Урок истории на тему: Мировое хозяйство и международная торговля (8 класс)

Конспект урока истории «Мировое хозяйство и международная торговля»

Цели урока:
1) Образовательная – актуализировать знания о мировом хозяйстве и международной торговле; раскрыть сущность торговых отношений между государствами; показать принципы и формы международной торговли; объяснить понятия «мировое хозяйство», «международное разделение труда», «внешнеторговая политика», «валютный курс»; сформулировать понятие принятия валютного курса; выявить причины внешнеторговой политики;
2) Развивающая – Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать формы внешнеторговой политики; развивать умения работать с документальным материалом; развить навыки работы со статистическими данными; делать выводы по значимости международной торговли в жизни государства.
3) Воспитательная – способствовать развитию деловых навыков у учеников; воспитать стремление к самосовершенствованию личности.
Тип урока: Комбинированный урок.
Форма урока: Урок-лекция.
Средства обучения: Учебник «Обществознание» (8 класс) под редакцией Л. Н. Боголюбова; Интерактивная доска; презентация по теме «Мировое хозяйство и международная торговля».

Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Организационный момент (2 минуты)

Учитель в начале урока здоровается с классом, затем представляется. Вызывает дежурного и просит назвать его отсутствующих в классе.
Дети приветствуют учителя, садятся. Дежурный встает и называет отсутствующих.

Проверка знаний и умений (12 минут)

Учитель объявляет проверку домашнего задания. Прошлая тема «Безработица, ее причины и последствия». Учитель спрашивает по желанию или спрашивает по списку в журнале.
Первый вопрос: Кто такой безработный и что такое безработица?? Какие правила безработный должен соблюдать в службе занятости?









Второй вопрос: Кто такие трудоспособные и добровольно незанятые? Выйти к доске и показать формулу нахождения уровня безработицы.



Третий вопрос: Назвать причины и виды безработицы.




Четвертый вопрос: Назвать экономические и социальные последствия безработицы.


Если ученики испытывают трудности при ответах, то учитель задает им наводящие вопросы. За ответы ставится соответствующая оценка.
Каждый ученик должен примерно ответить на вопросы следующий образом:
Безработица соц-эконом. явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Безработный – человек, не имеющий работы, зарегистрированный в службах занятости и ищущий работу.
Безработный обязан приходить на учет в службу занятости, ему предоставляется работа его профессии, после 3 отказов его снимают с учета.
Добровольно незанятый безработный нежелающий работать.
Трудоспособный – человек, который способен к трудовой деятельности.
Число безработных / трудоспособное население*100% = уровень безработицы.
Ученик должен охарактеризовать следующие виды: вынужденная, циклическая, технологическая. Зарегистрированная, неустойчивая, Структурная, фрикционная.
Ученик должен подойти к этому вопросу как и с моральной точки зрения, так и с материальной: с одной стороны безработица ведет к деградации населения, с другой стороны она стимулирует население на получение образования и поиск работы.

Изучение нового материала (20 минут)

Учитель объявляет новую тему
Первый пункт плана предполагает знакомство учащихся с понятием «мировое хозяйство». Из курса истории учащимся известно, что при переходе к индустриальному обществу на смену изолированному хозяйству отдельных стран формируется мировое хозяйство.
До настоящего времени не существует единого определения понятия «мировая экономика» в силу его сложности и многоплановости. В современной науке существует несколько подходов к определению мировой экономики: во-первых, как совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями; во-вторых, как система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики; в-третьих, как экономическая система, объединяющая экономику, правовые нормы, регулирующие эти отношения.
Мировое хозяйство – это взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.
Современное мировое хозяйство неоднородно: входящие в него государства различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных отношений. Ведущее положение в мировом хозяйстве среди промышленно развитых стран занимают США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80 процентов промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС) и около 60 процентов всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60 процентов производства электроэнергии, более 60 процентов экспорта товаров и около 50 процентов услуг.
Для стимулирования познавательной активности учащихся можно предложить классу вопрос: что лежит в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство?
В основе международного разделения труда лежит стремление стран к получению экономических выгод. Эти выгоды проявляются в полном соответствии с законами рынка. Здесь уместно задать учащимся вопрос: как законы рынка способствуют международному разделению труда?
Дополнительно можно дать некоторые пояснения. Во-первых международное разделение труда, на котором основано мировое хозяйство, осуществляется по отраслям и сферам экономики (например, заниматься сельским хозяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого имеются природные условия). Во-вторых, существует специализация на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг. В-третьих, возможна специализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции.
Следующий пункт плана тесно связан с вопросом о международном разделении труда и не вызывает особенных трудностей понимания у восьмиклассников.
Внешняя торговля – это торговля между странами состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг.
Информацию о международных экономических организациях можно дополнить заранее подготовленными сообщениями учащихся о Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирной торговой организации (ВТО).
Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или ной продукции для производства которой в них имеются наиболее благоприятные условия.

