Организация самостоятельной работы по математике в начальной школе


Акмолинская область
Буландынский район
КГУ «Аккайинская ОШ»
«Организация самостоятельной работы
по математике в начальной школе»
Мисуно Татьяна Владимировна
2014 год.
«Организация самостоятельной работы по математике в начальной школе»
Методическое пособие составлено учителем начальных классов
КГУ «Аккайинская основная школа» Мисуно Т.В.
Предлагаемое пособие для родителей и педагогов.
Сборник материалов по организации самостоятельной работы учащихся начальной школы предназначен для развития устойчивых навыков самостоятельной работы учащихся, а также для развития логического мышления не только в школе, но и дома.
Пособие содержит тесты, задания, карточки по темам, итоговые проверочные работы, направленные на формирование мыслительных операций, как сравнение, классификация, обобщение и анализ.
Содержание
Введение…………………………………………………………………4
Самостоятельная работа как метод обучения.
Его значение в развитии и воспитании младших школьников……………………………………………………………..5
Методика организации самостоятельной работы……………………6
Виды самостоятельной работы………………………………………..8
Задания для самостоятельной работы. ….………...............................12
Литература……………………………………………………………...43
Введение
Уважаемые родители и педагоги!
Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство.
Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Если это упустить, то делать эту работу в средних и старших классах будет уже поздно. В своей работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы.
В этой брошюре предоставлены задания и упражнения, которые помогут вашим детям совершенствовать свои навыки самостоятельной работы на уроках математики и при выполнении домашнего задания.
Успехов вам!
Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и воспитании младших школьников
Пример можно привести на обсуждении урока. Одни учителя говорили, что на уроке была самостоятельная работа, другие утверждали, что её не было, так как не было над чем думать. Так что же такое самостоятельная работа? Для одних -- это форма и метод организации учения, для других -- специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих -деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя. Однако основные признаки самостоятельной работы на уроках математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность иусилие учащихся, специальное время для выполнения задания.
Итак, с/р. на уроках математики -- это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя.
Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.
Как метод обучения самостоятельная работа чаще применяется на уроках и дома с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и эксперименты убедительно доказывают её эффективность и при достижении других целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут усвоить на уроке. Самостоятельную работу используются с целью повторения, систематизации, проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках математики могут использоваться такие технические средства, как учебные пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач и упражнений, учебник.
Большую роль в самостоятельной работе на уроках математики играет учебник. Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство организации самостоятельной работы на уроках математики. Обладает большими формирующими возможностями. Учитель при организации самостоятельной работы на уроке наряду с домашним заданием может использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для самостоятельной работы.
Методика организации самостоятельной работы
При анализе общей структуры темы, учитель заранее определяет для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще-учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятельной деятельности на уроках математики (работа в парах). В тематическом плане могут быть обозначены только основные виды и формы организации с/р., которые будут выполняться на уроках и дома. В тематическом плане важно отметить логическую последовательность работ, их разнообразие и усложнение.
Второй этап планирования самостоятельной работы на уроках математики связан с подготовкой учителя к конкретным урокам. Важно продумать организацию, методическую инструментовку в зависимости от педагогической ситуации и особенности класса. Поэтому в поурочном плане учителя могут указать: место самостоятельной работы в структуре урока; задания (их направленность и содержание); время, выделяемое для выполнения заданий; приемы, стимулирующие самостоятельную деятельность в процессе изложения материала. Анализ передового опыта показывает, что самостоятельная работа на уроках математики в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала.
Значительно сложнее включать в структуру урока математики с/р. с целью изучения новых знаний. Учителю, особенно молодому, нелегко бывает оценить, какой именно учебный материал учащиеся могут успешно усвоить по учебнику. Исследования показали, что если материал является совершенно новым, с высоким уровнем обобщенности и не имеет широких связей с ранее изученным материалом, его целесообразно объяснять самому учителю. школьник самостоятельная работа обучение математика
Определить место самостоятельной работы на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объема работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объема работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданиями раньше других.
Нередко учителя пытаются найти выход из положения, предлагая учащимся из максимального объема работы сделать столько, сколько, кто успеет. Каждый ученик, конечно, будет стараться одолеть весь объем работы. Некоторые с этим справляются легко и без ущерба для дела, другие - спешат, проявляя небрежность, или допускают ошибки, работают, не вдумываясь глубоко в содержание заданий. Наиболее эффективно эта проблема решена при дифференцировании заданий, определяющих нагрузку, которые соответствуют индивидуально-типическим особенностям учащихся.
Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики -- один из возможных путей устранения перегрузки.
Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Как было уже указано выше, дифференцированные задания могут использоваться на уроках математики для с/р. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному.
Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы. Систематическое использование таких заданий в обучении имеет умственное развитие школьников.
Виды самостоятельных работ на уроках математики
Начальное звено обучения – один из главных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте в учебной деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Существуют разные подходы к понятию самостоятельной работы учащихся
Совершенствование содержания, методики обучения в начальной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.
Наше время предъявляет к человеку свои требования. Уже недостаточно быть носителем какой то суммы знаний, необходимо в течение всей жизни уметь учиться самостоятельно, работать с большим объемом информации, постоянно перерабатывая и обновляя свои знания и умения. Человек должен уметь подходить к любому делу творчески, с интересом. Только в этом случае можно будет ожидать хороших результатов в любой области деятельности. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.
Под самостоятельной деятельностью учащихся я понимаю все виды деятельности, где школьники работают, мыслят сами.  Главное, создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ.
В зависимости от целей, самостоятельные работы делю на следующие виды:
-обучающие;
-тренировочные;
-закрепляющие;
-развивающие;
-творческие;
-контрольные.
Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель этих работ- не контроль, а обучение, поэтому отвожу им много времени на уроке. Задания составляются репродуктивного характера, проверяю немедленно и не ставлю плохих отметок. При изложении нового материала методом беседы побуждаю самостоятельно делать выводы. Иногда привлекаю учащихся, с творческим уровнем обученности, для объяснения нового материала. Уже с 1 класса начинаю прививать навыки самостоятельной работы с учебником, а именно отличать главный материал от второстепенного, изучать новый материал по плану, который записываю на доске.
Тренировочные самостоятельные работы практикую для закрепления математических знаний, для развития навыков и умений. Как правило, почти на каждом уроке отвожу некоторую часть учебного времени для самостоятельного выполнения учащимися каких-либо тренировочных заданий. При выполнении разрешаю пользоваться учебником, таблицами и т.п.. Все это создает благоприятный климат для учащихся, находящихся на репродуктивном уровне усвоения материала. Они легко включаются в работу и выполняют ее. Тренировочные задания подбираю таким образом, чтобы были доступны для выполнения учащимися с реконструктивным уровнем обученности, задания располагаю в порядке возрастания трудности и включаю одну-две для учащихся с творческим уровнем. Часто применяю задания, аналогичное тому, которое выполняли с моей помощью.
Закрепляющие самостоятельные работы показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал.  По результатам проверки заданий определяю, нужно ли еще заниматься данной темой. Для таких самостоятельных работ задания беру из сборников дидактических материалов.
Перед изучением новой темы, я должна знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучения нового материала, поэтому провожу повторительные (обзорные или тематические) самостоятельные работы.
Самостоятельные работы развивающего характера я, как правило, задаю на дом. Дети находят головоломки, изготавливают геометрические фигуры, составляют задачи, ребусы с числами.
Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы. Учащиеся применяют свои знания в новых неожиданных ситуациях. Например, участие в школьных математических олимпиадах, математических КВНах.
Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Провожу контрольные срезы, проверочные работы, контрольные работы, зачёты. Мною составлены самостоятельные работы для учащихся 1 класса.
Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность, является самоконтроль. Считаю, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности учащихся и навыками самоконтроля. Навыки самоконтроля начинаю формировать у учащихся с 1 класса, при проверке математических диктантов по образцу. Образец может:
-подаваться в виде полного решения;
-включать только промежуточные и конечные результаты;
-состоять только из конечного результата.
Проверка может осуществляться в форме:
-взаимопроверки работ соседей по парте;
-взаимопроверки работ соседей по варианту;
-самопроверки.
Наиболее высокий процент объективных оценок на начальном этапе обучения бывает при взаимопроверке соседей по варианту. Самый низкий- соседей по парте, т.к. обмен работ в этом случае приводит к  перемене вариантов.
Особенно сложно организовать самостоятельную работу учащихся при решении задач и обеспечить им, если в этом есть необходимость, своевременную помощь. Действительно, самостоятельная работа по решению задач возможна только в том случае, если у детей сформированы общие умения решать задачи, в противном случае продуктивная деятельность невозможна. Прежде всего здесь необходимы карточки с учётом индивидуальных способностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим – карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием – объяснить каждое действие задачи.
Самостоятельная работа является важным и обязательным этапом процесса усвоения знаний. Однако ее организация вызывает большие трудности. Здесь нельзя ограничиваться фронтальными воздействиями. Самостоятельные работы организую и в групповой, и в индивидуальной форме. Даю различные карточки с примерами и задачи, учитывая уровень подготовки того или другого ученика. Организовать самостоятельную работу учащихся помогает дидактический материал в виде перфокарт( таблица сложения, соотношение величин и т.д.). Карточки позволяют обеспечить индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащегося на уроке.
- Любая самостоятельная работа имеет конкретную цель. Каждый ученик -знает порядок и приемы выполнения работы
- Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика.
- Самостоятельная работа должна развивать познавательные способности учащегося.
- Содержание работы и форма ее выполнения должна вызывать интерес у учащегося, желание выполнить работу до конца.
Формы организации самостоятельных работ
А) индивидуальные
Б) групповые
В) фронтальные
Как показывает мой личный опыт ; На этапе осмысления изучаемого материала самостоятельные работы на уроке могут занимать 5-6 мин.
На этапе формирования навыков до 30 мин.
На этапе формирования умений по применению изучаемого материала до 10-15 мин.
Я предлагаю несколько видов заданий для учащихся начальной школы: карточки по темам, тесты, итоговые проверочные работы.
Тест «Вводный»
Пронумеруй все полоски слева направо.

