Морально-нравственный (ценностный) компонент в системе профессиональной компетентности педагога.


Морально-нравственный (ценностный) компонент в системе профессиональной компетентности педагога Я.А. Коменский Три необычные вещи хотим мы посоветовать: привести к всесторонней культуре всех,во всем,во имя общего просвещения Я.А. Коменский Истинными… мастерскими гуманности должны быть все учебные заведения, предназначенные для обучения юношества. Но большинство школ, увы! Слишком уклонились от своей цели и занимаются только тем, что играют науками, или, скорее тоскливо мучатся над ними. Они не дают ничего, что бы соответствовало нуждам всей жизни… Я.А. Коменский Для всех людей важно, чтобы никто не из причастных человеческой природе существ не отклонился от цели своего появления на свет… К чему жить на свете, если не знать, не делать и не достигать того, ради чего мы здесь?.. Я.А. КоменскийДолжна быть твердо установлена троякая цель воспитания юношества:1) Вера и благочестие.2) Добрые нравы.3) Знание языков и наук.И все это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Учителя «поставлены на высоко почетном месте», «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» Педагог – творец будущего, от него зависит благополучие каждого ребенка, а значит и всего человечестваГлавное - воспитание «человечности в человеке» (четырех основных добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости). Я.А. Коменский Каждый сам должен быть таким, каким должен делать других. Кто вращается среди людей (добрых или злых, образованных или невежественных, мудрых или глупых), непременно усвоит, хотя бы и бессознательно, нечто из их дарований и нравов;Каждый должен владеть искусством делать других такими;Быть ревнителем своего дела – должен мочь, уметь и хотеть насаждать свой опыт и знания. Я.А. Коменский Принцип природосообразности Человек, являющийся частью природы, подчиняется ее общим законам и развивается по законам естественным Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом Школы должны быть непосредственно связаны с жизнью Лебедев О.Е. Тряпицына А.П. Профессиональная компетентность -интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей Мораль (лат.) = этика (греч.) = нравственность (рус.) Устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав, которая вместе с тем выступает в качестве образцаЦенностная основа мировоззрения человека, определяющая его отношение к действительности, помогающая устанавливать перспективные цели и, тем самым, направляет активность любого человека. Дж. Равен «Положение о том, что развитие компетентности должно основываться на системе личных ценностей, отличается от общепринятых представлений о принципах образования. Считается, что многие образовательные цели бесспорны и не зависят от системы ценностей. Большинство педагогов полагает, что многие виды компетентности могут быть сформированы вне зависимости от ценностей». Исаева Т.И. Компетентность преподавателя – уникальная система профессионально-личностных знаний, умений и качеств человека, объединенных:гуманно-ценностным отношением к окружающим,творческим подходом к труду, постоянной нацеленностью на личностное и профессиональное совершенствование, используемых для освоения педагогических ситуаций, в процессе чего создаются новые смыслы деятельности, явления, объекты культуры, способствующие достижению нового качества общественных отношений Б.С. Гершунский Пересмотр самой цели образования Смысл жизни любого человека заключается в его возможно более полной реализации, что означает максимально возможную пользу, которую он может принести себе, близким людям и обществу, человечеству в целом -реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира . Условия самореализации выбор достойной, значимой цели, которая позволяет продолжить свое «я» в оставшихся делах, памяти людей после физической смерти, обязательная вера в эту цель и неуклонное стремление к ней,осознание своих способностей, интересов, осознание себя частью природы, общества, способность быть дружелюбным независимо от принадлежности человека к какой-либо культуре, национальности,необходимый набор знаний, умений для успеха в какой-либо сфере профессиональной деятельности,наличие упорства в достижении своей цели, способность к волевым действиям по ее достижению. И.Ю. Алексашина «Гуманистическая парадигма предполагает и становление у учителя такой стратегии деятельности, в процессе которой у учащихся развивались бы полнота творческой природы каждого индивида и складывалось гуманное отношение к другим людям: взаимопонимание и эмоциональная отзывчивость; взаимоуважение и способность принимать индивида таким, каков он есть; взаимодействие, сотрудничество и принцип ненасилия в разрешении конфликтов» Ю.Н. Кулюткин современное образование исходит из общечеловеческих ценностей, согласованных с конкретными ценностями разных этнокультурных сообществ;цель образования есть становление самореализующейся личности;развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;образование осуществляется посредством собственной деятельности ученика;образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации учения, а также на полноценном общении учителя и учащихся;наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства. Карл Роджерс Человек обладает огромными ресурсами для самопознания и саморазвития и если установить с человеком определенный тип отношений, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что и вызовет развитие его личности:ИСКРЕННОСТЬПРИЯТИЕ ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ А. Маслоу «В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности». Компоненты подсистемы «мораль» системы профессиональной компетентности современного педагога Приоритетные ценностные ориентиры – ИСТИНА, ЧЕЛОВЕК.Приоритетный способ существования – РАЗВИТИЕ Приоритетный способ мышления – СИСТЕМНОСТЬ Результаты использования методики изучения социального интереса (общественного чувства) Результаты использования методики «САТ - самоактуализационный тест» «Понимание современного мира означает, прежде всего, понимание взаимоотношений человека с окружающей средой. Жак Делор «Образование: сокрытое сокровище» Речь идет не о том, чтобы добавить новую дисциплину в школьные программы, которые и так перегружены, а о том, чтобы перестроить образование таким образом, чтобы в центре его оказался комплекс связей, которые объединяют человека с его средой, используя для этого как естественные, так и социальные науки» “Обращение” "Независимая газета" 23 августа 2000 г Человечество на пороге XXI века подошло к рубежу, отделяющего более-менее благополучную его историю от очень опасного для судеб наших детей и внуков будущего. Н.Н. Моисеев «Человек и ноосфера» Нужны совершенно новые формы отношений между культурами, странами, другое взаимоотношение общества и окружающей среды: коэволюция человеческого общества и биосферы. Компоненты подсистемы «мораль» системы профессиональной компетентности современного педагога Приоритетные ценностные ориентиры – ИСТИНА, ЧЕЛОВЕК, БИОСФЕРА.Приоритетный способ существования – РАЗВИТИЕ, КОЭВОЛЮЦИЯ Приоритетный способ мышления – СИСТЕМНОСТЬ Я.А. КоменскийУчитель. Подойди, мальчик! Научись уму разуму.Мальчик. Что это значит - уму разуму?Учитель. Все, что необходимо: правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать.Мальчик. Кто меня этому научит?Учитель. Я с божьей помощью.Мальчик. Каким образом?Учитель. Я поведу тебя повсюду: покажу тебе все, назову тебе все.Мальчик. Вот я! Веди меня во имя божье. Я.А. КоменскийВысокопоставленные люди должны поддерживать бодрый дух в школах… через пример, всюду проявляя энергию и распорядительность, так чтобы и другие ободрялись, видя, о сколь многих делах они болеют сердцем.