Презентация Учебные ситуации как способ реализации системно-деятельностного подхода


«Учебные ситуации как способ реализации системно-деятельностного подхода» Б. Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность» Динамичностью Глобализацией Экспоненциальным ростом информации Чем характеризуется новая (информационная) эпоха? * Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмыдеятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯНА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫКАК ЭЛЕМЕНТЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ:ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ«КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ«ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС В основе НОВОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл Виды ситуаций: Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное. Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность. Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности. Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления. Типология учебных ситуаций: Ситуация – проблема Ситуация – иллюстрация Ситуация - оценка Ситуация – тренинг Характеристика нейтральной ситуации В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников2. Учитель объявляет новую тему3. Учитель объясняет новую тему4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Примером учебной ситуации может стать: Ситуация неожиданности Ситуация предложения Ситуация конфликта Ситуация несоответствия Ситуация выбора Ситуация неопределенности Проблемы, возникающие при подготовке учебных ситуаций. Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию продумать содержание учебной ситуации;продумать её и её «аранжировку»-поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения. Проектирование и отборучебных ситуаций на примере учебной ситуации Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» … Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: «Золотые правила»использования приемов технологий Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди ученика от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;Учи анализировать каждый этап работы;Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Учись у времени,в котором ты живёшь! Список использованных ресурсов Е. Старостенко. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.И. Зимняя. Педагогическая психология "Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса". Часть III. [http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/pedogogicheskaya_psihologiya/glava2.htm].Нейтральная педагогическая ситуация. [http://vashabnp.info]