Контрольная работа по литературе на тему Коробейники – первая народная поэма Н.А. Некрасова , «Мороз, Красный нос» – поэма о женской доле, о крестьянской жизни

3
1 «Коробейники – первая народная поэма Н.А. Некрасова..4
2 «Мороз, Красный нос» – поэма о женской доле, о крестьянской жизни..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..16
ВВЕДЕНИЕ

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877) как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное М.Ю. Лермонтовым и А.В. Кольцовым. Она явилась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою музу. Поэт говорил от имени народа и его языком. В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с В.Г. Белинским, первым угадавшим его истинное призвание.
Широкий охват жизненных явлений, их глубокий социальный анализ определяли обращение Некрасова к эпосу. В его творческом наследии поэмы занимают основное место. В них он мог полнее и углубленнее показать всё многообразие жизни, социальные условия, в которых формировались изображаемые характеры. «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Современники», и, наконец, грандиозная эпопея «Кому на Руси жить хорошо» дают всеобъемлющую картину русской жизни 1850– 1870-х годов.
В поэмах Некрасов выступает как художник-новатор, создавший новый социальный и реалистический жанр поэмы. Поэмы Некрасова, развивая традиции этого жанра, заложенные Пушкиным и Лермонтовым, явились новым этапом. В них, прежде всего, важно отметить остроту социальной проблематики, сюжетную организованность, реалистическую выписанность характеров, конкретность деталей. Создавая свои поэмы, Некрасов широко использовал опыт, накопившийся в прозаической литературе.
В данной работе буду рассмотрены поэмы Н.А. Некрасова 1860-х годов «Коробейники» и «Мороз, Красный нос».
1 «КОРОБЕЙНИКИ» – ПЕРВАЯ НАРОДНАЯ ПОЭМА Н.А. НЕКРАСОВА

«Коробейники» – первая народная поэма Некрасова (1861), причём она примыкает к тем написанным ранее стихотворениям малого жанра, в котором автор полностью перевоплощается в простолюдина, хотя и грамотного, но никак не связанного с традициями «дворянско-интеллигентской» культуры.
Как справедливо писал К. Чуковский, народность этой поэмы не ограничивается внешними деталями быта и передачей крестьянской речи: «народность его “Коробейников” раньше всего заключается в том, что здесь с изумительной поэтической силой воспроизведено само миросозерцание народа. Подлинно народное восприятие вещей и явлений, словно эту поэму написали сами крестьяне».
Это относится в полной мере, конечно, не только к «Коробейникам», Нои ко всем другим произведениям из крестьянской жизни, написанным в 1860–1870-е годы.
Поэма «Коробейники» была связанна с реальными фактами и реальным лицом Г.Я. Захаровым, которому Некрасов посвятил свое стихотворение. Однажды Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников, которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в основу поэмы.
Лирический сюжет поэмы – история любви Катеринушки к коробейнику Ваньке глубоко человечна, проникнута тем поэтическим восприятием жизни, которое нашло выражение в песенном раздолье поэмы, в жизненной верности её образов.
«Коробейники» – поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши – старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор.
При всей лирической насыщенности, «Коробейники» охватывают широкий круг явлений тогдашней современной жизни. В них мы находим критический отклик народа на неудачную Крымскую войну, принесшую страдания и горе:

Царь дурит – народу горюшко!
Точит русскую казну,
Красит кровью Чёрно морюшко,
Корабли валит ко дну.
Перевод свинцу да олову,
Да удалым молодцам.
Весь народ повесил голову,
Стон стоит по деревням.

В поэму Некрасов включил «Песню убогого странника», в которой с ужасающей правдивостью запечатлел картину голодной и холодной жизни крестьянина, безграничного горя и обнищания страны:

Я в деревню: мужик! ты тепло ли живёшь?
Холодно, страничек, холодно,
Холодно, родименький, холодно!

Я в другую: мужик! хорошо ли ты ешь, пьёшь?
Голодно, страничек, голодно!
Голодно, родименький, голодно!

Уж в третью: мужик что ты бабу бьёшь?
С холоду, страничек, с холоду,
С холоду, родименький, с холоду!

