Проект по корректировке рабочих программ (внесение дополнительного материала) с целью усиления мотивации учащихся 5,6,7 классов на уроках ИЗО


Проект « корректировка рабочих программ « (введение дополнительных тем) с целью усиления мотивации учащихся 5,6,7 классов на занятиях изобразительного искусства .
Ерофеева Наталия Андреевна
ГБОУ ЦО№1619 им .М.И.Цветаевой
Преподаватель изобразительного искусства





















Цвет – бесценный дар природы человеку.
В последнее время начала все чаще сталкиваться с малоприятным фактом – дети, не только, испытывают трудности при работе с цветом, но и, в принципе, не особенно обращают на него (цвет) внимания в повседневной жизни.
Возможно, часть вины лежит на очень занятых родителях, которым не до созерцания, той самой, банальной красоты окружающего мира, которые вряд ли находят время привлечь внимание своих детей к каким либо «цветным моментам» нашей жизни.
Но, не будем забывать о преподавателях, должных научить наших детей, видеть, чувствовать и понимать наш разноцветный мир. Являясь одним из них, хочу рассказать, каким образом мне удалось найти путь к тому, что бы заинтересовать учащихся в изучении цветоведения, которого, увы, так не хватает в рабочих программах.
Интерес и понимание «нужности» пройденного материала и является мощным толчком к усилению мотивации!
Согласитесь, три урока подряд (предусмотренных программой) изучать строение русской избы, для детей, мягко говоря не интересно. И какие бы дополнительные материалы, будь то – презентации, программы по конструированию и т.д., не использовались, детям не понятно – зачем им это нужно!!! Мы понимаем, да, это наше наследие, богатство нашей культуры (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка и т.д.), но, современным детям, к сожалению, приносит мало радости, не вызывает настоящей заинтересованности.
Бесспорно, что все это обязательно нужно преподносить ученикам, однако, чередуя с такими темами (добавляя их в обязательную программу), которые вызывают подлинный интерес, дают понятие «нужности», как следствие – усиление мотивации!
Закройте глаза и на секунду представьте, что цвета исчезли, что весь мир вокруг вас стал черно-белымУжасно, не правда ли? Вы никогда больше не увидите краски тихого рассвета, когда солнце только поднимается и весь мир погружен в полутени приглушенного голубого и серого, нежного розового и туманно-сиреневого. Или же вспомните огненно-красный закат, последние багряные лучи, словно языки пламени растворяются в вечернем небе цвета индиго. А какое голубое это небо днем А как щедро природа рассыпает краски в течении различных времен года! Весенняя палитра соединяет яркую желтизну одуванчиков и нежных нарциссов с бирюзовой голубизной неба. Лето просто калейдоскоп, буйство красок. Золотой, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый - все это цвета осенних деревьев и цветов.
Но щедрее всего оказалась природа только к одному своему детищу –Человеку. Только ему можно видеть все это великолепие красок окружающего мира! С древнейших времен и поныне палитра природы – неисчерпаемый источник эмоциональных ощущений и эстетических переживаний.
Решив рискнуть, я стала добавлять темы по цветоведению , получив большой отклик от учеников (работы , по основной программе в частности, выполняются с большим интересом, в лучшем качестве) продолжаю разбавлять основную программу, стараясь не уходить от заданных тем. За два года выработалась целая мини – программа, темы из нее с большим удовольствием, представляю вам!
1.Закономерности восприятия цвета:
Трехцветная теория зрения, лекция – презентация.
Смешение цветов, лекция – презентация.
Восприятие цвета на расстоянии, просмотр видео материала.
Восприятие цвета при различном освещении, просмотр видео материала.
Контрасты, практическая работа (гуашь).
Иррадиация, графическая работа.
1.Воздействие цвета на человека:
Цветовые ассоциации. Так как цвет может возбуждать, кроме органов зрения другие органы чувств – осязание, слух, обоняние (физические ассоциации: легкий, холодный, гладкий, сладкий, кислый и т.д.), а так же вызывает эмоциональные ассоциации: грустно, весело, нежно После проведения самостоятельной работы получаем очень интересные работы, заодно можно увидеть эмоциональный настрой учащихся.
2.Психологическое воздействие цвета на человека:
Цветопортрет души, демонстрация слайдов.
Физиологическое воздействие цвета на человека, лекция.
Цветотерапия, просмотр видео материала.
3.Цветовые традиции различных эпох и народов:
Примитивные культуры, лекция, рисунок «маска».
Китай, Япония, лекция, рисунок на тему «восточные мотивы».
Индия, лекция, тематический рисунок.
Египет, лекция, рисунок «фараон».
Греция и Рим, лекция, тематический рисунок.
Западная Европа, лекция, просмотр слайдов.
Ближний и Средний Восток, лекция, рисунок «бирюза Востока».
4.закономерности цветовой композиции:
Типы цветовых гармоний и принципы их построения, лекция, самостоятельная работа.
Цветовая теория «времена года», презентация.
5.Цвет и функция:
Цветовая композиция и художественный образ, просмотр видео материала.
Цветовые сочетания и характер вызываемых ими ощущений, составление таблицы.
Эмоциональный цветовой словарь, создание цветовых работ, в стиле авангард, на предложенные эмоции: жизнерадостность, покой, тревога.
Цвет и функциональное назначение, после выбора одного из вариантов (эстетическое, оптико-физическое, психологическое, физиологическое, гигиеническое функциональное назначение цвета) ученики делают зарисовку.
6.Применение цвета в изобразительном искусстве:
Живопись, лекция, просмотр работ художников обладающих богатой цветовой палитрой.
Станковая живопись:
Акварель, гуашь, темпера, масло, пастель, акрил, по возможности пробные работы в каждом из видов.
Монументальная живопись:
Фреска, мозаика, витраж, просмотр видео материала.
Графика, цветные, акварельные карандаши, восковые мелки, пастельные мелки, смешивание техник, пробные работы.
7.Цвет и краски:
Азбука цвета, лекция, знакомство с кратким алфавитным списком названий цветов, наиболее часто встречаемых в современной международной художественно – дизайнерской терминологии.
Название и происхождение красок, лекция.
Свойства красок, рисунок «мухомор», выполненный при помощи лессировки.
8.Язык цвета в дизайне одежды, лекция, просмотр видеоматериала, самостоятельная работа по подготовки презентаций по темам: «стили одежды», «корректировка цветом индивидуальных особенностей фигуры».
9.Язык цвета в дизайне интерьера, лекция, групповая работа по созданию макета (детская комната, гостиная, ванная и т.д.)
10.Цвет и реклама:
Функции цвета в рекламе, просмотр подборки материалов.
Правила создания рекламы, лекция, самостоятельная работа по выполнению рекламного проспекта (по предложенным или свободно выбранным темам).
После добавления вышеперечисленных тем, в рабочую программу, замечено явное улучшение работы с цветом, дети научились видеть «цвет в цвете», что облегчает им задачу по подбору тонов и оттенков. Ученики стали стремиться к тому , что бы стать художниками , чья палитра богата не количеством цветов, а цветовыми оттенками и гармоничным созвучием красок на полотнах.
Такие темы как язык цвета в дизайне одежды, интерьера, создание рекламы – дают возможность каждому почувствовать себя не только художником, но и попробывать себя в одной из современных, востребованных профессий – дизайнер. Это интересно и понятно нашим сегодняшним ученикам.
Интерес и понимание «нужности», то с чего я начала, вот он путь к усилению мотивации на занятиях.
Цвет – ключ к гармонии и красоте, давайте же дадим нашим детям этот ключ и научим им пользываться!