Запиши номер самой широкой полоски. …
Запиши номер самой узкой полоски. …
Запиши номер самой длинной полоски. …
Запиши номер самой короткой полоски. …
2.Дополни рисунки так, чтобы на каждой полоске было девять кругов. Для каждой полоски составь и запиши суммы. Вычисли и запиши их значение.
3. Запиши в рамочках количество цветов в каждой вазе. Поставь правильно знаки >, < или = между этими числами.

4. Обведи красным цветом рамку с двумя непересекающимися
линиями. Для остальных пар линий отметь их точки пересечения.

5. Раскрась те фигуры, которых больше. Дорисуй фигуры так, чтобы их стало поровну.


6.Всем ли зайчикам хватит по одной морковке? Если да - раскрась окошко зеленым карандашом, если нет - красным.

7. Какой листок должен быть в каждой строке?

8. Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами. Чем стала рисовать Катя?
* Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, Черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
* Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
* Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?
9. Дорисуй в каждом ряду предмет, который относится к той же группе, что и остальные. Назови их одним словом.

10. На каких тарелках яблок поровну? Отметь знаком √ в квадратике.

11. Чего меньше: слив или груш? Отметь знаком √ в квадратике.

Самостоятельная работа №1.
Тема: Таблица сложения.
Вариант 1
Выполни сложение, используя способ сложения по частям:
7+4=9+ 3=
Вычисли и подчеркни суммы, значения которых равны:
(5+3)+(5+ 4)=(5+4)+(6+2)=
(5+5)+(3+4)=(8+2)+(2+3)=
Вычисли и запиши значение каждой суммы.
3*. Реши задачу.
Вычисли и запиши ответ.
У девочки 5 карандашей и 3 ручки, а у мальчика 5 карандашей и 2 ручки. Сколько всего ручек и карандашей у мальчика и девочки?
Вариант 2
Выполни сложение, используя способ сложения по частям:
7+4= 8+3=
Вычисли и подчеркни суммы, значения которых равны:9.
(5+2)+(5+ 3)= (5+4)+(6+1)=
(5+5)+(2+3)= (3+2)+(8+2)=
Вычисли и запиши значение каждой суммы.
3*. Реши задачу.
Вычисли и запиши ответ.
В одном автобусе 5 девочек и 2 мальчика, а во втором – 5 девочек и 3 мальчика. Сколько детей в двух автобуса.
Самостоятельная работа №2.
Тема урока: Подготовка к решению уравнений. Килограмм.
КАРТОЧКА № 1 М 1-4- 6
Ф.И. ______________________________________________
Запиши суммы чисел и найди их значения. 4 и 3, 2 и 7, 9 и 1, 6 и 4, 2 и 5 , 2 и 4. Одинаковые значения выдели зелёным маркером
. . . . . . КАРТОЧКА № 2 М 1-4-6
Ф.И. _____________________________________________
Найди значение выражений.
10 – 5 + 4 = __ 5 – 3 + 6 = __ 9 + 1 - 7 = __ 0 + 5 – 5 = __
8 - 3 + 4 = __ 9 - 6 + 4 = __ 10 – 1 – 6 = __ 6 + 0 – 5 = __
Самостоятельная работа №3.
Темы: "Цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10", "Состав числа", "Сложение", "Вычитание"
Вариант I
1. Реши примеры: 3 + 5 =5 + 5 =6 + 3 =
10 - 4 =9 - 3 =7 - 1 =
2. Сравни цифры, поставив знаки "<", ">" или "=": 9 ... 65 ... 78 ... 4
8 ... 43 ... 710 ... 5
3. Реши задачу:
У Лены было 6 карандашей. Мама купила ещё 4 карандаша. Сколько карандашей стало у Лены?
4. Реши задачу:
В пакете лежало 9 конфет. Саша съел 3 конфеты. Сколько конфет осталось в пакете?
5. Напиши цифру семь. Напиши, какие цифры стоят перед и после цифры семь?
Вариант II
1. Реши примеры: 7 + 2 =5 + 3 =6 + 4 =
10 - 5 =9 - 7 =8 - 1 =
2. Сравни цифры, поставив знаки "<", ">" или "=": 9 ... 910 ... 78 ... 6
6 ... 73 ... 84 ... 5
3. Реши задачу:
На странице было нарисовано 3 звездочки. Стасик нарисовал ещё пять. Сколько звездочек нарисовано на странице?
4. Реши задачу:
В корзине лежало 8 картофелин. Из 4 картофелин сварили суп. Сколько картофелин осталось лежать в корзине?
5. Напиши цифру восемь. Напиши, какие цифры стоят перед и после цифры восемь?
Вариант III
1. Реши примеры: 3 + 2 =6 + 4 =7 + 3 =
10 - 9 =9 - 4 =7 - 6 =
4. Сравни цифры, поставив знаки "<", ">" или "=": 7 ... 610 ... 79 ... 4
9 ... 39 ... 74 ... 5
3. Реши задачу:
В саду росло 5 кустов роз. Один розовый куст погиб после холодной зимы. Сколько кустов роз растёт в саду?
4. Реши задачу:
В доме у деда Василия жило семь котят. Одного котенка отдали бабе Вале. Сколько котят осталось жить в доме у деда Василия?
5. Напиши цифру шесть. Напиши, какие цифры стоят перед и после цифры шесть?
Самостоятельная работа № 4.
Темы: "Цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10", "Состав числа", "Сложение", "Вычитание"
Вариант I
1. Вставь пропущенные цифры:
1 , 2 , ... , 4 , ... , 6 , ...
2. Нарисуй 7 красных кружочков.
3. Реши примеры: 2 + 5 =1 + 6 =3 + 4 =
3 - 2 =6 - 1 =7 - 2 =
4. Сравни цифры, поставив знаки "<", ">" или "=": 5 ... 26 ... 64 ... 7
6 ... 43 ... 11 ... 7
5. Реши задачу:
В корзине лежало 5 яблок. Коля съел 2 яблока. Сколько яблок осталось лежать в корзине?