Такова безрадостная картина «Руси крещённой», разорённой войной, помещиком, реформами. Эта песня сложена одной из невинных жертв «правосудия» – Титушкой-ткачом, по ошибке и забывчивости судейских просидевшим десять лет в тюрьме, разорённым, лишившимся дома и семьи. Как отмечает М.М. Гин: «Судьба Титушки-ткача – это судьба миллионов простых тружеников в царской России, права и человеческое достоинство которых попирались на каждом шагу».
О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского «многоголосия», искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней – «Коробушкой». Главные критики и судьи в поэме – не патриархальные мужики, а «бывалые», много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение.
Создаются колоритные живые типы «умственных» крестьян, деревенских философов и политиков. В России, которую судят мужики, «все переворотилось»: старые устои разрушаются, новое еще в брожении и хаосе.
По мысли В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой «Коробейники» – великолепная стилизация: «В “Коробейниках” есть и любовь, и тоска разлуки, и насильственная смерть, то есть всё то, что в другом произведении Некрасова вызвало бы острое сочувствие, сострадание читателя, раздумье о смысле жизни и трагизме смерти, о глубинах людского горя. Но “Коробейники” не располагают к такого рода переживаниям и раздумьям. Причины этого заключаются в том, что в “Коробейниках” важны не события (как бы внешне значительны он не были) и их нравственная оценка. Важно и волнует другое: то, что воспроизведён красочный колорит народной жизни, её неповторимый аромат, схвачен и с блеском предан склад остроумной крестьянской речи, богатой и выразительной. Каждая строка заманчиво “Русью пахнет”, обаяние стиля настолько велико и властительно, что поневоле становишься равнодушным к содержательной стороне описываемых событий, пусть даже трагических. Собственно такой и должна быть стилизация».
С приведенной точкой зрения трудно согласиться. Она отказывает Некрасову в художественном своеобразии и новаторстве при создании народных поэм. На наш взгляд своеобразие и художественное новаторство «Коробейников» заключается не только в его обращении к крестьянской тематике, но и в рождении жанра социальной поэмы. В ней уже намечены те художественные принципы, которые будут развиты в последующих поэмах: сочетание широкого фона, конкретно-исторической картины эпохи – с новеллистическим сюжетом, позволяющим показать характеры героев.
Некрасов не стремится к сюжетным эффектам – сюжет поэмы весьма прост, во многом обыден, что позволяет показать героев не в романтическом ореоле, а в будничной обстановке. История коробейников, предательски убитых грабителем, польстившимся на их трудовые гроши (подлинный случай, рассказанный Некрасову другом-крестьянином), дала сюжетную основу для широкой и разнообразной картины сельской жизни, для показа ряда характеров людей из народа.
Хотя образ Катерины в поэме лишь намечен, в ём уже заключены типические черты русской женщины-крестьянки, столь поэтически возвеличенные поэтом: её трудолюбие, искренность и глубина чувства.
Некрасова интересуют не судьбы отдельных людей, судьбы всего крестьянства. В этом понимании неразрывной связи своих героев со всем крестьянством Некрасов близок к народному эпосу. Он не стилизует, не имитирует народное творчество, а органично пользуется самыми разнообразными фольклорными жанрами – сказкой, песней, поговорками, пословицами, создавая свой стих, перемежающийся с формами говорного, деревенского сказа.
При всей эпической широте и реалистической объективности изображения, поэма Некрасова включает лирическое начало. Оно осуществлено и в лирических песнях и отступлениях, и в том взволнованном проявлении авторского отношения, которое неизменно стоит за широкой картиной событий. Этот лиризм сказывается и в рисовке пейзажа, и в характеристике персонажей.







2«МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС – ПОЭМА О ЖЕНСКОЙ ДОЛЕ, О КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ»

«Мороз, Красный нос» из наиболее сложных произведений у Некрасова, да и вообще в русской литературе. Подлинный размах поэмы для самого автора определился не сразу. Первоначально она была задумана как рассказ о смерти крестьянина, но через год, уже в «Современнике», поэма была напечатана полностью с посвящением сестре.
В процессе работы складывалось эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня – русская крестьянка. Некрасов нашел могучий образ духа суровой русской природы и воплотил его в своем «Морозе, Красном носе». Вторая часть так и называется, повторяя название всей поэмы, – «Мороз, Красный нос».
В основе сюжета поэмы «Мороз, Красный нос» – смерть крестьянина, кормильца семьи, и гибель в лесу осиротевшей Дарьи, вынужденной заменить мужа в тяжёлом, не женском труде. Как отмечает Н.А. Степанов: «Некрасов не сгущает красок, – он лишь правдиво изображает жизнь крестьянской семьи в её обычных, повседневных проявлениях. Автор-рассказчик нигде не отделяет себя от своих героев, вместе с ними переживая их большое горе и недолгие радости. В поэме нет ничего лишнего, фальшивого: поэт говорит лишь о том, что он непосредственно видит, выступая как свидетель событий».
Сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил, но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей «кормильца и надежи семьи», уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья – основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого.
Крестьянская семья в поэме Некрасова – частица всероссийского мира: мысль о Дарье переходит естественно в думу о «величавой славянке», усопший Прокл подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяниновичу. Прокл был неутомимым тружеником: летом «на зимушку хлеб запасал», а зимой отправлялся на извоз. Невыносимые условия жизни привели крестьянина к преждевременной смерти:

Случилось в глубоком сугробе
Полсуток ему простоять
Потом то в жару, то в ознобе
Три дня за подводой шагать

Покойник на срок торопился
До места доставит товар.
Доставил, домой воротился –
Нет голосу, в теле пожар!

