обувь – 6 часов
3. Питание-4 часов.
4.Семья -2 часа
5. Культура поведения -2 часа.
6. Жилище -4 часов.
7 Транспорт – 3 часов.
8. бюджет -2 часа
9 Средства связи -2 часа
10 Медицинская помощь – 3 часов
11. Промышленные предприятия -2 часа
12. Торговля-2 часа
Календарно-тематическое планирование для 7 класса СБО- 35 часов.
№ п/п Дата Кол-во часов
Тема урока Практическая работа
1 четверть.
Раздел 1. Личная гигиена.
1 Личная гигиена подростков (мальчика и девочки) Мытье тела и волос, подбор мыла , шампуней с учетом их состояния( жирные, сухие, нормальные).
Раздел 2. Семья.
2 Помощь родителям в воспитании  и уходе за малышами. Разучивание тихих, подвижных игр. Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку. Разучивание тихих и подвижных игр. Проведение игр с младшими школьниками.
3 Паспорт. Получение 
паспорта. Раздел 3. Жилище.
4 Значение жилища для человека. Регулярная уборка жилого помещения. Сезонная уборка. Подготовка квартиры к зиме, лету. Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом. Мытье полов.
5 Способы и периодичность ухода за окнами. Виды моющих средств. Способы ухода за зеркалами. Средства и приспособления. 6 Виды мебели. Покрытие: мягкая – ткань, кожа; корпусная, столы, стулья – полировка, шпон, пластик. Уход за мебелью. 7 Обобщение пройденной темы. Раздел 4. Средства связи.
8 Виды бандеролей. Порядок их отправления. Упаковка. Заполнение бланка. Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки. Упаковка бандероли и посылки. Определение стоимости отправки простых и ценных посылок.
9 Экскурсия на почту. 2 четверть
Раздел 5. Культура поведения.
10 Правила поведения в гостях. Правила поведения при встрече и расставании, при вручении подарков, в гостях.
11 Выбор подарка. Правила вручения и прием подарка. Изготовление новогодних игрушек. Сюжетная игра « В гости к..». Раздел 6. Промышленные предприятия.
12 Названия цехов и отделов, имеющихся на предприятии Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.
13 Виды выпускаемой продукции. Название рабочих специальностей. Раздел 7. Транспорт.
15 Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы. Справочная служба вокзала. Расписание поездов. Экскурсия на ж\д вокзал: определить пункт назначения, выбрать вид поезда, уточнить стоимость проезда, выяснить свои возможности.
16 Виды пассажирских вагонов, типы поездов (пассажирский, скорый) Приобретение билетов. Камеры хранения. 17 Экскурсия на железнодорожный вокзал. 3 четверть
Раздел 8. Бюджет.
18 Бюджет семьи, источники дохода. Среднедушевой доход. 19 Составление доверенности на получение заработной платы. Раздел 9. Питание. 20 Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи.
Сервировка стола к обеду. Знакомства с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.
21 Приготовление закуски. Приготовление щей, киселя и компота из варенья. Соблюдение правил безопасности.
Раздел 10. Одежда и обувь
22 Ремонт одежды – наложение заплаты. Ремонт одежды: штопка, наложение заплат.
23 Ремонт белья – штопка разорванного места. 24 Ручная стирка белой х/б ткани. Стирка мелких изделий из белой х\б ткани с помощью стиральной машины. Стирка изделий из шелка вручную.
25 Утюжка белья. 26 Химчистка. Виды услуг. Правила обращения в пункты химчистки Экскурсия в прачечную, прейскурант на определенные виды стирки
27 Обобщение пройденного материала 4 четверть
Раздел 11. Торговля.
28 Универмаги и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Экскурсия в универсам - самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара.
29 Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения. Раздел 9. Питание.
30 Приготовление первого блюда. 31 Приготовление второго блюда. Раздел 12. Медицинская помощь.
32 Домашняя аптечка. Назначение и хранение домашней аптечки. 33 Первая помощь при травмах – микротравмы, ушибы, вывих, перелом. Экскурсия в травмопункт, наблюдение за накладыванием гипса.
34 Экскурсия в травматологический пункт. 35Итоговая диагностика