Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.


Заводцова Татьяна Васильевна, учитель географии
первой квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Г. Гая Оренбургской области
Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.
Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов – деятельность. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности. Мы считаем: если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере.
Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Развивать у обучающихся самостоятельность мышления на уроках географии возможно в процессе организации работы с учебником и с дополнительными источниками информации, с контурными картами и атласами, в ходе создания и использования таблиц, составления опорных схем, при проведении практических работ.
Рассмотрим некоторые приемы и виды учебных заданий, применяемых на уроках географии в контексте деятельностного подхода.
Так, работая с учебником по теме «Внутренние воды» в 8 классе, даю учащимся для самостоятельной работы задания следующего содержания:
Почему Волга разливается весной, а Амур – летом?
Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?
Почему в северных озерах страны меньше соли?
В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?
Данный прием способствует развитию мышления и речевой деятельности.
Важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении географии является использование таблиц.
Таблицы являются результатом совместной работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами.
При изучении темы «Природные зоны Северной Америки» в 7 классе предлагаю учащимся заполнить таблицу:
Природная зона Географич.
положение Средняя t° января Средняя t° июля Осадки Растительный
мир Животный мир
и сделать вывод, ответив на следующие вопросы:
1) Назовите особенность распределения природных зон Северной Америки?
2) Что повлияло на такое расположение природных зон?
3) Какие части материка богаты водами? Почему?
Заполнение таблиц способствует систематизации знаний, развитию логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.
Использование опорных схем позволяет учащимся дифференцировать материал по базовым признакам, выделять смысловые блоки для формулировки ответа при подготовки домашнего задания.
Мои ученики работают с такими схемами регулярно, знают, что прежде чем составлять схему, надо понять логику каждого элемента, т.к. все они сгруппированы по каким либо признакам.
Например, учащимся 6 класса предлагаю составить схему, в которой «река» - ключевое слово. Один из вариантов работы учащихся:
горные
равнинные

В зависимости от рельефа

РЕКИ


В зависимости от климата


питание
режим

снеговое
дождевое
межень
паводок

половодье
подземные воды

наводнение
замерзание
смешанное
ледниковое

Составление опорных схем на уроке помогает учащимся устанавливать прямые и обратные связи.
Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно- следственных связей и закономерностей.
Так при изучении темы «Географическое положение России» в 8 классе предлагаю сформулировать аргументы в пользу тезисов:
Россия – северная страна.
Россия – морская держава.
Россия – сухопутная страна.
А при изучении темы «Миграционный процесс в России» в 9 классе прошу учащихся, используя карту атласа, выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых характерен:
а) приток населения из других районов;
б) отток населения в другие районы.
Организация заданий для практических работ, позволяет подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни.
Например, при изучении темы «Внутренние воды» в 6 классе, можно дать следующее задание: «Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет водопровода. Геологи, проведя исследования, предложили вам 3 участка для бурения скважины. Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего использовать для бурения? Свой выбор обоснуйте. При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задачи мы использовали знания о…”, “Мы считаем, что …”».

Другой пример: при изучении темы «Электроэнергетика» в 9 классе. «Известно, что гидроэлектростанции дают самую дешевую электрическую энергию, в которой нуждается наша страна. Перед вами схема реки:

Определите, на каком участке реки (№ 1, № 2, № 3, № 4) эффективнее всего построить ГЭС».
Использование дополнительных источников информации (Интернет-ресурсов, справочников, энциклопедий и др.) повышает мотивацию учащихся к изучению географии, формирует умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.
Так, при изучении темы «Австралия» в 7 классе, предлагаю учащимся следующее задание «Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию». Или прошу ответить на вопрос: «Можно ли назвать Австралию зеленым материком планеты?»
Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
Проблему формирования умений и навыков организации самостоятельной деятельности школьников, направленной на поиск информации, можно эффективно решить за счёт использования образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность. Данная технология развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с разнообразными источниками дополнительной информации. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты, созданные учащимися нашей школы, такие как «Влияние погодных условий на жизнь и здоровье школьника», «Экологическая обстановка в городе Гае», «Проснулся город после зимы», позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.
Таким образом, практический опыт показал:
Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.
Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм.
Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Литература
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211870