Статья Специфические приемы работы над изложением в школе для неслышащих детей


Специфические приемы работы над изложением в школе для неслышащих детей
Изложение является одним из самых распространенных упражнений по развитию речи в специальных школах для детей с недостатками слуха. Популярность его объясняется тем многообразием задач, которые может решать учитель, систематически применяя этот вид задания. Предлагая учащимся письменно передать своими словами содержание какого-либо знакомого им текста, можно вести работу над последовательностью изложения материала, обогащением словаря, закреплением изученных грамматических форм, а главное над развитием речи неслышащих детей. Кроме того, работа над текстом и сами тексты для изложений, соответственно подобранные, оказывают большое положительное воздействие на ребенка: развивают настойчивость, самостоятельность, сосредоточенность.
С содержанием текста, который предлагается для изложения, обычно знакомят следующим образом: или детям дают возможность прочитать текст, или его читают, используя звукоусиливающую аппаратуру. И если для слышащего школьника установить смысловые связи между фразами при чтении или восприятии на слух не так уж трудно, то для детей глубоким недоразвитием речи, которые в большей мере, чем слышащие дети, находятся во власти наглядного восприятия, эта задача почти непосильна: чаще всего они не понимают его неверно, искаженно.
Р. М. Боскис писала: «Ограниченный запас слов и недостаточное владение грамматическим строем речи является естественным препятствием к пониманию читаемого текста».
Правда, на определенном уровне развития речи незнакомые слова могли бы быть понятны по контексту, но при резком недоразвитии речи, какое мы наблюдаем у неслышащих учащихся, нередко становится невозможным понимание общего контекста. Глухой школьник неверно понимает, казалось бы, самые распространенные слова. Придавая им совершенно другое значение, он в то же время считает, что он знает значение слова, что оно ему знакомо. Например, ученик придумывает предложения со словами «ловкий», «случай» следующим образом: «Кошка ловкий мышку», «Ребята случай учительницу».
Часто учителя проверяя детские работы, замечают некоторую их близость к предложенному для изложения тексту: и повторяющие образец предложения, и предложения, частично похожие на образец. Но с пропуском каких- либо слов, и фразы, сходные с предложениями из текста, хотя и с ошибками, меняющими значение всей фразы. Здесь мы наблюдаем картину непонимания детьми содержания рассказа и стремление запомнить побольше и тем самым выполнить задание учителя.
Основная причина, объясняющая это явление, глубокое речевое недоразвитие глухих детей, отсутствие достаточного словарного запаса, ограниченность в средствах выражения мысли. Таким образом, естественен вывод, что, предлагая учащимся с недоразвитой речью текст для изложения, нужно добиваться, чтобы он был понят, чтобы дети представляли себе описание, словесную ситуацию, увидели то, что скрыто для них за лесом непонятных слов и определенным образом связанных предложений, т.е. учителю необходимо подготовить учащихся к правильному пониманию текста. Как же осуществить подготовительную работу? Над учителем давлеет психологический фактор, заключающийся в том, что простые слова, т.е. часто употребляемые, понятны детям, и он в этом убеждают учителя. Как должна строиться словарная работа при чтении текстов для изложения? Суммируя данные о состоянии словаря слабослышащих детей, можно сделать следующие выводы:
у большого числа детей наблюдается недостаточный запас слов;
не обладая достаточным запасом слов, они заменяют одни слова другими внутри определенных смысловых групп;
в их словаре обнаруживается также смешение слов на основе близкого с точки зрения слухового восприятия глухих детей звучания. Слова, которыми пользуются неслышащие дети, нередко характеризуются искаженным произношением, с тенденцией к сохранению общего рисунка слова на основе более сохраненного произношения гласных звуков и правильного распределения ударения в речи.
Искаженное произношение и недостаточность словаря неслышащих детей ведет иногда к таким явлениям, когда слово они деляна несколько слов, неверно его понимая, например слово «новоселье» ребенок объясняет так: «Бабушка живет в новом селе». Или слово «поднос: «У девочки поднос мокрый». Приведенные особенности словаря детей с глубоко недоразвитой речью требуют специальной коррекции, которая называется словарной работой. Многие учителя считают ее задачей объяснение значения новых слов. В действительности ее задачи значительно сложнее. Прежде всего, учитель должен хорошо знать уровень речевого развития своих учащихся и систематически контролировать правильность понимания и применения даже самых употребительных слов. В этом случае будет создана основа для полноценного словарного обогащения и в конечном итоге подлинного развития речи слабослышащих детей.
Рекомендуются следующие приемы для проверки понимания слов слабослышащими учащимися: составление предложений с данным словом. Например, учитель решил проверить, как учащиеся 4 класса понимают слово «выходной», и предложил придумать с этим словом предложение.
Ученица составила такие предложения: «Ребята пошли в выходной дверь». «На двери написано выходной». После того, как учитель объяснил значение этого слова, продемонстрировал предметы или картинки, учащимся предлагается найти в разбираемом тексте слова к демонстрируемым предметам.
Можно предложить учащимся выполнить какое-либо действие, о котором говорится в тексте, и тем самым узнать, как они понимают значение глаголов и наречий. Понимание ряда слов можно выяснить в ходе беседы путем умело поставленных, логически связанных вопросов.
Эффективным средством являются детские зарисовки к текстам. Особенно трудны для усвоения глухими детьми прилагательные, местоимения, наречия. Необходимым условием плодотворной работы учителя является умение раскрыть значение слова в связи с контекстом, провести анализ всего предложения. Только тогда объяснение будет способствовать сознательному усвоению слова, обогащению словаря и в конечном итоге развитию речи неслышащих учащихся.
Основные приемы объяснения новых слов:
Использование наглядности:
а) показ предмета или его изображения на картинке;
б) показ отрывков из диафильмов, фильмов, где ярко изображены предметы, встречающиеся в тексте;
г) показ действия и раскрытие содержания слова с помощью макета или разбора картины.
2. Словесное описание предмета.
3. Эмоциональное, выразительное чтение текста всегда помогает детям понять значение слова в контексте.
Роль письменной речи в развитии детей с недостатками слуха огромна. Формируя у детей навыки пользования письменной речью, учитель тем самым представляет им большую речевую практику, воспитывает внимание, волю, самостоятельность.