Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Средства связи и массовой информации . Интернет».


Урок окружающего мира в 1 классе «Средства массовой информации и связи. Интернет». УМК «Школа России».
Цель урока: дать учащимся представление о средствах связи и средствах массовой информации; учить правильно пользоваться средствами связи и средствами массовой информации . Задачи урока: 1. Изучить и закрепить основные понятия: телефон, телеграф, интернет, телевидение, радиовещание; 2. Развитие логического мышления, расширение кругозора; 3. Воспитание информационной культуры учеников. Планируемые образовательные результаты: Предметные: учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. Метапредметные: 
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разных заданий, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Тип урока: Урок открытия нового знания Методы и формы обучения: Частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах. Образовательные ресурсы: 1. Учебник "Окружающий мир" 1 класс А.А. Плешаков; 2. Рабочая тетрадь "Окружающий мир" 1 класс А.А. Плешаков, ; 3. Газеты; 4. м /проектор, компьютер; Организационная структура урока: 1. Оргмомент. Ну-ка ты, проверь, дружок! Ты готов начать урок? Все ль на месте, все в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку "5"! 
2. Самоопределение к деятельности. (На экране рисунки: письмо, телеграмма, телефон сотовый и стационарный.) (слайд 2)
- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение. Я забыла некоторые строчки:
«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он –
Ленинградский…..(почтальон)»А пришёл почтальон к нам не с пустыми руками. Он принёс что? (письмо).
Ребята, давайте распечатаем письмо и прочтём его?!
(Письмо читает ученик: «Дорогие ребята, я прошу вас сегодня на уроке узнать ответ на вопрос: что такое средства связи и средства массовой информации. Для чего они нужны? Напишите мне ответ. Почтальон.»)3. Работа по теме урока.
-Давайте постараемся найти ответ на вопрос: что такое средства связи и средства массовой информации. И напишем почтальону ответ.
- Внимание на доску: Мария Петровна живёт в Москве. Она написала письмо своему брату Ивану Петровичу, который живёт в Краснодаре. Через 2 дня Иван Петрович получил письмо от сестры. Каким видом связи воспользовалась Мария Петровна? (Почтой).
- Иван Петрович в срочном порядке решил пригласить сестру в гости и отправил ей телеграмму. В тот же день Мария Петровна получила телеграмму с приглашением. Каким видом связи воспользовался Иван Петрович? (Телеграфом).
- А что такое телеграф нам поможет узнать толковый словарь. (работа в парах): телегра́ф («далеко» + «пишу» греч.)  — средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи в целях сверхбыстрой передачи важной информации.
- Телеграмма может быть ещё и поздравительной. Например: с днём рождения, с праздником и т. д.
Раздаётся телефонный звонок.
Учитель:
У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. - А много ли прислать? - Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький! А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: - Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. - Постой, не тебе ли На прошлой неделе Я выслал две пары Отличных калош? - Ах, те, что ты выслал На прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждём не дождёмся, Когда же ты снова пришлёшь К нашему ужину Дюжину Новых и сладких калош! 
- Ребята, откуда эти строки узнали? (Корней Чуковский «Телефон».)
-Рассмотрите иллюстрацию: каким средством связи воспользовались эти герои сказки Слон и Крокодил? (Телефоном)
-Где находятся герои во время разговора по телефону? (Дома). Каким телефоном они воспользовались? (Телефон они использовали домашний или ещё его называют стационарный.)
- Но в наши дни мы часто используем сотовый телефон. Сотовый телефон сегодня есть почти у всех людей и у многих учеников нашего класса.
- Но если вы оказались на улице без сотового телефона или у вашего мобильного устройства села батарея, вы всегда можете воспользоваться таксофоном, его ещё называют телефон-автомат. Кто знает как пользоваться таксофоном? (Вложить монету в специальный приёмник, набрать номер.)
- Ребята, вы уже догадались для чего нужны средства связи? (Для общения людей). Приведите примеры (Позвонить в скорую, пожарную, написать письмо, отправить поздравительную телеграмму и т. д.)
- Молодцы! На первую часть вопроса почтальона мы ответили.
4. Физминутка Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. Самого себя обнять – это пять. А теперь за парты сесть – это шесть. Ножкой топнуть надо всем – это семь. А когда мы скажем восемь – Значит тишины попросим. Слайд 3 (На экране рисунки: телевизор, радио, газеты, журналы)
- Наш урок продолжается и нам предстоит ответить на вторую часть вопроса почтальона: что такое средства массовой информации.
- Ребята, какие предметы изображены на экране? Для чего они нужны? ( Телевизор – для просмотра телепередач, фильмов, новостей. В газетах и журналах печатают разные статьи: научные, интересные и т. д. По радио передают передачи для прослушивания взрослым и детям, сообщают новости).- Какие газеты выпускаются в нашем городе? (показ местных газет) 
- Что такое информация поможет нам узнать Толковый словарь. (Информа́ция ( лат.  — «разъяснение») — сведения, воспринимаемые человеком.)- Телевизор, радио, пресса (газеты и журналы) - все это средства массовой информации. Назовите передачи, которые вы смотрите по телевизору, слушаете по радио. Чем они вам нравятся? - Задумывались ли вы, зачем вам их транслируют? Что для себя полезного вы из них черпаете? - А все ли телепередачи вы можете смотреть? Почему? 
(Слайд 4)
- О каких средствах информации мы еще не сказали? (Интернет.) В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть. Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.- Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.)- В каждом доме сегодня есть интернет. Многие устройства могут поддерживать интернет: сотовые телефоны, айфоны, айпады и др. Как вы считаете, для чего нужен интернет? ( Общаться друг с другом и узнавать новую информацию).
- Верно! Поэтому интернет можно отнести и к средствам связи, и к средствам информации.
5. Работа с учебником с. 59
- Найдите старинные и современные предметы. Сравните их по внешнему виду. Изменилось ли качество звука, изображения?
6. Закрепление по теме урока. 
Работа в парах.
Задание 1 с. 39.
Проверка по ключу (Слайд 5)- А сейчас отгадайте загадки. (слайд 6)По волне, волне, волнеПлывет музыка ко мне. (Радио.)
(слайд 7)Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета.) (Слайд 8)Что за чудо, что за ящик? Сам певец, и сам рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. (Телевизор.) 7. Подведение итогов урока. Урок к концу подходит Давайте вспоминать Что нового сегодня Нам удалось узнать. 
О каких средствах мы узнали на уроке?
(Средства информации, средства связи)
Что в ответе на письмо мы напишем почтальону? Обратитесь к учебнику (с. 59 вывод) (Слайд 9)
8. Рефлексия. - Ребята, поделитесь своими впечатлениями об уроке. - Кому сегодня на уроке было интересно, похлопайте в ладоши. Домашнее задание. Выполнить задание 2 (с. 39) в рабочей тетради. (Слайд 10)- Вы все молодцы, спасибо за урок. А так же спасибо нашим гостям.