6. Реши задачу: У Оли в кармане лежало 4 конфеты. Бабушка дала Оле ещё 3 конфеты. Сколько конфет стало у Оли?
Вариант II
1. Вставь пропущенные цифры:
1 , ... , 3 , ... , 5 , ... , 7
2. Нарисуй 6 синих квадратов.
3. Реши примеры: 2 + 4 =2 + 5 =3 + 3 =
6 - 1 =6 - 4 =7 - 5 =
4. Сравни цифры, поставив знаки "<", ">" или "=": 5 ... 37 ... 66 ... 7
7 ... 43 ... 64 ... 7
5. Реши задачу:
На столе лежало 5 ложек. Официант принёс ещё одну ложку. Сколько ложек лежит на столе?
6. Реши задачу:
В вазе стояло 7 цветов. 4 из них завяли и их убрали из вазы. Сколько цветов осталось в вазе?
Вариант III
1. Вставь пропущенные цифры (обратный отсчет):
7 , ... , 5 , ... , 3 , ... , 1
2. Нарисуй 5 зелёных треугольников.
3. Реши примеры: 4 + 2 =5 + 1 =6 + 1 =
5 - 4 =6 - 2 =7 - 5 =
4. Сравни цифры, поставив знаки "<", ">" или "=": 5 ... 45 ... 64 ... 4
6 ... 33 ... 31 ... 5
5. Реши задачу:
В саду росло 3 куста смородины. Садовник посадил ещё 4 куста. Сколько кустов смородины растёт в саду?
6. Реши задачу:
На тарелке лежало 6 пирожков. Надя съела 3 пирожка. Сколько пирожков осталось на тарелке?
Самостоятельная работа № 5.
Тема:Закрепление.
1. Вместо * поставь знак + или - .
5 * 4 * 3 * 2 = 8 8 * 2 * 5 * 4 = 9
6 * 3 * 7 * 4 = 6 3 * 1 * 7 * 4 = 5
2. Реши примеры.
10 – 7 = 10 – 4 + 3 – 7=
6 + 3 = 9 – 2 – 4 + 6 =
9 – 6 = 7 + 3 – 8 + 6=
8 + 2 = 10 – 3 + 2 – 5 =
3. Сравни.
5 – 2 * 7 – 4 3 + 7 – 4 * 9 – 6 + 2
9 – 4 * 3 + 2 10 – 8 + 6 * 5 + 4 – 1
4. Составь и запиши равенства из чисел 6, 2, 8. Выдели части и целое.
________________________________
_________________________________
________________________________
_________________________________
_________________________________
5. Реши задачу.
На клумбе росло 10 пионов. 3 пиона сорвали. Сколько пионов осталось на клумбе?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
6.* Реши задачу.
На одной полке стояли 3 чашки, а на другой полке стояло на 2 чашки больше. Сколько всего чашек на двух полках?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа № 6.
Тема :Сложение и вычитание.
Вариант I
1. Реши примеры на сложение: 3 + 5 =6 + 2 =
5 + 2 =4 + 1 =
4 + 5 =6 + 4 =
4 + 2 =4 + 3 =
2. Реши примеры на вычитание: 5 - 2 =6 - 3 =
7 - 3 =9 - 2 =
5 - 4 =4 - 3 =
7 - 4 =9 - 3 =
3. Реши примеры на сложение и вычитание: 8 - 3 + 1 =9 - 4 + 0 =
6 - 3 + 1 =9 - 2 + 1 =
10 - 3 + 1 =9 - 2 + 2 =
8 - 1 + 3 =6 - 3 + 2 =
4. Реши задачу:
Портной сшил за неделю 10 костюмов, а его помощник сшил за это же время на 5 костюмов меньше. Сколько костюмов сшил помощник портного?
5. Реши задачу:
Мешок яблок весит 4 кг, а мешок картошки весит на 5 кг больше, чем мешок яблок. Сколько весит мешок картошки?
6. Вставь вместо многоточия ... цифру, чтобы равенство стало верным: 2 - 1 + ... = 79 - ... + 3 = 8
6 - ... + 1 = 4... - 2 + 1 = 6
Вариант II
1. Реши примеры на сложение: 3 + 1 =6 + 3 =
5 + 2 =3 + 3 =
4 + 3 =9 + 3 =
4 + 2 =4 + 4 =
2. Реши примеры на вычитание: 9 - 2 =8 - 3 =
7 - 1 =6 - 2 =
5 - 3 =6 - 4 =
4 - 3 =9 - 3 =
3. Реши примеры на сложение и вычитание: 4 - 3 + 1 =6 - 1 + 0 =
6 - 1 + 2 =8 - 3 + 1 =
9 - 2 + 3 =10 - 3 + 1 =
8 - 2 + 1 =7 - 2 + 3 =
4. Реши задачу:
Петя пробежал 30 метров за 9 секунд. А Коля пробежал это же расстояние на 2 секунды быстрее. За сколько времени Коля пробежал 30 метров?
5. Реши задачу:
В парке растут 4 берёзы и ёлочки. Сколько ёлок растёт в парке, если известно, что ёлочек растёт на 3 дерева больше, чем берез?
6. Вставь вместо многоточия ... цифру, чтобы равенство стало верным: 5 - 1 + ... = 83 - ... + 2 = 4
6 - ... + 3 = 7... - 3 + 1 = 8
Вариант III
1. Реши примеры на сложение: 2 + 1 =6 + 2 =
4 + 0 =1 + 3 =
1 + 4 =4 + 1 =
5 + 4 =4 + 6 =
2. Реши примеры на вычитание: 6 - 2 =7 - 2 =
8 - 3 =9 - 1 =
5 - 3 =8 - 4 =
10 - 3 =8 - 1 =
3. Реши примеры на сложение и вычитание: 7 - 2 + 1 =6 - 5 + 2 =
6 - 3 + 2 =8 - 1 + 3 =
10 - 2 + 3 =9 - 1 + 3 =
7 - 3 + 1 =8 - 1 + 2 =
4. Реши задачу:
У Маши было 6 кукол. Ей подарили ещё 2 куклы. Сколько кукол стало у Маши?
5. Реши задачу:
У Коли есть 9 рублей, у Вали то же есть деньги, но на 5 рублей меньше, чем у Коли. Сколько денег у Вали?
6. Вставь вместо многоточия ... цифру, чтобы равенство стало верным: 8 - 1 + ... = 93 - ... + 2 = 3
6 - ... + 1 = 5... - 3 + 1 = 8
Тема урока: Сравнение задач. Использование схем для решения задачи.
КАРТОЧКА № 1
Ф.И. ______________________________________________
Реши задачу.
Марина нарисовала 8 флажков и 4 звёздочки. На сколько флажков больше, чем звёздочек?
. . . . Ответ: КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
Соедини линиями вопросы задач со знаками тех действий, с помощью которых ты будешь отвечать на эти вопросы.
+_
Сколько всего?
На сколько меньше, чем ?
Сколько осталось?
-_

