Презентация Критическое мышление Учебные условия, которые способствуют развитию критического мышления


Критическое мышление Что такое мышление? Мышление (одна из психических функций) — процесс обработки информации головным мозгом. ru.wikipedia.org/wiki/Мышление Мышление - умственный процесс интерпретации того, что воспринято.www.bookap.by.ru/psyanaliz/zelensk/gl13.shtm Мышление - познавательный процесс, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.www.dipsy.ru/state/AA:navID.40/AC:-1.1614316436/AB:navID.40/ Мышление это процесс сходный с чтением, письмом, говорением и слушанием. Это активный, координированный комплексный процесс, который включает в себя мышление о чем-то подлинном. Мышление – это не навык, который можно привить вне контекста. Наилучшие результаты учения достигаются тогда, когда учащиеся учатся активно, когда они осваивают, синтезируют информацию и присваивают ее.Процесс учения успешнее, если используются разнообразные стратегии развития мыслительной деятельности.Учение и критическое мышление развиваются, когда учащиеся имеют возможность применить новые знания к конкретным задачам.Учение укрепляется, когда оно опирается на предварительные знания учащихся, на их опыт. Все это дает возможность учащимся увязывать то, что они уже знают, с новой информацией.Критическое мышление и учение возможно, когда учителя понимают и ценят разнообразие идей и опыта. Критическое мышление не возможно при менталитете, принимающем «единственно правильный ответ». Что такое критическое мышление Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.Джуди А.Браус, Дэвид Вуд Что такое критическое мышление Процесс, при помощи которого разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые идеи или решить проблемы. Д.Х.Кларк и А.У.Бидл Что такое критическое мышление Искусство думать о том, как вы думаете, когда думаете о том, чтобы думать более ясно, точно, четко, осмысленно, последовательно; искусство конструктивного скептицизма; искусство обнаружения и преодоления предубеждений и одномерности мышления; искусство целенаправленного и глубокого размышления. (Paul,1990) Учебные условия, которые способствуют формированию навыков критического мышления. Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.Давать возможность ученикам размышлять.Принимать различные идеи и мнения.Способствовать активности учащихся в учебном процессе.Убеждать учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.Ценить проявления критического мышления. Критическое мышление является основой образовательных реформ, поскольку само по себе является вызовом 21 века. Проблема школы в том, что мы часто разделяем неразделимые процессы. Критическое мышление является необходимой составляющей многочисленных процессов необходимых для эффективного обучения, которые выигрывают именно от своего комплексного применения. Критическое мышление является основой образовательных реформ, поскольку само по себе является вызовом 21 века. Критическое мышление и навыки коммуникацииКритическое мышление и решение проблемКритическое мышление и развитие познавательного интереса Критическое мышление и совместная деятельностьКритическое мышление и самооценка Качества, присущие мыслящему человеку Критически мыслящие люди: умеют решать проблемы проявляют настойчивость в решении проблем контролируют себя, свою импульсивность открыты для других идей умеют сотрудничать с другими людьми умеют слушать собеседника эмпатичны терпимы к неопределенности умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения умеют устанавливать связи между явлениями терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов могут рассматривать несколько возможностей решения проблемы часто задают вопросы «что, если..?» умеют строить логические выводы размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели любознательны и часто задают «хорошие вопросы» активно воспринимают информацию Технологические этапы Вызов Реализация смысла Рефлексия Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмоДж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер Функции трех фаз технологии развития критического мышления Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)Информационная (ученик вспоминает (вызывает из памяти) все, что ему уже известно по данной теме, определяет свой уровень знаний (ничего не знаю, знаю кое-что),готовится увязать имеющиеся знания с новымиКоммуникационная (демонстрация знаний – активная мыслительная деятельность с помощью устной и письменной речи, бесконфликтный обмен мнениями) Функции трех фаз технологии развития критического мышления Реализация (осмысление) Информационная (получение новой информации по теме, поддержание активности и интереса)Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний, соотнесение новой информации с установившимися представлениями (критический анализ, сравнительный анализ, синтез), поддержка усилий по отслеживанию собственного понимания) Функции трех фаз технологии развития критического мышления