ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ «ОТКУДА АЗБУКА ПОШЛА» Театрализованное представление – викторина


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» г.ЧАПАЕВСКА
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
«ОТКУДА АЗБУКА ПОШЛА»
Театрализованное представление – викторина
Составил: педагог дополнительного
образования Парцвания Е.А.
2012-1013 уч. год
Пояснительная записка.
В ГБОУ СОШ « Центр образования» г.Чапаевска Самарской области с 1991 года ежегодно проводятся праздники, посвященные Дню славянской письменности и культуры. Организатором празднований является театральное объединение
« Фантазёры» со своим руководителем - педагогом дополнительного образования Парцвания Екатериной Александровной.
В этом учебном году праздник , посвященный Дню славянской письменности и культуры пройдёт по сценарию, разработанным педагогом дополнительного образования Парцвания Е.А. и предназначен он для учащихся с 1-5 классов.
Цель мероприятия:
Осмысление проблемы сохранения интереса к национальной культуре и повышение интереса к истокам российской государственности и культуры.
Задачи:
Продолжить знакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности.
Воспитывать интерес к чтению и книгам.
Место проведения мероприятия:
Мероприятие может проводиться в актовом зале, классе или на школьном участке, приспособленном для этих целей.
Необходимое техническое оборудование:
Звуковоспроизводящая техника, микрофоны, компьютер, проектор (если используется презентация).
Используемый инвентарь, бутафория и реквизит:
Сундучок, таблички с буквами русской азбуки (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж). Рисунки зашифрованных посланий, чернильница, перья, плакат с головоломками, реквизит для инсценировок, костюмы для актёров и других участников.
Количество участников: не менее 12человек (9-13 лет)
В мероприятии могут принять участие объединения дополнительного образования с концертными номерами и выставкой работ декоративно-прикладного творчества.
Звучат колокола.
Ведущий: Собрались русичи, собрались-то не от скуки ведь, не от горюшка, а дабы поведали им мысли книжные, дабы узнать о русичах древних да восславить матушку Русь!
Звучат колокола.
Ведуший: Сегодня мы празднуем День славянской письменности. Мы чествуем великих просветителей Константина – Кирилла и Мефодия.
Девочка:
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок —
Чудо, цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром...
Мальчик:
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.
Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку » и читает:

Здесь, дружок, таится клад,
И сокровища лежат.
А какие — угадай:
«Черные, прямые, от рождения немые,
станут в ряд — заговорят».
Ведущий поворачивает сундучок , достаёт таблички на которых написаны буквы. В это время появляются девочки в русских костюмах , исполняя танец хоровод, забирают у ведущего таблички с буквами и выстраиваются перед зрителями.
Ведущий:
- Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут..
Буква А: Письменность — это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек.
Буква Б: Чтение – это душа человека . Письмо – забота о будущих поколениях.
Буква В: А ведь было время, когда люди не умели ни читать ни писать. Не было букв на свете.
Буква Г: Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. Буква Д: Но постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-то слово.
Буква Е: Такие значки называют иероглифы.
Буква Ж: Ребята попробуйте расшифровать это письмо (демонстрируется послание в картинках)
Детям даётся время, а затем слушаются варианты ответов
Ведущий:
Ребята, давайте проверим себя. Вот, что здесь написано:
« Знайте, я отправился на лодке и заночую на острове с двумя хижинами. Я охочусь на морских львов и вернусь на лодке в мой зимний дом».
Скажите, удобна ли такая запись?
( Ответы детей)
Ведущий:
А вот ещё одна история из прошлого:
Появляются: Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.
Скиф: Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел.
Царь: Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?
Скиф: Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)
Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных Скифов. Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий: Нет, мой царь, я воевал со Скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».
Затем, оба, пожав плечами, уходят.
Ведущий: Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно...
Ведущий: Но много ли можно сообщить с помощью узелков, черт и резов? И вот стали узнавать славяне, что в других странах люди уже пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали, как считается, самиты — древний народ, живший на берегах Средиземного моря. Совершенствовали эти знаки на протяжении сотен лет древние греки. Они назвали эти знаки «алфавит», сложив для этого названия две буквы: «альфа» и «бета» («вита»). Книги (римские, греческие, византийские) стали попадать к славянам еще в незапамятные времена. Но неудобен, оказался чужеземный алфавит для написания славянской речи.
Ведуший:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города,
И орёл не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если точно розовое пламя,
Слово проплывало в тишине.
Инсценировка “Солунские братья”
Под музыку хореографическая группа синим полотнище , изображает морской прибой. Два мальчика играют на морском берегу. Рисуют на песке .
Автор: На берегу тёплого моря стоит город Солунь. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Настало время мальчикам идти в школу, и стали возникать у них вопросы:
Кирилл: А почему учитель всё время говорит по-гречески? Ведь он прекрасно разговаривает по-славянски.
Мефодий: Ты же знаешь, что в школе можно говорить и писать только по-гречески. Ведь только культурные языки достойны чернил и пергамента – это латынь и греческий. Все другие языки грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл: Нет, можно! Вот и я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и читать на родном славянском языке, и не хуже, чем греки.
Ведущий : И сбылась мечта младшего брата. Долгой и тернистой была дорога Кирилла к созданию славянской азбуки. Долгое время братья занимались просветительской миссией. Главной целью жизни Кирилла и Мефодия стало просвещение и объединение славян. За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.
Ведущий открывает сундучок и достает следующие предметы: несколько гусиных перьев и старинную чернильницу.
Ведущий. А это что за предметы, и какое отношение они имеют к письменности?
Ответы детей
Выясняется, что эти перья — «орудия труда » — предшественники карандашей и авторучек, ими пользовались вплоть до начала XIX века. Мальчик читает фрагмент из стихотворения М.Богдановича
«Переписчик»:
На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буковки выводит он пером,
А между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку. Веселыми цветами
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных — фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) —
Украсит он заставки, и концовки,
И заголовки все — ведь некуда спешить.
Порою труд прервет, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, — и глянет: радость-солнце
Столпами падает на стол через оконце.
Во время чтения стихотворения демонстрируются слайды презентации с изображением старинных книг.
Ведущий. В старину древние писцы (чаще всего монахи) такими перьями переписывали целые книги. Конечно, писались книги подолгу. Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая человеческая мудрость.
Ведущий. Книг на Руси требовалось все больше и больше. Писцы не успевали их переписывать.
И опять прослышали люди на Руси, что в некоторых чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан на Руси замечательным русским мастером. А его имя мы узнаем из этой зашифрованной записи.
Ведущий достаёт из сундука свиток с головоломкой, в которой зашифрована запись « Иван Фёдоров – первопечатник».
Демонстрируются кадры презентации с изображениями первого печатного станка и первой напечатанной азбуки.
Ведущий: 1 марта 1564 года Иван Фёдоров напечатал первую русскую АЗБУКУ.
Ведущий: А сейчас мы проведем конкурс на знание русских поговорок и пословиц, посвященных родному языку, азбуке. Я буду начинать пословицу, а вы её заканчивать.
( проводиться конкурс)
Ведущий: А сейчас конкурс, который называется « Живые буквы». В этом конкурсе принимают участие две команды по 4 человека. Каждому участнику на грудь и на спину вешаются таблички с буквами. Ведущий называет слова, команда должна «написать» это слово. Оценивается грамотность и быстрота.
(проводиться конкурс)
Ведущие имеют заранее подготовленный список и дают подсказки.
Победителю вручается призы– книги.
Буква А:
В книгах — своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Все драгоценные клады.
Юмористическая сценка
На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики. "Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:
Кирилл:
Посмотри сюда, Мефодий -
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе - в народе
Наши буквы помнить будут!
Знать, трудились не напрасно,
Видишь - торжество какое,
Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!
Видно, празднество большое.
Мефодий:
Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь - все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?
"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко):
Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"
Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят "старцы":
Кирилл:
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий:
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То в раз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать!
Буква А: Что значит уметь читать и писать?
Буква Б: Это как крылья для человека, помогающие залететь в прошлое и будущие.
Буква В: Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово. И эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать играть мечтать о будущем, ценить прошлое.

Ведущий:
Есть на свете слово вещее,
Есть – простое, есть - зловещее
Слово мести, утешенья,
Слово чести, всепрощенья,
Слово – злое и пустое…
Ведь оно, немало стоя,
Станет в битве – словом мщения,
В горе – словом утешенья,
В год борьбы – живою правдою,
В день любви – немою клятвой,
Сутью дружбы, добротною,
И простое и святое!
А с мелодией свободной –
Станет песнею народною.
Звучит русская народная песня.
Используемая литература:
1.Русские пословицы и поговорки.-М.: «Художественная литература», 1988г
2.Л.Рубенштейн « Азбука едет по России»-М.: «Детская литература», 1987г.
3.И.Агапова М.Давыдова « Литературные игры для детей» -М.: «Лада», 2010г.
4.Серия « Я вхожу в мир искусств»-М.:ВЦХТ(« Репертуар для детских и юношеских театров»),2010г.
5. «Народные праздники и обряды»- С.-Пб.: ООО «Издательство «Тригон», 2004г.
6. «Чудесный короб»-М.: « Детская литература»,1989г.
7.Ю.Алянский « Азбука театра»-Л.: « Детская литература»,1998г.
8. «Веселые конкурсы для больших и маленьких»-М.: «АСТ-Пресс»
Используемая музыка:
Ансамбль «Звоны»;
Национальная музыка: русские народные наигрыши, греческий танец
«Сертаки» и другая фольклорная музыка.
Заимствованные материалы:
1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии", 1998
скачать по ссылкам бесплатно книгу можно здесь:
http://www.kodges.ru/17025-put-k-volshebstvu-teorija-i-praktika-skazkoterapii.html
2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева "Тренинг по сказкотерапии", 2006