На сколько больше, чем …?
Сколько стало?
Тема урока: Сравнение задач.
КАРТОЧКА № 1
Ф.И. ______________________________________________
Найди и подчеркни решение, с помощью которого можно ответить на вопрос.
а) На сколько 7 больше 4 ? 7 - 4 7 + 4
б) На сколько 3 меньше 9 ? 6 – 2 2 + 6 9 - 3
КАРТОЧКА № 2
Ф.И. ______________________________________________
Реши задачу.
У жука 6 ножек, а у паука 8 ножек. На сколько ножек у жука меньше, чем у паука?
. . . . Ответ: КАРТОЧКА № 3 Ф.И. ______________________________________________
Найди значение выражений.
7-3= . 3+5= 7-5=
6+4= . 8-4= 5+5=
2+3= 10-4 = 9-4=
Тема урока: Сравнение задач.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Запиши недостающую цифру, не нарушая закономерность расположения чисел.
8 7 9 5 5 2 6 2 1
9 8 7 5 2 5 2 1 6
7 8 2 1 2
КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
Реши задачу.
У синицы в гнезде 3 птенца. У воробья в гнезде 6 птенцов. На сколько птенцов у синицы меньше, чем у воробья?
. . . . Ответ: КАРТОЧКА № 3 Ф.И. ______________________________________________
Продолжи числовой ряд.
1, 3, 5, 10, 8, 6, 1, 2, 4, 9, 8, 7, КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Запиши выражения и найди значения выражений.
Найди сумму чисел 5 и 1.
7 уменьши на столько же
8 увеличь на 2
уменьшаемое 6, вычитаемое 3
к 2 прибавь 5 и отними 2
Тема урока: Обратные задачи (тройки задач на разностное сравнение и увеличение/уменьшение числа на несколько единиц ).
КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
1. Нина и Дима говорят, что каждому из них больше шести, но меньше девяти лет. Дима старше Нины. Сколько лет каждому из них?
Диме -