Рефлексия (размышление) Коммуникационная (обмен новой информацией, ученики выражают новую информацию и новые идеи своими словами)Информационная (приобретение нового знания)Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Приемы и методы «Мозговой штурм» Прогнозирование по ключевым словам  Кластер Мини-сочинение по пяти словам Таблица “Знаю – Хочу узнать – Узнал»РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема) ЗигзагИнсертПерекрестная дискуссияТолстые и тонкие вопросыМой эпиграфСинквейн Таксономия Блума Таксономия Бенджамина Блума Таксономия — иерархически выстроенная система целей и результатов от простой к сложной системе. ru.wikipedia.org/wiki/Таксономия (Понятие таксономии возникло впервые в биологии. Сам термин был предложен швейцарским ботаником О. Декандолем в 1813 г.) Перечисление фактов, событий, явлений Перечисление Ответы на вопросы типа «правильно-неправильно» или с множественным выборомВыбор объекта среди ряда ему подобных Узнавание Запоминание – извлечение нужной (правильной) информации из памяти Примеры Мыслительные процессы «Таксономия для обучения, преподавания и оценки», 2001 г.Уточнение и развитие таксономии Б. Блума Использование диаграмм, схем для представления информации Объяснение Проведение сравнительного анализа явлений, процессов Сравнение Распределение информации по группам (классов) Классификация Поиск и объяснение примеров, подтверждающих факты, события явления Приведение примеров Пересказ информации своими словами Интерпретация Анализ информации, представленной в каком-либо тексте и представление выводов Представление выводов Придумывание заголовков к текстуПеречисление ключевых позиций, относящихся к рассматриваемому явлению, процессу Суммирование Понимание – представление собственного мнения об изученном материале Примеры Мыслительные процессы «Таксономия для обучения, преподавания и оценки», 2001 г.Уточнение и развитие таксономии Б. Блума Атрибуция Анализ – разбиение целого на части и описание того, как части соотносятся с целым. Выполнение эксперимента Исполнение Представление результатов эксперимента Оформление результатов Составление схем и диаграмм, показывающих место явления, процесса в его окружении Организация Составление списков наиболее важных фактовСоставление схем и диаграмм, представляющих наиболее и наименее существенные характеристики Различение Применение – использование полученной информации Примеры Мыслительные процессы «Таксономия для обучения, преподавания и оценки», 2001 г.Уточнение и развитие таксономии Б. Блума Создание журнала Производство Составление мультимедийной презентации для представления исследованияНаписание статьи Планирование Распределение информации по группам (классов) Классификация Поиск лучшего метода доказательствПоиск аргументов за и против. Критика Проверка логики аргументовПоиск критериев Проверка Составление списка критериевИспользование нескольких гипотез, чтобы объяснить явление Создание альтернативной гипотезы, базирующейся на критериях Генерация Создание – интеграция частей в новое целое, представление аргументов в новую структуру Оценка – высказывание мнения, базирующегося на критериях и стандартах Примеры Мыслительные процессы «Таксономия для обучения, преподавания и оценки», 2001 г.Уточнение и развитие таксономии Б. Блума «Таксономия для обучения, преподавания и оценки», 2001 г.Уточнение и развитие таксономии Б. Блума Типы знаний, которые могут использоваться в обучении фактическое знание (базовая терминология) концептуальное знание (понимание отношений между частями большой структуры, которые функционирую вместе) процессуальное знание (как делать что-либо) метакогнитивное знание (знание того, как происходит мышление в общем и собственное мышление, в частности) «Таксономия для обучения, преподавания и оценки», 2001 г.Уточнение и развитие таксономии Б. Блума фактическое знание- знание терминологии- знание специфических деталей и элементов концептуальное знание- знание способ классификаций и категорий- знание принципов и способов генерализации- знание теорий, моделей и структур процессуальные знания- знание алгоритмов- знание предметных методов и техник- знание критериев метакогнитивное знание- стратегические знания- знания о задачах мышления- самопознание Одним из механизмов формирования навыков критического мышления, стимулирования мышления является задавание вопросов Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них. Вопросы низкого и высокого уровня Вопросы низкого уровня подходят для: оценки подготовленности ученика и его понимания материала. определения сильных и слабых сторон ученика. повторения и /или обобщения материала. Вопросы высокого уровня необходимы для: мотивирования учеников мыслить глубоко и критически. решения проблем. организации дискуссий. поощрения учеников к самостоятельному поиску информации. Типы вопросов по уровням развития мышления Вопросы на знания Вопросы на понимание Вопросы на применение Вопросы на анализ Вопросы на синтез Вопросы на оценку