Урок литературы на тему: Поэма Н.А. Некрасова Русские женщины


Урок литературы в 7-м классе
Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Бухарайская ООШ»:
Попова Лилия Владимировна
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, творческие письменные высказывания)
коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
А.П.Чехов – великий мастер художественного слова. Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Хамелеон», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.
Чеховские рассказы! Две-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знакомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе подобную ситуацию, то очень боюсь, как бы она не была похожа на чеховских героев. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно. Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно. Почему? К этому мы должны с вами прийти, познакомившись с содержанием рассказа.
2. Знакомство с содержанием произведения «Хамелеон» (чтение рассказа учителем).
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, сожаления)
Стадия «Вызов»
Работа в парах.
Составление вопросов по тексту, обсуждение их.
Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?
Произведениями какого жанра прославился Чехов? Какие рассказы он в основном писал?
3. Теория литературы. Актуализация необходимых понятий.
Большинство произведений Чехова комические, сатирические.
Какие формы комического вам известны? Каким бывает смех?
Формы комического:
Сатира – это гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественнойи личной жизни. Предмет сатиры – опасные пороки.
Юмор – это безобидная насмешка, вызывающая весёлый смех.
Предмет юмора – частные недостатки.
Какими способами, приемами может создаваться комический эффект?
Приемы создания комического:
Гипербола, гротеск, говорящие имена, ирония… ?Стадия осмысления.
4. Анализ рассказа.
С чего начинается рассказ?
Кругом тишина и покой. И вдруг:
- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не
велено кусаться! Держи! А…а!И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?
Кто оказался виновником скандала?
А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?
(Ответ в виде чтения по ролям)
Смешно ли было слушать? Кого высмеивает писатель?
Почему называется «Хамелеон»? Кто такой хамелеон?
Обратите внимание, как построен рассказ. Комический эффект достигается в рассказе
композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения
(“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется
реакция полицейского надзирателя.
Каковы средства характеристики героя?
Средства создания характеристики героя. Внешность, обстановка, пейзаж, поведение,
характер, привычки, речь, детали.
Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. –подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая
значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может
воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но влюбом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев
и их среду обитания. Пример? городовой с решетом, доверху наполненным
конфискованным крыжовником.
Анализ художественных средств рассказа – работа в группах.
1 группа
Найдите художественные детали в рассказе и определите, какую роль они
выполняют?
ДЕТАЛЬ. Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой
шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху
наполненным конфискованным крыжовником.
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, ужесобрали “дань”)
2 группа
Найдите описание внешности героев и определите, что подчеркивает Чехов этим
описанием?
Что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)
А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано,здесь же окровавленный палец)
А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?
Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь
полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.3 группа
Найдите, как Чехов описывает движение Очумелова? Какие глаголы он при этом
использует?
4 группа
Проследите за речью Очумелова, как она его характеризует?
Абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев (“По какому это случаютут? Почему тут? Это ты зачем палец?”)5 группа
Проследите за речью Хрюкина, как она его характеризует?
“Я человек, который работающий”
6 группа
Найдите в рассказе «говорящие фамилии». Объясните их смысл. Приём
“говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?
(Очумелов, Хрюкин, Жигалов)
5. Закрепление.
Рефлексия:
1. Какие приемы использует Чехов для создания комического эффекта?
2. Какой порок высмеивает?
А только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?
Сколько хамелеонов вы видите в рассказе?
Варианты:
1. Хамелеон – Очумелов.
2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.
3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.
Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина?
Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”?
Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?
Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым
кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так
смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён
писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных
профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных
философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской
жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX
века.
А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас
хамелеоны, подобные Очумелову?
3. Этот рассказ сатирический или юмористический?4. В чем же своеобразие чеховских рассказов? (В том, что автор в своей мини-сценесмог показать характер своих героев, высмеять нравственные пороки человека).
6. Самостоятельная работа. Построение связного письменного высказывания.
Задание: письменный ответ на вопрос (5-7 предложений) по выбору.
- Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?
- Над чем смеется Чехов и что его огорчает в рассказе «Хамелеон»?
- Приведите примеры случаев «хамелеонства» в современной жизни.
- Как закончился рассказ у Чехова? А как закончили бы его вы?
7. Домашнее задание.
Прочитать рассказ «Злоумышленник». Найти приемы создания комического эффекта.