Нине -
2.Запиши суммы чисел (в столбик) 3 и 2, 6 и 1, 7 и 1, 4 и 3, 5 и 2, 0 и 2. Найди значение этих сумм. В первом столбике подчеркни слагаемые, во втором значения сумм.
Тема урока: Десятичный состав чисел. «Десяток», «единица». Сравнение чисел.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
У Насти 5 флажков, у Димы – 3 флажка. Сколько всего флажков у детей?
Реши задачу, используя модель (схему).
. . . Ответ: Тема урока: Сложение и вычитание десятков.
КАРТОЧКА № 1
Ф.И. ______________________________________________
Найди значение выражений.
9 – 7 + 4 = __ 10 – 9 + 7 = __ 7 + 2 + 1 = __ 0 + 7 – 5 = __
3 - 2 + 4 = __ 1 + 6 + 2 = __ 9 – 5 – 3 = __ 5 + 0 – 3 = __
КАРТОЧКА № 2
Ф.И. ______________________________________________
У Маши - 4 марки, у Алёши – 5 марок. Сколько всего марок у детей?
Реши задачу, используя краткую запись.
˚ ˚ ˚ ˚ Ответ: КАРТОЧКА № 3 Ф.И. ______________________________________________
1. Запиши верные неравенства, подобрав числа, которые можно вставить в «окошко». 6<
2. Аскар решил 4 примера, а Асель 2 примера. Сколько всего примеров решили дети?
Ответ: примеров.
3*. Подумай и запиши знак действия.
9 2 > 6 3

Тема урока: Уравнения. Решение уравнений на основе взаимосвязи действий сложения и вычитания. Неизвестное слагаемое.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Найди значение суммы чисел 50 и 20.
Уменьшаемое 80, вычитаемое 40. Найди значение разности.
Первое слагаемое 10, второе слагаемое90. Запиши значение суммы.
Увеличь 70 на 20.
Уменьши 9 на 7.
Вычисли, на сколько число 90 больше 80.
Х+9=10. Запиши, чему равно значение х.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Найди значение суммы чисел 50 и 20.
Уменьшаемое 80, вычитаемое 40. Найди значение разности.
Первое слагаемое 10, второе слагаемое90. Запиши значение суммы.
Увеличь 70 на 20.
Уменьши 9 на 7.
Вычисли, на сколько число 90 больше 80.
Х+9=10. Запиши, чему равно значение х.
Тема урока: Время. Час.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
1. Найди записи, где допущена ошибка. Подчеркни.
9 = 3 + 5 4 – 2 = 2 4 – 1 = 5
5 – 2 = 7 4 = 7 + 3 8 = 2 + 6
2. Сравни и поставь знак.
9 – 0 ٭ 9 + 0 6 – 6 ٭ 6 + 0 4 + 3 ٭ 9 – 3
КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
Запиши десятки в порядке убывания.


2. 50+20= 40+30=
70-50= 70-30=
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
1. Найди записи, где допущена ошибка. Подчеркни.
9 = 3 + 5 4 – 2 = 2 4 – 1 = 5
5 – 2 = 7 4 = 7 + 3 8 = 2 + 6
2. Сравни и поставь знак.
9 – 0 ٭ 9 + 0 6 – 6 ٭ 6 + 0 4 + 3 ٭ 9 – 3
КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
Запиши десятки в порядке убывания.

