Конспект урока по литературе на тему: Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины».


Урок по литературе 7 класс
Тема урока: Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Задачи:
Показать реальную основу темы;
Осуществить работу над содержанием и художественными особенностями поэмы.
Форма урока: традиционная.
Структура урока:
Психологический настрой;
Объяснение нового материала;
Анализ произведения;
Итог урока;
Домашнее задание.
Урок составил учитель русского языка и литературы: Буравкина М.Б.
Психологический настрой: Приветствие. Объявление темы урока, постановка задач.
Вступительное слово учителя:
У: Представьте себе: 1875 год, Санкт – Петербург. На Сенаторскую площадь. Вывели около трех тысяч солдат гвардейских полков. Глубокое чувство патриотизма, желание видеть свой народ свободным, готовность к самопожертвованию во имя счастья Родины – вот, что побудило «героев 1825 года, выйти в холодное зимнее утро к памятнику Петру I, чтобы силой принудить членов Сената обнародовать «Манифест к русскому народу» с провозглашением свержения царского правительства, отмены крепостного права, дарования политических свобод. Изучение нового материала: (Обращение к портрету Трубецкого) иллюстративный метод.
У: Одним из ярких героев декрабистов, был князь Сергей Трубецкой. Как и многие другие декабристы, он принимал участие в войнах против Наполеона и в последствии, сделал блестящую военную карьеру. Накануне восстания он был назначен его «диктатором», т.е. непосредственным руководителем восставших. Он мужественно держался во время следствия. В 1826 году он был отправлен на каторжные работы в Восточную Сибирь. И эту тяжкую долю нахождения на чужбине помогла преодолеть прекрасная молодая девушка, которая привыкла к балам, светским вечерам… И вдруг, от всего этого надо отказаться, зная, что там – в Сибири будет совсем другая жизнь.
У: Некрасов написал о двух женах декабристов: М.Н. Волконской и Е.И. Трубецкой.
Отец героини поэмы – Екатерины Ивановны Трубецкой – французский эмигрант И.С. Леваль. Его роскошный дом на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до восстания великий князь Николай Павлович танцевал мазурку в паре с дочерью графа Лаваля – Екатериной, той самой, о которой написал Некрасов. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившаяся у царя, разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовали многие, некоторые последовали в Сибирь, не за мужьями, а за женихами: Муравьева А.Г., Нарышкина Е.П., Розен А.В., Волконская М.Н. и др.
Подвиг жен декабристов, произвел впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига тем более усилилось, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и мужья, дети рожденные в ссылке, по своему положению приравнивались к крестьянам.
Их пугали. Они были мужественными, самоотверженными и не отступали от своих целей. Царские же сатрапы не желали, чтобы они ехали к мужьям.
«Классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии, образцы, какими вправе гордиться страна вырастившая их».
Проблемное изложение (беседа):
У: Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года.
У: Ребята, как вы воспринимаете подвиг декабристов и их жен?
Д: Декабристы и их жены самоотверженные люди. Они боролись за справедливость, за правду. Хотя восстание было подавлено, мы до сих пор помним этих храбрых людей.
У: Теперь давайте посмотрим, каков жанр этого произведения?
Д: Это поэма.
У: Попробуйте доказать мне, что этот жанр именно поэма. Для этого нужно вспомнить определение.
Д: Поэма – это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
У: Вы уже читали «Княгиню Трубецкую», так скажите, почему же мы её называем поэмой?
Д: Потому, что она построена в стихотворной форме. Так же мы видим развернутый сюжет.
У: Давайте попробуем сформулировать тему и идею этого произведения.
Д: Тема – о подвиге Екатерины Ивановны Трубецкой, о её характере.
Д: Идея – основная мысль этой поэмы – показать то, через что прошли эти жены декабристов на пути к своим возлюбленным.
У: Это одна из драматических страниц нашей истории. Поэтому здесь есть элементы драмы. Ребята, скажите, в чем особенность этой поэмы? Посмотрите, здесь написано сплошным текстом или как-то иначе? Обращайте внимание на речевые модели.
Д: Мы видим, что поэма написана не сплошным текстом, а в ней есть реплики персонажей.
