«ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ».


«ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ».
Уважаемые родители!
Тема нашего сегодняшнего разговора не только серьезна и важна. Она актуальна. Небезызвестное изречение гласит: «Посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнёте характер, посейте характер, и вы пожнёте судьбу». В силе привычки заключается сила воспитания. Разумеется, если привычки полезные. А если они вредные? Такие, к которым относится, например, табакокурение. И хотя, пропаганда ЗОЖ становится всё более популярной и интересной, государством создаются условия для претворения идей ЗОЖ, казалось бы, делается так много, чтобы свести проблему к минимуму. Тем не менее, проблема табакокурения стоит по-прежнему достаточно остро. Что же нам взрослым нужно знать, в чём следует разобраться, чтобы ребёнок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос.
Необходимым условием для успешного проведения работы по профилактике курения подростков – общность позиции семьи, школы и всего социального окружения, хотя практика зачастую показывает обратное. Как ни странно, звучит, не все родители считают, что курение – такая уж страшная проблема. «Мой ребёнок курит? Это ужасно! Не смей курить! Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле… «Покуривает – плохо, конечно, но, слава богу, не пьет и не колется. Беседу, конечно, надо провести, поругать…» В действительности же от отношения взрослых очень многое зависит. Очень важно осознавать, что табакокурение – серьёзная проблема. Если взрослые хотят, чтобы ребёнок не курил, тогда и сами не должны делать этого. В идеале, ребенок с раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят. С детства ребенок берёт за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребёнок видит родителя курящим и слышит от него, что курить нельзя, он скорее последует его примеру, чем прислушается к словам. Если же родитель курит и не считает эту привычку такой уж дурной, тогда он не вправе требовать от подростка соблюдать запрет на курение, его мнение будет не авторитетно для него. Поэтому профилактическую работу следует начинать с семьями учащихся.
Большую пользу в решении данной проблемы приносят непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий, оказание содействия педагогическому коллективу. Когда школа и семья будут стоять на одинаковых позициях, только тогда можно достичь положительных результатов в работе.
Надо ли говорить с ребёнком о курении? Когда же следует начинать работу по профилактике курения? О чем следует говорить? А может лучше не говорить вообще, чтобы не привлекать внимание подростков к данной проблеме? Конечно же, беседовать с ребенком, с подростком нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:
Разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;
Нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;
Нужно выяснить знания ребенка по этой проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить дальнейший разговор.
Таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.
Для успешной профилактики табакокурения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать для этого.
ПРИЧИНЫ ДЕЙСТВИЯ
Из любопытства Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные ему.
Чтобы казаться взрослее Подростка может не удовлетворять статус в семье, школе – он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку. Подросток должен иметь обязанности в коллективе, в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого он должен получить больше свобод, чем раньше.
Подражание моде Моду на курение во многом формирует то, что видит ребенок вокруг себя. Образ курящего человека кажется ему весьма привлекательным. Необходимо научить подростка критически относится к получаемой извне информации.
За компанию Оградить ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, очень трудно, зато можно научить его самостоятельному мышлению, приучить его нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.
Всё то, что поможет подростку в этом возрасте избежать вовлечения в табакокурение, ещё не раз пригодиться ему в дальнейшем.
Что делать, если вы узнали, что ребёнок курит? Прежде всего, следует успокоиться, так как волнение или гнев никогда не помогают решать проблемы. В такой ситуации неэффективно прибегать к наказаниям или скандалу, это может озлобить подростка и подорвать его доверительность во всех отношениях. Лучше спокойно обсудить с ним возникшую проблему, можно предложить литературу по проблеме курения. Нельзя запугивать ребенка или предоставлять ему недостоверную информацию. Необходимо чётко заявить свою позицию относительно курения, не отвергая при этом самого ребенка и не отказывая ему в понимании и поддержке. Рассказать о возможностях преодоления вредной привычки.
ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОИЗНОСИТЬ В РАЗГОВОРЕ С ПОДРОСТКОМ, И ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ НА НИХ
ФРАЗЫ РЕАКЦИЯ
«Ты ещё мал курить!» «Отлично! Как только я вырасту… Хотя я уже взрослый»
«Чтобы я тебя не видела с сигаретой!» «Нет проблем! Буду курить в более приятной компании»
«Курят только глупые люди» Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят»
«Не смей курить!» «Не надо мне приказывать!»
«Увижу с сигаретой – выгоню из дома!» «Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть»
«Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь»
«Это банально, к тому же я не лошадь»
«Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики!» «А что, можно попробовать!»
Психологи трактуют привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях становится потребностью. Так почему же не воспитывать привычку жить здоровой жизнью?
Всё начинается с малого, с повседневных мелочей, которые формируют детскую волю, воспитывают стимулы сознательной дисциплины. При этом в работе с детьми необходимо опираться на следующее:
Методы убеждения должны преобладать над приказными, так как приказные чаще всего встречают противодействие;
Соблюдение режима дня – залог воспитания полезных привычек, формирования навыков здорового поведения.
Личный пример взрослых и их авторитет.
Не следует забывать о том, что поощрения и наказания могут надолго вывести ребенка из уравновешенного эмоционального состояния, поэтому этими средствами следует пользоваться разумно.
Взять за основу в воспитательной работе с детьми положительные эмоции, которые могут перейти от внешних привычек к развитию внешних стимулов, которые и формируют настоящие убеждения;
Пользоваться особо ценными побудителями в нравственно – воспитательном отношении; к ним относятся такие как совет, просьба, разъяснение, пример, намёк, одобрение, доверие и др.
Только в результате сформированности у детей внутренних побуждений и стимулов мы вправе ожидать желаемого результата. В.А. Сухомлинский писал: «Никакой воспитатель не может утвердить в душе хорошее, если сам ребёнок не стремиться к этому» А вот помочь этому стремлению – и есть наша задача.