2. 50+20= 40+30=
70-50= 70-30=
Тема урока: Нахождение значений буквенных выражений с десятками.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
1. Впиши в «окошки» нужное число:
+ 2 = 8 - 2 = 5 - 1 = 9

+ 2 = 6 - 2 = 6 - 1 = 6
2. Запиши решение задачи и ответ.
На дереве сидело 6 воробьев, 2 улетели. Сколько воробьев осталось на дереве?
. Сидело Улетели . Ответ: КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
1. Начерти отрезок длиной 6 см.
٭2. В комнате было 3 стула. Унесли стульев больше, чем осталось. Запиши, сколько стульев унесли.
1. • 2. Ответ: Тема урока: Сравнение буквенных выражений с десятками (сравни не вычисляя).
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Подберите пропущенные числа.
6 += 8 5 += 8 3 += 8 7 += 8
6 += 9 8 += 9 3 += 9 5 += 9
КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
В коробке лежат мячи 7 штук – синие и красные. Сколько может быть синих и сколько красных мячей? Нарисуй.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Подберите пропущенные числа.
6 += 8 5 += 8 3 += 8 7 += 8
6 += 9 8 += 9 3 += 9 5 +=
КАРТОЧКА №2 Ф.И. ______________________________________________
Подберите пропущенные числа.
9 -= 3 5 += 10 7 -= 5 6 += 9
6 += 7 10 -= 9 4 += 9 8 -= 5
КАРТОЧКА № 3 Ф.И. ______________________________________________
Подберите пропущенные числа.
- 4= 3 8 += 10 - 4 = 5 2 += 8
2 += 6 10 -= 6 8 += 9 5 -= 0
КАРТОЧКА № 4 Ф.И. ______________________________________________
Подберите пропущенные числа.
9 -= 3 5 += 10 7 -= 5 6 += 9
6 += 7 10 -= 9 4 += 9 8 -= 5
КАРТОЧКА № 5 Ф.И. ______________________________________________
Подберите пропущенные числа.
- 4= 3 8 += 10 - 4 = 5 2 += 8
2 += 6 10 -= 6 8 += 9 5 -= 0
Тема урока: Уравнения. Решение уравнений на основе взаимосвязи действий сложения и вычитания. Неизвестное уменьшаемое и вычитаемое.
КАРТОЧКА № 1
Ф.И. ______________________________________________
1. Маша нашла 8 грибов, а Аня — на 2 гриба меньше. Выбери выражение, которое показывает, сколько грибов нашла Аня.
7 + 28 - 22 + 85 + 19 – 3
2. Запиши выражения и найди их значения. Разность чисел 8 и 3.
Сумма чисел 5 и 2.
Число 3 увеличить на 4.
Число 6 уменьшить на 2.
. . . . КАРТОЧКА № 2
Ф.И. ______________________________________________
Используя числа 8, 5, 2, запиши шесть неравенств.
Найди значения выражений.
2 + 6 - 4 7 – 2 + 3
3 + 5 - 7 9 – 4 + 4
1. . . . . . . 2. . . . . Тема урока: Решение троек обратных задач.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Используя числа 3, 7, 6, запиши шесть неравенств.
Найди значения выражений.
6 + 2 - 7 8 – 3 + 4
3 + 4 - 5 5 – 4 + 2
1. . . . . . . 2. . . . . КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
1. Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.
6 - 2 = 2 + ...5 + 2 = 4 + ...
7 - 6 = 5 - ...9 - 4 = 7 - ...
2.У Димы 5 значков, а у Юры на 2 значка больше. Выбери выражение, которое показывает, сколько значков у Юры.
4 + 25-26+15 + 28-1
КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
1. Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.
6 - 2 = 2 + ...5 + 2 = 4 + ...
7 - 6 = 5 - ...9 - 4 = 7 - ...
2.У Димы 5 значков, а у Юры на 2 значка больше. Выбери выражение, которое показывает, сколько значков у Юры.
4 + 25-26+15 + 28-1
Самостоятельная работа№8
Тема: Проверка знаний.
1 вариант.
1. Запиши цифрами числа, в которых:
4 десятка _______ 3 десятка __________
8 десятков ______ 6 десятков _________
2.Запиши выражения и найди их значения:
Уменьшаемое 4, вычитаемое 1 __________________
Вычитаемое 6, уменьшаемое 7 ___________________
Уменьшаемое 9, вычитаемое 5 ___________________
Вычитаемое 4, уменьшаемое 8 ___________________
3. Реши уравнения.
а + 20 = 90 х – 5 = 380 – у = 20
____________ ___________ ___________
____________ ___________ ___________
____________ ___________ ___________
____________ ___________ ___________
2 вариант
1. Запиши цифрами числа, в которых:
4 десятка _______ 3 десятка __________
8 десятков ______ 6 десятков _________
2.Запиши выражения и найди их значения:
Уменьшаемое 4, вычитаемое 1 __________________
Вычитаемое 6, уменьшаемое 7 ___________________
Уменьшаемое 9, вычитаемое 5 ___________________
Вычитаемое 4, уменьшаемое 8 ___________________
3. Реши уравнения.
а + 20 = 90 х – 5 = 380 – у = 20
____________ ___________ ___________
____________ ___________ ___________
____________ ___________ ___________
____________ ___________ ___________
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Реши уравнения.
х + 3 = 9 10 – х = 6
. . Ответ: Ответ: КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
Реши уравнения.