В некрасовском описание смерти крестьянина сказалось народное уважение к горю, понимание величия трудового подвига простого человека:

Уснул, потрудившись в поте!
Уснул, поработав земле!
Лежит, не причастный заботе,
На белом сосновом столе

Большие, с мозолями руки,  
Подъявшие много труда,  
Красивое, чуждое муки  
Лицо – и до рук борода.
Столь же величав и отец Прокла, скорбно застывший на могильном бугре:  
Высокий, седой, сухопарый,  
Без шапки, недвижно-немой,  
Как памятник, дедушка старый  
Стоял на могиле родной!  

Некрасов не позволяет себе лишнего слова, чувствительной интонации или жеста. Сурова сама жизнь, а смерть труженика и кормильца настолько горька и печальна, что никакие эпитеты не могут выразить этого безграничного горя. Ведь смерть Прокла обрекла на голод и нищету всё его семейство.
Центральное место в поэме «Мороз, красный нос» занимает образ Дарьи – глубоко человечный поэтический образ крестьянской женщины. Судьба Дарьи показана не как исключительная, а как типическая участь простой русской крестьянской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Дарья – героический образ русской женщины, русской крестьянки. В ней с особенной полнотой проявились лучшие черты национального характера, «тип величавой славянки»:

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна.

Как видим, внешняя привлекательность, красота этой простой крестьянской женщины сочетается с внутренним богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.
«Мороз, Красный нос», подобно другим поэмам Некрасова, не может быть подведён под традиционную жанровую форму. Поэмы Некрасова – новый этап в развитии жанра. В них композиционная свобода сочетается с жизненно конкретным раскрытием сюжета.
Сначала кажется, что поэма обращает нас к известной сказке о Морозке, но это не так. В процессе работы поэт убирал все, что образ Мороза обытовляло и мельчило. Некрасов возвращает нас к прасюжету народной сказки, к мифу, где выступал могучий и величественный образ духа природы. Мороз в поэме не просто аллегория, выдумка, ибо за ним, как в древнем эпосе, стоит целое народное мироощущение.
Н.Н. Скатов пишет: «Некрасов не побоялся ввести в подчёркнуто реальное повествование фантастику – величественный образ “воеводы-Мороза”, навеянный сказочной мифологией. Вплетая в своё повествование яркие фольклорные мотивы, Некрасов тем самым преодолевал “бытовизм”, придавал создаваемым им образам широкую обобщённость и эпичность».
Композиционное построение поэмы «Мороз, Красный нос» позволило включить в неё и лирические отступления, и размышления самого автора, и объективно рисуемые им картины крестьянской жизни. Это сочетание лирики и эпоса обогащает поэму, придаёт её лирическую теплоту и эмоциональную взволнованность.
«Мороз, Красный нос» – это поэма и о русской природе, поэтическая симфония зимы. По мысли В.И. Якушина: «В поэме сливаются два взаимно дополняющих плана: скупое повествование о жизни крестьянской семьи и восторженно-поэтические описания прекрасной русской природы, которые, подобно музыкальному сопровождению текста, выражают различную тональность повествования, оттеняют внутренний драматизм поэмы, подчёркивают её национальный колорит».
Как и в народной поэзии, природа принимает участие в людском горе – похорон Прокла:

Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило:
В то утро свидетелем было
Печальной картины оно.

Суровому, морозному пейзажу первой части противостоит праздничная яркость картин русской зимы во второй части поэмы («Мороз, Красный нос»), в которой описывается зимний лес. Шествие Мороза-воеводы и его торжествующая песня – это апофеоз русской природы, русской зимы. Сказочный образ Мороза, картина сияющего в солнечном свете зимнего леса делают всю сцену замерзания Дарьи необычайно поэтической.
Умирающей Дарье кажется, что она счастлива, так как в скорбной судьбе крестьянской женщины счастье возможно лишь в грёзах или во сне. Она заслужила приглашение Мороза:

Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!

