Формирование качеств сильной личности


Формирование качеств сильной личности Сильная (доминантная, креативная, уверенная в себе, целеустремленная) личность- - непременное условие профессионального успеха менеджера Формирование в себе качеств сильной личности является одним из обязательных условий работы менеджера над собой Как соотносятся между собой «сильная личность» и «сильный руководитель»? Можно быть сильной личностью и при этом не быть сильным руководителем, хотя сильные руководители, как правило, являются сильными личностями. Проблема, следовательно, заключается в том, что для успеха в управлении другими людьми, менеджер, развивая свои личностные качества, не должен забывать о том, что работа над собой, саморазвитие, безусловно, включает в себя развитие чисто управленческих качеств. Признаки сильного руководителя - обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации, то есть состояниям, возникающим при столкновении с препятствиями, кажущимися непреодолимыми; - умеет общаться с людьми; - способен отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она не оптимальна; - обсуждает свои качества, принимает критику, но при этом сохраняет уверенность в себе; - выдержанно принимает и победы и поражения; Признаки сильного руководителя - проигрывает без чувства поражения, немедленно принимаясь за новые проблемы; - энергичен, с высоким уровнем усилий; - компетентен в проблемах управления; - любит управлять, организовывать дело; - способен вызвать расположение к себе; - способен видеть изменения и внутри организации и вне ее; - готов к изменениям и готов их начать; - способен нести ответственность за решения; - умеет продуктивно использовать свое время. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 1. Все должны меня любить и одобрять то, что я делаю. Это — общая установка и она может быть конкретизирована в виде следующих вариантов: а) все должны уважать меня, потому что я — менеджер (начальник, директор, босс); б) если я делаю что-то, то я должен быть уверен, что все это одобрят (если не все одобрят мои действия — значит я делаю что-то не то или не так). Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 2. Человек должен быть прекрасным (идеальным) и добиваться успеха в любой области, быть безупречным во всех отношениях. Распространенный вариант этого ложного убеждения может выглядеть так: если человек не добивается успеха — это не стоящий человек. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 2. Человек должен быть прекрасным (идеальным) и добиваться успеха в любой области, быть безупречным во всех отношениях. Распространенный вариант этого ложного убеждения может выглядеть так: если человек не добивается успеха — это не стоящий человек.Очевидно, что быть совершенным, безупречным во всем сразу невозможно. Если это становится целью человека, то он обречен на постоянные терзания по поводу своих неудач, настоящих, прошлых и будущих. Человек загоняет себя в психологический тупик. Ведь даже тогда, когда он добивается успеха и окружающие признают его талантливым (даже самым талантливым) в какой-то области, он постоянно беспокоится из-за того, что завтра, возможно, утратит это положение. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 3. Существуют ошибочные поступки и каждый, кто их совершил, должен быть наказан. Как говорил один из советских наркомов: «У каждой так называемой накладки есть имя, фамилия и отчество». Конечно, ничего хорошего в ошибках (ваших подчиненных и ваших собственных) нет. Однако, совершенно ясно, что многое из того, что делают другие и что вам не нравится, вы не стали бы делать. Но верно и обратное. Нет никаких оснований считать их плохими людьми, заслуживающими лишь наказания. Простое наказание ничего не дает, а преследование таких людей вообще вредно. Гораздо полезнее исходить из «презумпции невиновности», из права на ошибку. Вспомните, что вы тоже ошибаетесь и посмотрите на ошибку подчиненного его глазами. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 4. Ужасно, когда у меня получается не так, как хочется. Вариант этого убеждения — «Вечно у меня все не так!» или «Другим все дается легко, а мне...». Такого рода взгляды можно охарактеризовать как инфантилизм, то есть сохранение во взрослом возрасте некоторых детских представлений о мире. Это иллюзия, что мир и все, что в нем происходит, должен быть таким, чтобы нравиться нам. Ведь в конце концов он создан не для нашего удовольствия, не для того чтобы все и вся вращалось вокруг нас. Взрослый человек принимает как должное то, что мир, в котором он живет, все то, что его окружает, никогда точно не соответствует его желаниям. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 5. Человек расстраивается из-за внешних событий и обстоятельств, на которые не может повлиять. Отсюда вытекает убеждение, что причины наших волнений, переживаний, негативных эмоций лежат вне нас, в объективном мире, который от нас не зависит. В действительности же в абсолютном большинстве случаев люди расстраиваются не из-за каких-то обстоятельств, а из-за того, как они интерпретируют их для себя. Строго говоря, нет никакого смысла переживать из-за какого-то события, которое уже произошло. Переживания не только не исправят дело, но и заблокируют выход из создавшегося положения. А, во-вторых, событие может оказаться не таким страшным, как это представляется. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 6. Возможная неприятность порождает беспокойство. Пока опасность не пройдет, надо все время ее ожидать и готовиться к ней. Спору нет, нужно быть готовым к неприятностям. Но беспокойство по поводу возможной неприятности — это не лучший способ борьбы с ней. Во-первых, нет никакого смысла беспокоиться и нервничать по поводу неприятности, которая еще не произошла. Своим беспокойством и волнением вы не избавите себя от нее. Более того, такие мысли и такое беспокойство не только не могут предотвратить неприятность, но могут способствовать ей, сделать ее из возможной вполне реальной. Во-вторых, часто бывает, что когда ожидаемая неприятность все-таки происходит, человек уже неспособен с ней справиться, ведь все его внутренние силы ушли на переживание в ее ожидании. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 7. Избегать трудностей и ответственности легче (удобнее), чем брать их на себя и справляться с ними. Под этой фразой подпишутся тысячи руководителей разного ранга. Избегание (переваливание) ответственности стало профессиональной болезнью многих. Удивительно, сколько порой приходится делать управленцу, сколько времени потратить на то, чтобы уйти от ответственности! Существуют сотни уловок, позволяющих делать это чрезвычайно эффективно. Желание и стремление уходить от ответственности за решение вопросов, перекидывать решение на других и, в крайнем случае, откладывать решение на время — это лучший способ превращения управленца в обыкновенного чиновника. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 8. В жизни всегда нужен кто-то, кто сильнее, могущественнее, на кого можно положиться. Эту установку сознания, весьма распространенную, можно было бы назвать «принципом волосатой лапы». Варианты ее достаточно разнообразны, от "я должен быть благодарен за добро, сделанное мне кем-то, кто сильнее и могущественнее меня", до "люди должны быть благодарны мне за то, что я для них сделал и ответить мне тем же". Что можно сказать по этому поводу? Сейчас многим людям становится ясно, что «покровитель», каким бы сильным и могущественным он ни был, не возьмет решение ваших проблем, не примет ответственность за ваши управленческие ошибки, ведь тогда ему придется фактически работать за вас. Конечно, в покровительстве есть свои плюсы. Но есть и минусы, главный из которых — зависимость. Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 9. Поведение человека в настоящем определяется тем, что влияло на него в прошлом. Влияние прошлого невозможно преодолеть. И, тем не менее, окружающая жизнь показывает нам многочисленные примеры, что возможно изменить даже то, что было сформировано еще в детстве. Ведь цель человека и цель жизни — личностный рост и развитие. Человек никогда не перестает изменяться и физиологически и психологически. Например, вы сейчас совсем не такие, какими были десять лет назад, да и условия вашей жизни тоже изменились. Творческие люди учатся на прошлом опыте и никогда не бывают чрезмерно привязанными к нему. Действительно, то, что было уместно и даже необходимо в прошлом, может совершенно не годиться в настоящем. Человек — существо, способное изменить себя, свои взгляды, свое мировоззрение, свою жизнь и изменить радикально Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 10. То, что делают другие, для нас очень важно. Поэтому нужно приложить все усилия, чтобы они изменились в нужном направлении. Спору нет, воспитание подчиненных — одна из задач и функций руководителя. Однако, подходить к решению этой задачи можно по-разному. Лучше исходить из того, что жизнь и поведение других людей — это их личное дело. Мы не можем влиять на них и изменять их сколько-нибудь существенно. А если это и происходит, то требует колоссального количества времени и сил. Стоит ли менеджеру тратить на это столь дорогое для него время? Кроме того, все попытки оказать влияние на поведение или образ жизни сотрудников вызывает противодействие и только ухудшает ситуацию. Гораздо полезнее и эффективнее во взаимоотношениях с людьми исходить из принципа терпимости: «Я — это я, ты — это ты, я живу свою жизнь, ты — свою, давай дадим друг другу жить свои жизни». Кроме того, следует помнить, что очень часто мы, пытаясь понять поведение других людей, навязываем им мотивы и стремления, которых у них на самом деле нет Одиннадцать «блокирующих установок сознания» 11. Каждая проблема имеет единственно правильное решение. Его необходимо найти — в этом главная задача. На самом деле абсолютное большинство проблем имеет много решений (больше двух), так что редко существует одно, абсолютно правильное решение. Каждое из возможных решений имеет свои достоинства и недостатки. Какое-то решение имеет стратегические достоинства и тактические недостатки, и наоборот. Нам остается только выбрать одну из альтернатив и действовать. Заключение Блокирующие установки сознания мешают ясно и точно оценивать ситуации, а значит эффективно управлять. Работа по преодолению стереотипов сознания — дело не одного дня.