Третий пункт плана посвящен внешнеторговой политике. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что политика в сфере международной торговли является частью внешнеэкономической политики.
Под внешнеторговой политикой принято понимать деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран.
Эта деятельность может осуществляться различными методами: протекционизмом и фритрейдерством
Можно пояснить это положение с помощью следующей таблицы:
Протекционизм
Фритрейдерство

Государство вмешивается в экономку
Государство не вмешивается в экономику

Способствует развитию национального производства


Высокие импортные и экспортные пошлины
Отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин

Рост стоимости импортных товаров внутри страны


Угроза монополизации



Заключительный пункт плана посвящен обменным курсам валют.
Вопрос этот имеет не только познавательное, но и практическое значение, поскольку расширяющиеся международные контакты, туризм, развитие международной торговли предполагают необходимость понимания механизма обмена национальной валюты на валюту других стран.
Учащимся предстоит усвоить ряд специальных терминов: «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фиксированный курс валют» и «биржевой курс валют».
Ученики записывают в тетради дату и тему урока.










Ученики записывают определение в тетрадь.












Возможный вариант ответа: международное разделение труда на основе специализации стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны могут обмениваться между собой.













Ученики записывают определение в тетрадь.






Ученики записывают определение в тетрадь.











Ученики перечерчивают эту таблицу к себе в тетрадь.


Закрепление нового материала (10 минуты)

Тест на 10 минут
Ученики решают тест

Организация домашнего задания (1 минута)

1. Устно ответить на вопросы в конце параграфа

Ученики записывают в дневник домашнее задание.


Главной проблемой экономики является:
1) Взаимодействие спроса и предложения; 3) Ограниченность ресурсов;
2) Низкий уровень экономических знаний; 4) Высокая степень специализации в мировом хозяйстве.
Верны ли суждения об экономическом выборе: а) совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение; б) экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости?
Верно только а); 2)Верны оба суждения; 3)Верно только б); 4)Оба суждения неверны.
Какая экономическая система приводит к чрезмерному неравенству доходов населения?
1) Смешанная; 2)Плановая; 3)Рыночная; 4)Традиционная.
Конкуренция в условиях рыночной экономики позволяет предпринимателю:
платить налоги государству; 3) снижать качество продукции;
принимать самостоятельные экономические решения; 4)нарушать экономические законы.
Верны ли суждения об акционерном обществе: а) акционерное общество – самая распространенная форма организации предпринимательской деятельности; б) финансовые возможности акционерных обществ выше, чем у других форм бизнеса.
Верно только а); 2)Верно только б); 3)Верны оба суждения; 4)Оба суждения неверны.
Сумма денег, полученная гражданином в целом за определенный доход:
Зарплата; 2)Дивиденд; 3)Реальный доход; 4)Номинальный доход.
Верны ли суждения о кредите: а) кредит частным лицам предоставляется в форме личных займов; б) банки предоставляют кредиты физическим и юридическим лицам?
Верно только а); 2)Верно только б); 3)Верны оба суждения; 4)Оба суждения неверны.
Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «налог». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
акциз; 2)обязательный платеж; 3)косвенный; 4)прямой; 5)добровольность; 6)пошлина

В каких отраслях производства наблюдается явление сезонной безработицы?
1)Сельское хозяйство; 2)Торговля; 3)строительство; 4) металлургия; 5)приборостроение;6) туризм
Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
альтернативная стоимость; 2)кредит; 3)инфляция.
а) процесс обесценивания денег, который проявляется ростом цен на товары и услуги
б) предоставление денег или товаров долг на определенный срок
в)цена потери, на которую готов идти потребитель, что бы получить возможность приобрести желаемое
К возобновленным природным ресурсам относится:
солнечный свет; 2) газ; 3)нефть; 4) лес
Цены в условиях рыночной экономики устанавливаются:
государственными решениями; 3)просьбами трудящихся;
Благодаря балансу спроса и предложения; 4)желанием производителя.
Верны ли суждения о роли государства в экономике: а) в современном обществе государство не должно вмешиваться в экономическую сферу; б) главная задача государства в условиях рыночной экономики – правовая защита конкуренции?
верно только а; 2)верно только б; 3) верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
Лица, преимущественно в трудоспособном возрасте, участвующие в трудовом процессе:
безработные; 2) занятые; 3) трудоспособные; 4) студенты.
Верны ли суждения о внешней торговле:
а) внешняя торговля зародилась в глубокой древности; б) внешняя торговля осуществляется между странами с разными географическими условиями?
1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.








15