У: Так, значит, наша поэма состоит из диалога, а действующими лицами являются губернатор Цейдлер, который хорошо знал лично графа Лаваля (отца Екатерины Ивановны). Его отношение к дочери графа полно сочувствия, он искренне готов ей помочь. И второе лицо – княгиня Е.И. Трубецкая.
У: Ребята, вы должны запомнить, что основным средством воплощения содержания в драматическом произведении, является речь действующих лиц.
Выразительное чтение эпизода по ролям:
У: Давайте почитаем эпизод по ролям со слов «Уже два месяца почти…» стр.119. Во время чтения обратите внимание на описание начальника, посмотрите, какие слова употребляет героиня, как её это характеризует.
У: О чем нам говорят строки:
«Имел я счастье графа знать,
Семь лет служил при нем.
Отец ваш редкий человек
По сердцу, по уму».
Беседа:
У: Какие слова и строки в наибольшей степени передают гражданский пафос произнесенных княгиней речей?
Поясню что такое Гражданский пафос – это высокие чувства, связанные с исполнением гражданского долга.
Д: Гражданский пафос предлагают такие слова героини: « - Я сильна… Уж недалек мой путь… Но мне не нужно ничего!!!»
У: какой же вывод можно сделать из этого диалога?
Д: Княгиня смелая, решительная, любящая. Губернатор – царский чиновник, хорошо знавший ее отца.
У: С вопросом мы справились, а теперь разделимся на две группы.
Анализ произведения (частично-поисковый метод).
Задания группам:
У: Одна половина класса проследит по тексту, как губернатор наращивает давление на молодую женщину с целью заставить ее вернуться домой.
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть…
Напоминанием о том, какой властью он обладает:
Покуда я не прикажу,
Его не подадут…
Бумага…
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас…
Невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником её горькой судьбы.
… с вами не знавать…
Ему счастливых грез…
Напоминанием о славе и знатности рода:
Когда б не доблестная кровь,
Текла б в вас, я б молчал.
Обращение к женской гордости
И что ж?... бежите вы за ним?
Как жалкая раба?
Угроза добираться до Нерчинска «этапом»:
Вас по этапу поведут
С конвоем…
У: Вторая половина класса проследит по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к совершенствованию героического поступка.
Княгиня полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем: «Так прикажите ж! Я прошу…»
Морально готова к жизни на каторге: «Ужасно будет, знаю я… Живут же люди в том краю, привыкну я…»
Княгиня бесстрашна: «Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!...»Тверда и мужественна: «Всем вашим пыткам не извлечь слезы из глаз моих!»
На разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа: «Там места нет, там друга нет тому, кто раз прозрел!»
Высота гражданских чувств: «Но знаю: к родине любовь соперница моя…»
Готовность к героическому поступку: «Велите ж партию сбирать
- Иду! Мне все равно»!
У: Ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: Как, воспринимается финал этого поединка? (чья же это победа?)
Д: Это нравственная победа Трубецкой. Её характер мужественный и сильный.
У: Почему же губернатор не смог убедить княгиню остаться? В чем же сила Трубецкой?
Д: Трубецкая настойчива в своих желаниях. Она слишком любит своего мужа. Ради этого чувства она идет на этот решительный шаг.
У: Итак, какие качества Екатерины Ивановны Трубецкой кажутся вам особенно привлекательными?
Д: Этими качествами являются: бесстрашие, мужество, твердость характера.
У: Женщинами декабристами двигала не только любовь к мужьям, братьям, сыновьям, но и высокое осознание общественного долга, представление о чести.
У: И хотелось бы подвести итог словами Ф.М. Достоевского:
«Мы увидели великих страдалиц,
Добровольно последовавших, за своими мужьями в Сибирь…
Ни в чем не повинные, они в долгие 25 лет перенесли всё, что перенесли их осужденные мужья!»
У: Обратите внимание на книги, которые представлены вашему вниманию.
Домашнее задание:
У: Вам нужно будет написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Княгиня Трубецкая». В тетрадях вы напишите план, на который вы будете опираться:
Биографические сведения о героине;
Характер героини, изображенной в поэме:
Моральная готовность к поступку;
Бесстрашие, мужество;
Высота глубоких чувств (это её любовь к мужу, бескорыстность)
Моё отношение к Екатерине Ивановне Трубецкой.
У: Ребята, обязательно используйте цитаты из текста. На следующем уроке мы проверим ваш рассказы.