5 + х = 8 90 – х = 60
. . Ответ: Ответ: КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
Реши уравнения.
х + 3 = 9 10 – х = 6
. . Ответ: Ответ: Самостоятельная работа №9
Тема урока: Нумерация. Счет, чтение, запись, сравнение чисел. Решение задач.
Запиши цифрами в строку данные ниже числа.
Один, нуль, три, пять, семь, девять, шесть, четыре, два, десять.
_____________________________________________________
Вместо точек вставь пропущенные числа.
3,…,…,…,…,8. 9,…,…,…,…,…,…,2.
3. Поставь нуль на свое место.
…,1,2,…,4,5,…,…,8.
4.Обведи кружком число, которое следует за числом 9.
А) 8,7,3,10 Б) 1,10,5,8.
5. Обведи кружком число, которое стоит перед числом 5.
А) 2,3,4,6 Б) 6,7,1,4
6. Обведи кружками числа, которые стоят между числами 4 и 7.
А) 3,8,9,5,10,6 Б)8,1,5,9,6,0
7. Расставь числа по порядку от большего к меньшему. Напиши их в строчку.
3,1,6,4,8
________________________________________
8. Обведи кружком число, которое на 1 больше 7.
А) 6, 3, 8 Б) 2, 8, 6
9. Обведи кружком число, которое на 1 меньше 3.
А) 7, 2, 4 Б) 1, 4, 2
10. Запиши в строчку данные ниже знаки.
Плюс, больше, минус, равно, меньше.
__________________________________
11. Вместо точек вставь пропущенные знаки действий.
3…1=2 6…1=7 9…1=8
12. Сравни числа (вставь знаки «больше», «меньше», «равно»).
7…8 5…4 9…9
Тема урока: Величины. Геометрические фигуры. Вычерчивание отрезков . Измерение и сравнение длин.
КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
1. Начерти ломаную линию, состоящую из трёх звеньев.
2. <, > или = ?1 дм 2 см ... 2 дм
4 дм ... 4 см
6 дм ... 60 см
1. КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
Запиши выражения и найди их значения.
Число 10 уменьшить на 2; на 5; на 7.
Число 5 увеличить на 3; на 2; на 4.
. . КАРТОЧКА № 1 Ф.И. ______________________________________________
1. Начерти ломаную линию, состоящую из трёх звеньев.
2. <, > или = ?1 дм 2 см ... 2 дм
4 дм ... 4 см
6 дм ... 60 см
1. Тема урока: Сложение и вычитание
КАРТОЧКА № 1
Ф.И. ______________________________________________
1. Найди значения выражений.
3 - 2 = __ 7 + 2 = __ 3+5 = __ 8-6 = __
30 – 20 = __ 70 + 20 = __ 30 + 50 = __ 80-60 = __
2. Запиши выражения и найди их значения.
Сумма чисел 8 и 2.
Число 6 увеличить на 4.
Число 10 уменьшить на 3.
Разность чисел 10 и 1.
. . . . КАРТОЧКА № 2 Ф.И. ______________________________________________
1. Найди значения выражений.
9-7 = __ 6 + 3 = __ 4 + 3 = __ 6-4 = __
90-70 = __ 60 + 30 = __ 40 + 30 = __ 60-40 = __
2. Запиши выражения и найди их значения.
Число 10 уменьшить на 6.
Сумма чисел 3 и 7.
Число 2 увеличить на 8.
Разность чисел 10 и 5.
. . . . Самостоятельная работа № 10
Тема: Обобщение знаний..Вариант I
1. Реши примеры: 9 - 8 =10 - 8 =7 - 4 =
3 + 6 =1 + 6 =4 + 3 =
2. Реши задачу:
Во дворе гуляло 9 уток и куры, которых было на 6 штук меньше, чем уток. Сколько кур гуляло во дворе?
3. Реши задачу:
На столе лежало 5 книг. К ним добавили ещё пять книг. Сколько книг стало на столе?
4. Сравни числа, поставив знаки "<", ">" или "=": 15 - 3 ... 1318 - 4 ... 12
10 + 3 ... 1618 + 1 ... 20
5. Реши задачу:
У Коли в альбоме лежит 5 марок, у Саши в альбоме лежит 3 марки, у Пети в альбоме лежит столько марок, сколько у Коли и Саши вместе. Сколько всего марок лежит у Пети в альбоме?
6. Реши задачу:
В корзине лежало 18 груш. Петя взял 6 груш, а потом ещё 4 груши. Сколько груш осталось лежать в корзине?
7. Реши примеры: 18 - 8 = 20 - 12 = 17 - 5 =
13 + 7 = 11 + 9 = 11 + 6 =
Вариант II
1. Реши примеры: 8 - 8 =10 - 2 =7 - 5 =
3 + 7 =1 + 8 =1 + 3 =
2. Реши задачу:
На полке стояло 8 банок варения. За месяц съели варенье из 6 банок. Сколько банок варения осталось на полке?
3. Реши задачу:
В комнате стояло 4 кресла. Вечером принесли ещё 4 кресла. Сколько кресел стало в комнате?
4. Сравни числа, поставив знаки "<", ">" или "=": 19 - 3 ... 1420 - 4 ... 15
10 + 6 ... 1817 + 1 ... 10
5. Реши задачу:
В магазин привезли 4 ящика с яблоками и 6 ящиков с бананами. Потом привези ещё 4 ящика с апельсинами. Сколько всего ящиков с фруктами привезли в магазин?
6. Реши задачу:
В ведре лежало 20 картофелин. Из ведра взяли 5 картофелин, а потом ещё 7 картофелин. Сколько картофелин осталось в ведре?
7. Реши примеры: 11 - 4 = 17 - 12 = 12 - 7 =
3 + 17 = 1 + 19 = 5 + 12 =
Вариант III
1. Реши примеры: 8 - 8 =10 - 2 =7 - 5 =
3 + 7 =1 + 8 =1 + 3 =
2. Реши задачу:
Ребята собрали в саду 9 кг яблок. Из 6 кг яблок бабушка сварила компот. Сколько кг яблок осталось?
3. Реши задачу:
Во дворе гуляли 5 гусей. К ним присоединилось ещё 4 гуся. Сколько гусей стало во дворе?
4. Сравни числа, поставив знаки "<", ">" или "=": 14 - 3 ... 811 - 4 ... 7
