Урок написания изложения на основе прогнозирования текста (поэтапный анализ урока)

Урок написания изложения на основе прогнозирования текста.
4 класс
Тема: Изложение повествовательного текста « Собака Двойка».
Цели:
1) учить писать изложение на основе прогнозирования текста; прогнозировать текст по его заголовку; предупреждать речевые ошибки;
2) развивать коммуникативно-речевые умения, направленные на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему и основную мысль, жанр и структуру текста, языковые особенности; орфографическую зоркость;
3) воспитывать интерес к изучению родного языка; к написанию изложений; аккуратность, ответственность, самостоятельность; правильную осанку во время письма; любовь и чуткое отношение к животным.

Формируемые УУД:
Познавательные УУД- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия ,контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка .
Регулятивные УУД – составление плана и последовательности действий ; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия ; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Личностные УУД - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания ,обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Собака Двойка.
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. Почему ей дали такую кличку, никто не знал.
Все малыши обижали Двойку. В неё бросали камни, загоняли её в кусты. Собака жалобно скулила.
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и пожурила ребят. Нельзя относиться плохо к собаке только за то, что у неё плохое имя. Ведь не по имени судят, а по тому, кому оно принадлежит.
Малыши задумались над словами учительницы. Потом они приласкали Двойку и угостили её кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятеркой. Но разве дело в названии?(99 слов).



Этап урока
Деятельность учителя
УУД

I.Организация внимания

Регулятивные УУД

II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы напишем изложение.
Коммуникативные УУД ( сотрудничество с учителем ,сверстниками , определение цели)
Регулятивные ( целеполагание)

III.Актуализация знаний учащихся об изложении.
- Что такое изложение? Что такое текст? Какие виды текстов вы знаете? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста? Какие части текста вы знаете?
Познавательные УУД ( поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, подведение под понятия )

IV. Изложение .
Работа над заголовком текста .














2. Чтение изложения учителем по фрагментам.
-
Текст по которому мы будем писать изложение называется « Собака Двойка» . Как вы думаете ,о чём этот текст? О ком здесь рассказывается ? Что могло произойти?
- Как вы думаете , к какому виду текстов относится текст « Собака Двойка»?
-Как может начаться текст? Как может закончиться ?






- Сейчас я буду читать текст .Мы сравним с ним наши предположения и посмотрим , насколько правильными были наши догадки ,которые мы сделали только на основе заголовка текста.
- Иногда я буду останавливаться , а вы будете мне подсказывать , что же могло произойти дальше?

Познавательные УУД( выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий).
Регулятивные УУД
(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно).
Коммуникативные УУД
(учебное сотрудничество со сверстниками).
Личностные УУД
(ценностно-смысловая ориентация учащихся)

Познавательные (логические)
Выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений.


Выдвижение гипотез и их обоснование .
Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем).


3.Чтение текста полностью.
Собака Двойка.
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. Почему ей дали такую кличку, никто не знал.
Все малыши обижали Двойку. В неё бросали камни, загоняли её в кусты. Собака жалобно скулила.
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и пожурила ребят. Нельзя относиться плохо к собаке только за то, что у неё плохое имя. Ведь не по имени судят, а по тому, кому оно принадлежит.
Малыши задумались над словами учительницы. Потом они приласкали Двойку и угостили её кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятеркой. Но разве дело в названии?


Познавательные
(смысловое чтение как осмысление цели; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля; установление причинно-следственных связей). Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;



4. Самостоятельное составление плана .










5.
Работа над составлением таблицы. Работа над основными микротемами текста- образца.










- Подумайте ,на сколько частей можно разделить текст?
-О чём говорится в каждой части
- Определите главную мысль частей .Придумайте заглавие к каждой из них.






Составление таблицы по тексту ,включающей три графы : персонажи текста( КТО? ЧТО?), их характеристика( КАКОЙ? КАК?), их действия ( ЧТО ДЕЛАЕТ?). Таблица составляется на доске при активном участии детей.
Познавательные
(выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение логической цепи рассуждений, свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля).
Регулятивные
(планирование с учетом конечного результата)


Коммуникативные
(учебное сотрудничество, умение вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении).
Познавательные
(умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждения, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов). Регулятивные
(оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

V.Физкультминутка.



6. Словарно-орфографическая подготовка.



7. Вторичное целостное чтение текста учителем.



8. Написание детьми текста изложения.

Учитель предлагает учащимся записать текст, опираясь на слова в таблице и записанный план изложения.

Познавательные осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

9. Самопроверка учащимися написанного .
Самоконтроль осуществляется с помощью таблицы.
Регулятивные
(контроль; коррекция; оценка саморегуляция).


10. Чтение изложений.


VI. Итог урока. Рефлексия.
- Какова была цель урока? Мы ее достигли?
- Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
- Оцените свою работу на уроке.
- Удалось ли передать содержание текста?
Познавательные
(Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности)

Личностные
(жизненное самоопределение, определение социальных и жизненных ценностей, ценностно-смысловая ориентация учащихся, установление учеником связи между целью учебной деятельности и результатом учения,). Регулятивные
( планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата).



Приложение .Таблица.



Кто? Что?
Какой? Как?
Что делает?
Что делал?

На дворе, собачонка, Двойка, её, ей.
Кудлатая.
Жила, звали, не знал.

Малыши, в кусты, камни, собака, в неё.
Жалобно.
Обижали, бросали, загоняли, скулила.

Мария Ивановна, имя, у неё, оно.
Плохое, однажды, плохо.
Увидела, пожурила, относиться, судят, принадлежит.

Над словами, Пятерка, дело, в названии, они, её.
Хорошая, понятливая, потом, вскоре, даже, разве.
Задумались, приласкали, угостили, мог, оказалось, хотели назвать.











Анализ детских изложений на основе прогнозирования текста.
Уровни речевого развития
Объём изложений
Количество
предложений
Речевые ошибки
( по классификации Политовой Н.И.)




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Максимальный
уровень.















Суворова К.
98с.
15предл.







+





Лахматова А.
97с.
15 предл. .











+

Достаточный уровень.















Терентьева Т.
96 с.
14 предл.





+

+


+


Колганов Н.
88 с.
15 предл.

+
+






+



Минимальный уровень.















Выборнов С.
80 с.
12 предл.


+
+



+

+



Кулаков А.
93 с.
14 предл.






+
+
++

+




Речевые ошибки:
Ошибки в содержании.
1.Пропуск главных частей и важных фактов.
2. Искажение содержания ,фактические ошибки.( 1 ошибка)
II. Ошибки в построении текста.
3.Нарушение логической последовательности, нарушение связи между фактами и событиями.( 2 ошибки)
4.Повторное возвращение к одному и тому же факту.( 1 ошибка)
5. Неумение делить текст на части.
III. Речевые ошибки.
6. Неправильное определение границ предложений в тексте.( 1 ошибка)
7.Нарушение порядка слов в предложении.( 1 ошибка)
8. Неоправданный повтор одного и того же слова ,тавтология ,употребление лишних слов.( 4 ошибки)
9. Неоправданный пропуск слова.( 2 ошибки)
10. Неправильное или неточное употребление слова.(2 ошибки)
11. Неправильное согласование и управление слов в предложении ,неправильное употребление местоимений , предлогов, союзов. ( 2 ошибки)
12. Неправильное образование слова или его формы( словообразовательные и морфологические).( 1 ошибка).








15