Статья Методы и приемы формирования УУД и информационно-коммуникационной компетенции с использовнием проектной и мультимедийной технологий на примере УМК “Spotlight”


Методы и приемы формирования УУД и информационно-коммуникационной компетенции с использовнием проектной и мультимедийной технологий на примере УМК “Spotlight”
Одной из ведущих технологий на сегодняшний день является ИКТ-технолгия. Широкое развитие ее и проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последнего десятилетия. Информационно - коммуникационные технологии - это целый мир безграничных возможностей, которые можно эффективно использовать при обучении иностранным языкам.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
- Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
- Развитие личности учащихся.
- Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Я работаю по УМК Быковой Н. И., Дули Д., Поспеловой М. Д., Эванс В. «Английский в фокусе» для начальной школы (2-4 классы). Формирование УУД в УМК Быковой Н. И. предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих расширить и углубить изучаемый материал.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка.
Формирование Личностных УУД может быть осуществлено путем использвания: (слайд 1)
Рассказ о себе, своей семье. (Действия самоопределения)
Рассказ о своей игрушке.
Личностные УУД делают обучение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Формирование личностных УУД осуществляется путем «вживания» в разные социальные роли с использованием формул «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли (сын, дочь, школьник, ученик, одноклассник, гражданин и др.).
Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д.
Примеры заданий:
Диалог со сверстниками и учителем. (Действия самоопределения) (слайд 2)
Использование групповой формы работы. (Действия самоопределения — ученик задает вопросы одноклассникам) (слайд 3)
Знакомство с традициями и обычаями родной страны и страны изучаемого языка. (Действия смыслообразования). Учащиеся учатся объяснять, для чего они изучают английский язык, в какой ситуации им пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.
Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание. (Действия нравственно-этического и нравственно-эстетического оценивания материала).
Для формирования личностных УУД я обращаюсь к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике. (слайд 4) Задания этого раздела не только позволяют сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:
Игры в процессе обучения.
Разыгрывания диалогов.
Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
Тестовых заданий для самоконтроля.
Пример «Введение в тему урока» с помощью разгадывания ребуса.
Действия целеполагания. Ученики определяют цель урока с опорой на наглядность и решая ребус. Ребята называют тему урока и задачи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ
Игра «Детективы»
Групповая работа (3 группы)
Каждая группа получает описание портрета человека и разрезанные части портрета. Ребята в группах читают описание портрета человека, переводят и из разрезанных частей составляют портреты. У каждой группы разные описания и портреты. (2–3 мин). Каждая группа представляет свой портрет и описывает его. Ученики сопоставляют свои портреты с правильными на слайде.
Игра «Художники»
Групповая работа (3 группы)
Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку и описывают её.
Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Детям предлагается пролистать страницы модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.
Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК предлагаются разделы “I love English” и “Now I know”. (слайд 5) С первым учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе. Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата. (Действия прогнозирования — предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы. Действия контроля — самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы. Действия коррекции — выполнить работу над ошибками).
Выполнение теста (Действия контроля и самоконтроля — самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале.)
Индивидуальные карточки (дифференцированные задания) для создания ситуации успеха для каждого ученика. (Действия контроля, самоконтроля и взаимоконтроля) (слайд 6)
Разыгрывание диалогов. Парная работа. Опираясь на образец, ученики составляют мини-диалоги. (Целеполагание. Планирование действия).
Познавательные универсальные учебные действия: (слайд 7)
1) общеучебные;
2) логические;
3) действия постановки и решения проблем.
Примеры:
1) общеучебные
Работа с текстами: обучение чтению.
Умение выделять главное;
Умение строить высказывания с опорой на картинки;
Понимание содержания текста;
Составление собственного оригинального текста на основе текста-образца.
Работа с текстами — обучение аудированию.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УД: соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву, сделать альтернативный выбор, закончив предложение, пометить ответ в таблицу.
2) логические (слайд 8)
Работа с грамматическим и лексическим материалом.
Умение анализировать.
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности
Изучая грамматику, можно выпускать стенгазету «Грамматический вестник», в которой не просто сухо излагать грамматические правила, а придумать героев, которые будут это делать, рассказывая анекдоты или истории про те или иные конструкции.
И это еще не предел того, что вы можете придумать вместе с детьми. То есть с проектами наши возможности не ограничены, главное, чтоб это было интересно и вам, и детям. И тогда урок английского языка будет для многих детей праздником, а не повседневностью.
Также можно разнообразить урок просто спомощью обыкновенного телевизора и DVD плеера.
В помощь учителям иностранных языков есть целый ряд обучающих мультиков, фильмов и программ, как для самых маленьких учеников таки для тех, кто постарше. Например, детский многосерийный мультфильм Magic English, в котором на определенные темы сделана подборка из любимых детьми фильмов. Причем все это с субтитрами, музыкой, песнями и хорошим звучанием. Смотря их, ребенок не только запоминает какие-то слова на слух, но также учиться их читать. Причем от серии к серии с простых слов маленький зритель переходит к словосочетаниям, а затем и к предложениям.
Каждый мультфильм делится на три части, что дает нам, учителям, возможность, каждые десять минут в конце урока просмотреть кусочек того или иного мультфильма, выбрав ту серию, название которой полностью соответст вует теме нашего урока в начальной школе. А серий 30, соответственно 30 тем.
Ну 4 для средней школы можно брать любые фильмы или кусочки из них, главное, чтоб они были интересны, включали в себя как можно больше лексики и субтитры. При наличии последних можно остановится на каждом кусочке фильма, выбрать незнакомые слова и перевести. Много повседневной и такой необходимой нам лексики можно найти в молодежных сериалах. Причем есть и обучающие, среди которых особой популярностью пользуется Extra English, к которой еще есть и тетрадь.
Изучая ту или иную краеведческую тему, можно найтидокументальные фильмыо достопримечательностях, об истории или об окружающей среде той или иной страны.
Коммуникативные УУД
Формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.
Это умение слушать и встФупать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише.
Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, уважать партнера и самого себя.
Мультимедийные технологии позволяют создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых является интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую среду и взаимодействия с ней. В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся.
Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента”. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы. «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» — это полный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер, предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний) научиться понимать разговорную речь и говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением. Обучение основано на сравнении собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора, что стало возможным благодаря оригинальным технологиям выделения и распознавания звуковых частей слова — фонем. Программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» составлена по принципу «от простого — к сложному» (звуки, слова, фразы, аудиотренинг, диктант, тематические диалоги, пословицы, скороговорки, стихи и рассказы), включает теоретические материалы (правила, схемы, поясняющие примеры), словари (общий словарь и словарь омонимов) и руководство пользователя. Обучение грамматике основано на интерактивных упражнениях. Успешно пользуюсь записями передачи «Полиглот» в старших классах в рамках элективного курса.
Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь содействует активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время. Комплексное использование в учебном процессе информационно-коммуникативных, информационно-коммуникационных технологий стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.
Кроме того, использование проектной и мультимедийной технологий является практической реализацией деятельностного, личностно-ориентированного, интерактивного подхода в обучении. Мультимедийные технологии в сочетании  с современными методами преподавания позволяют на практике использовать  психолого-педагогические разработки, способствующие  раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учащихся. Я считаю, что все эти приемы  помогают прививать интерес к предмету, снимают  психологическую нагрузку  при общении на иностранном языке. Ситуация успеха каждого ученика, улыбки на их лицах, желание посещать уроки – вот, на мой взгляд, самый важный результат наших уроков. Достижения учеников - это радость для учителя, который помог им социально и личностно вырасти, повзрослеть.
Слайд 1
Рассказ о себе и о своей семье

Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8