Статья по русскому и литературе на тему Система работы по развитию творческих способностей учащихся

Система работы по развитию творческих способностей учащихся.

В развитии творческих способностей учащихся большая роль отводится урокам литературы. Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них
по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их самостоятельность, их
творческую мысль. Я стараюсь избрать такие виды деятельности, которые близки детям, привычны им. В 5-ом классе на первое место выступает игра. Дети только перешли в среднее звено из младшего, где игра была их основным видом деятельности. Важно только, исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания изучаемого произведения, найти форму игры, органично вплести ее в урок, чтобы помогать развитию творческих способностей детей. Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, инсценирование. Слово – главный инструмент учителя. И учить внимательным к слову стараюсь с самого начала работы. Изучение художественного произведения, в котором встречается много новых для уч-ся слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее сумеет объяснить слова. При этом разрешаю пользоваться словарями, спрашивать у родителей. Например, при изучении стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова выясняем значение многих слов : редут, кивер, уланы, драгуны, хватом и др. При изучении рассказа Тургенева «Му-Му» требуют пояснения слова: дворецкий, Горничная, мезонин, мансарда и др. Обычно такие задания я даю на дом, и на следующем уроке проводим работу по выяснению значения слов.
Наша речь не будет образной, красивой, если не будем знать пословиц, поговорок. Поэтому на уроках проводим игру «Отгадай пословицу», «Закончи пословицу», «Подскажи словечко». Такая работа проводится не только в 5-ом классе. Провожу ее по-разному. Раздаю карточки с записанными началом и концом. Ребята должны найти пословицу. Или даю карточку только с началом, а конец ученик должен сказать сам. Раздаю карточки с пропущенными словами в поговорке или пословице. Дети должны угадать, вставить это слово. Такую работу я провожу и в 5-ом, и в 9-ом классе. Особенно после изучения комедии Грибоедова «Горе от ума». Эти игры помогают показать, что многие пословицы имеют ритм, рифму.
Одна из задач уроков литературы – помочь учащимся уяснить функция различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Этому служит, например, игра в эпитеты, которую провожу в два этапа. Первый этап – работа с текстом произведения, которое изучается на уроке: предлагаю вспомнить авторские эпитеты. Второй этап- работа с произведением того же автора, не включенным в программу. Предлагаю при изучении в 6-ом классе повести М. Пришвина «Кладовая солнца» для самостоятельных поисков миниатюру из «Лесной капели».
Во время такой работы дети постигают возможности слов, овладевают ими, свободнее становится их устная и письменная речь. Игра помогает дать первоначальное представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями. Используя иллюстрации, прошу ребят рассказать, что изображено на них, и его автора, подобрать иллюстрации в такой последовательности, чтобы вспомнить содержание. Такая работа дает наглядное представление о композиции, развивает речь, и это первая ступенька к творчеству. Также прошу учащихся самим иллюстрировать произведение и его героев. Для развития воображения на уроках существуют различные приемы. Успех их обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь ученику раскрыться, помня об особенностях возраста.



Развитию творческих способностей учащихся способствует разгадывание и составление кроссвордов, чайнвордов. Такой вид работы использую в каждом классе.
Довольно часто даю детям задание сочинить сказку, миниатюру, четверостишие на заданную тему. Темы разные: праздники, отзыв о прочитанном произведении, поздравления литературным героям. Хорошим заданием для развития творчества уч-ся является и коллективное составление сценариев литературных вечеров, диафильмов. Здесь важно коллективное начало: обсуждение, выбор лучшего, соучастие.
И уж, конечно, не менее важным видом работы по развитию творческих способностей уч-ся являются инсценирование, пересказ с заменой лица, домысливание действия. Такие задания требуют творческого перевоплощения. Эти виды работы можно проводить на уроках и вне их, во внеклассной работе. В 5-ом классе проводили инсценирование сказок, басен. Интересно прошел урок после изучения темы «Басни Крылова». Дети сами разделились на группы, выбрали басню, распределили роли. Даже оделись соответственно.
Вот такие формы работы я использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображения учеников, побуждать их фантазию, создавать условия для самовыражения каждого школьника.
15