10 + 6 ... 1616 + 1 ... 18
5. Реши задачу:
В кружке рукоделия занималось 12 девочек. Через месяц в этот кружок записалось ещё три, а ещё через месяц - четыре девочки. Сколько девочек занимается в кружке?
6. Реши задачу:
Бабушка принесла из сада 19 огурцов. 4 огурца бабушка положила в салат, 12 огурцов она использовала для засолки. Сколько огурцов осталось у бабушки?
7. Реши примеры: 18 - 3 =11 - 10 =17 - 15 =
14 + 3 =5 + 14 =3 + 16 =
Тема урока: Решение уравнений.
Выбери правильное утверждение и подчеркни его.
А) Уравнение – это пример, в котором пропущено число.
Б) Уравнение – это выражение с неизвестным компонентом.
В) Уравнение – это равенство, содержащее неизвестную величину.
2. Выбери пропущенное слово.
Решить уравнение – значит найти такое число, при подстановке которого получается верное…
А) выражение2) неравенство3) равенство
3. Укажи уравнение, в котором неизвестно вычитаемое:
а) х+4=10б) 60-х=40в) х-2=5
4. Среди данных выражение подчеркни уравнения.
Х+8=82+а+5(с-8)+3
10-р=55-3+25+3.
5. Соедини линиями части одного правила.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно… …от уменьшаемого отнять разность.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно… … от суммы отнять известное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно… … к разности прибавить вычитаемое.
6. Закончи решения уравнений.
Х+2=10
Х=10…
Х=
…+2=10
…=10 С-20=40
С=…
С=…
…-20=40
…=40 50-у=20
у=…
Тема урока: Решение задач.
Тестовые задачи
1. Таня прочитала днем 5 страниц в книге, и столько же страниц она прочитала вечером. Сколько всего страниц днем и вечером прочитала Таня?
1) 9 стр.2) 10 стр.3) 11 стр.
2. У Толи было 9 машинок. 2 машинки он подарил другу на день рождения. Сколько машинок осталось у Толи?
1) 7 машинок2) 11 машинок3) 6 машинок
3. На столе стояло 4 больших тарелки, а маленьких на 3 тарелки больше, чем больших. Сколько маленьких тарелок было на столе?
1) 1 тарелка2) 7 тарелок3) 6 тарелок
4. На спортивной площадке было 8 мальчиков и 5 девочек. На сколько меньше девочек, чем мальчиков, было на спортивной площадке?
1) на 32) на 133) на 4
5.* Бабушка сорвала с первой грядки столько же огурцов, сколько и со второй. Сколько огурцов бабушка сорвала с первой грядки, если всего у нее было 10 огурцов?
1) 6 огурцов2) 5 огурцов3) 10 огурцов
Текстовые задачи.
Тест 2. __________________________________________________
1. В зале стояло 7 стульев. Мальчики принесли еще 3 стула. Сколько стульев стало в зале?
1) 4стула.2) 10 стульев3) 11 стульев.
2. На пруду плавали 9 уток. 3 утки вышли на берег. Сколько уток осталось на пруду?
1) 6 уток2) 7уток3) 12 уток
3. На клумбе расцвели 9 красных тюльпанов, а белых – на 5 меньше. Сколько белых тюльпанов расцвело на клумбе?
1) 4 тюльпана2) 14 тюльпанов3) 15 тюльпанов
4. Кате 10 лет, а ее брату – 6. На сколько лет Катя старше брата?
1) на 16 лет2) на 4 года3) на 3 года
5.* Мальчик сорвал с одного дерева столько же орехов, сколько и с другого. Когда он сосчитал орехи, то их у него оказалось 8. Сколько орехов мальчик сорвал с первого дерева?
1) 5 орехов2) 6 орехов3) 4 ореха
Самостоятельная работа № 11
Тема: Закрепление.
Продолжи ряд:
99, 98, 97,______________________________________________
57, 577, ________________________________________________
Сравни:
5 + 6 * 7 + 4 10 – 7 + 5 * 9 – 5 + 3
50 – 30 * 50 + 20 80 – 60 + 70 * 70+20 – 40
3. Реши задачи.
а) Под ёлкой Петя нашёл 6 грибов, а под берёзой – на 2 гриба меньше. Сколько грибов Петя нашёл под ёлкой и берёзой вместе?
б) На клумбе росло 5красных тюльпанов и 7 жёлтых тюльпанов. Маша сорвала 9 тюльпанов. Сколько тюльпанов осталось на клумбе?
4. Реши уравнения с проверкой.
а) х + 6 = 12 б) 80 – х = 20 в) х – 7 = 6 г) 16 – х = 9
Контрольная работа № 12
Тема: Проверка знаний
Вариант № 1.
1.Прочитай, реши задачу и запиши ответ:
К Маше в гости пришли 5 мальчиков, а девочек на 6 больше. Сколько девочек пришли в гости к Маше?
2. Вычисли:
4+6 10+8 10-7
5+3 12-2 9+1
3. Найди значение выражений:
(2+8) +9 10- (5+1)
4.Начерти отрезок длиной 5 см.
Вариант №2.
1.Прочитай, реши задачу и запиши ответ:
Миша нашёл 12 грибов, а Маша на 3 гриба меньше. Сколько грибов нашла Маша?
2. Вычисли:
5+4 10+5 10-6
7-3 14-4 8+2
3. Найди значение выражений:
4+ (3+7) 10- (8-1)
4.Начерти отрезок длиной 7 см.
Литература:
1.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах.М.,1996.
3. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Материалы по оценке готовности к обучению в среднем звене. Ярославль,1992.
4.Интернет-ресурсы.
Т.В. Мисуно
«Организация самостоятельной работы
по математике в начальной школе»