презентация по литературе на тему В. М, Гаршин Сказка о гордой и сильной пальме


Всеволод Михайлович Гаршин«Attalea Princeps». Сказка о гордой и сильной пальме
Цель урока Обозначить основные факты биографии писателя Продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина  «Attalea princeps» Знать содержание сказки и ее основную мысль Развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову Всеволод Михайлович ГаршинРодился в семье офицера, участника Крымской войны. В гимназии увлекся естественными науками, особенно ботаникой. Вспомним сказки для детей, написанные В.М.Гаршиным
В 1876 году В.М.Гаршин написал стихотворение « Пленница»Прекрасная пальма высокой вершинойВ стеклянную крышу стучит;Пробито стекло, изогнулось железо,И путь на свободу открыт.


Вы прочитали сказку про гордую и сильную пальму. Какие чувства вы пережили при чтении? Как они менялись? Почему? Какой предстает оранжерея в начале сказки, особенно в лучах заходящего солнца?
Красивая огромная оранжерея из железа и стекла. Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись ….растения.Заключённые растенияТесноОтнимали друг у друга влагу и пищуГнулись и ломалисьНе могли расти, куда хотятВоздух был неподвижен Вывод. Для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет растения «заключёнными».



Характеры растений В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему.Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная, завистливая.Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью. Корица - прячется за спины других растений (“меня никто не обдерёт”), неприхотливая, любит спорить.Древовидный папоротник – не совсем доволен своим положением, но не стремится что-либо изменить.

Характер пальмы«Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа». Поразмышляем над прочитаннымПочему описание оранжереи резко меняет свою тональность?Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека: директор оранжереи и путешественник из Бразилии .Кто из них ближе главной героине сказки?Почему стремление пальмы к свободе не нашло поддержки у других деревьев?

АнтитезаПрекрасная оранжерея - растения-заключённыеОбразы директора и бразильцаРастения  - Attalea Гордость директора - гордость AttaleaМечта - реальность


Какие мысли возникают после прочтения сказки?Все растения чувствуют боль, у всех есть душа.Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно.Противоречие мечты и обретённой реальности.

Подведем итог Домашнее задание: Задание 1 Подготовьте выразительное чтение сказки. Задание 2 Подготовьте пересказ событий сказки от лица « маленькой , вялой травки» Задание 3 «Если пальму, изведавшую гибельный холод, снег, ветер , снова засадят за решетку оранжереи- смирится ли она?» Как бы вы письменно ответили на вопрос, поставленный писателем?