Дарья замерзает в радостном сне, вспоминая самые светлые, самые счастливые минуты своей жизни. Мотивы народной сказки «Морозко» служат лирическим обрамлением жизненно типического, сурового в соей неприкрашенной правде сюжета.
Н.А. Степанов указывает: «В художественном целом поэмы «Мороз, Красный нос» органически слились фольклорно-сказочные мотивы и краски и правдивое, реалистическое изображение крестьянской жизни. Фольклор помогает поэту создать обобщённые, типические образы, исполненные внутреннего свечения, передающие духовную красоту русского национального характера».
В середине 1860-х годов, в пору спада освободительной борьбы, когда даже многие из революционных деятелей склонны были скептически относиться к возможностям народа, поэма «Мороз, Красный нос» обнаружила глубинную суть его коренных начал, прежде всего, труда на земле, определявшего цельность и своеобразие характеров, их нравственную силу, красоту и стойкость.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Николай Алексеевич Некрасов занимает особое место в истории русской литературы и резко выделяется среди писателей-гуманистов второй половины XIX в. Его поэзия, бесспорно, связана множеством нитей с предшествующим литературным развитием и с творчеством великих современников. Очевидно исключительное своеобразие Некрасова. Он не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с ним, с крестьянской Россией, говорил от ее имени и ее языком. Он стал выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, и это определило идейные и художественные особенности его творчества и его поэзии.
В поэмах 1860-х годов «Коробейники» и «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасов выступает как художник-новатор, создавший новый социальный и реалистический жанр поэмы. Поэмы Некрасова, развивая традиции этого жанра, заложенные Пушкиным и Лермонтовым, явились новым этапом. В них, прежде всего, важно отметить остроту социальной проблематики, сюжетную организованность, реалистическую выписанность характеров, конкретность деталей. Создавая свои поэмы, Некрасов широко использовал опыт, накопившийся в прозаической литературе.
В середине 1860-х годов, в пору спада освободительной борьбы, когда даже многие из революционных деятелей склонны были скептически относиться к возможностям народа, поэмы «Коробейники» и «Мороз, Красный нос» обнаружили глубинную суть его коренных начал, прежде всего, труда на земле, определявшего цельность и своеобразие характеров, их нравственную силу, красоту и стойкость.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гин, М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н. А. Некрасова / М.М. Гин. – М. : Просвещение, 1971. – 302 с.
История русской литературы XIX века. 40-60-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М. : Изд-во МГУ, 2001. – 508 с.
Некрасов, Н.А. Стихотворения. Поэмы / Н.А. Некрасов. – М. : Худож. лит., 1992. – 512 с.
Розанова, Л. А. О творчестве Н.А. Некрасова / Л.А. Розанова. – М. : Наука,1988. – 48 с.
Русская литература XIX–XX веков: В 2 т. Т.1: Русская литература XIX века / Сост. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 428 с.
Скатов, Н.Н. История русской литературы XIX века / Н.Н. Скатов. – М. : Просвещение,1991. – 468 с.
Скатов, Н.Н. Некрасов. ЖЗЛ / Н.Н. Скатов. – М. : Худ. лит., 1994. – 424 с.
Степанов, Н.А. Н.А. Некрасов. Критико-биографический очерк / Н.А.Степанов. – М. : Худ. лит., 1962. – 262 с.
Якушин, В.И. Н.А. Некрасов в жизни и творчестве / В.И. Якушин. – М. : Наука, 2003. – 444 с.



 История русской литературы XIX века. 40-60-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001. С. 419.
 Степанов Н.А. Н.А. Некрасов. Критико-биографический очерк. М., 1962. С. 126.
 Скатов Н.Н. История русской литературы XIX века. М.,1991. С. 268.
 Скатов Н.Н. Некрасов. ЖЗЛ. М., 1994. С. 224.
 Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1992. С. 212.
 Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1992. С. 214.
 Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М., 1971. С. 121.
 Якушин В.И. Н.А. Некрасов в жизни и творчестве. М. : Наука, 2003. С. 244.
 История русской литературы XIX века. 40-60-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001. С. 419–420.
 Степанов Н.А. Н.А. Некрасов. Критико-биографический очерк. М., 1962. С. 127.
 Степанов Н.А. Н.А. Некрасов. Критико-биографический очерк. М., 1962. С. 129.
 Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1992. С. 323.
 Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1992. С. 323.
 Там же. С. 324.
 Там же. С. 327.
 Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1992. С. 327.
 Скатов Н.Н. История русской литературы XIX века. М.,1991. С. 271.
 Якушин В.И. Н.А. Некрасов в жизни и творчестве. М. : Наука, 2003. С. 257.
 Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1992. С. 322.
 Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1992. С. 331.
 Степанов Н.А. Н.А. Некрасов. Критико-биографический очерк. М., 1962. С. 137.









13PAGE 15


13PAGE 141615




15