Мастер-класс Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей






Мастер-класс для педагогов ДОУ.


Тема: «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»










Подготовила:
воспитатель
Бахмутская О.В.














Цель: Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению. Задачи. 1. Систематизировать знания педагогов о сюжетно – ролевой игре. 2. Познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры. З. Формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе. Комплексно – методическое обеспечение: - Компьютер, мультимедийный проектор; - Готовые карточки – схемы; - Карточки – задания; - Маркеры, фломастеры; - Картон; - Технологическая карта игры.























Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер – классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Приглашаю к участию 9 человек. Проходите, рассаживайтесь по три человека за три рабочих стола. Чтобы узнать тему мастер - класса прошу вас ответить на вопрос. Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим. Совершенно верно – это ИГРА. Игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры? Ответы участников. Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры? Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения. Конечно и я сталкивалась с такими же проблемами. Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры. Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, метод полилога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, я в своей практике использую технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим я хочу с вами поделиться, именно поэтому тема моего МК «использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей.» Что такое технологическая карта? Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры. В толковом словаре дается такое определение. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений. Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят. Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета. А вам я предлагаю понять какие правила игры мы нарисовали. Соотнесите картинку с действием.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Образец выполнения задания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Для удобства использования на практике детьми и педагогом я предлагаю такое оформление технологической карты.
Посмотрите, здесь присутствуют все основные шаги, кроме одного – это шаг номер 4 "Поиграйте". Для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное. Давайте составим технологическую карту игры «Космическое путешествие».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Одна группа разработает схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации. 1. Строительство ракеты. 2. Семья провожает космонавтов. 3. Возвращение космонавта домой.
Вторая группа разработает схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет). 1. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости. 2. Связь космонавтов с землёй. 3. Выход космонавтов на орбиту. Третья группа разработает схемы для детей 6-7- лет. 1. Подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр. 2. Встреча с инопланетянами. 3. ЧП на корабле. У вас есть описание игровых ситуаций, ваша задача изобразить их графически и дополнить ими существующие пробелы в технологической карте. Все необходимое у вас на столах. По окончании работы каждая группа представляет полученный результат. На работу вам дается 7 минут. Приступайте к работе. Уважаемые коллеги, а для вас мы с детьми тоже подготовили загадки. На экране вы видите, созданные нами схемы, догадайтесь какие игровые ситуации представлены.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты. Первая группа представляет технологическую карту для детей среднего дошкольного возраста. Вторая группа представляет технологическую карту для старшей группы, обратите внимание, как меняется сюжет игры. Третья группа представляет технологическую карту для подготовительной группы. Вы заметили, что увеличилось количество возможных ролей, и усложнился сюжет игры. А теперь поиграем. Вернемся к нашей схеме. Шаг первый – приглашаем друзей. Выходите. Шаг второй – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам взять по одному предмету из этой космической коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете. Атрибуты для ролей: Космонавт – шлем, пилотка, Мама - сумочка, Папа – кепка, Медик – повязка, Инопланетянин – волосы, Руководитель полета – наушники, Тренер – гантели, Журналист – фотоаппарат. Шаг третий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать. Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет. Четвертым шагом, согласно нашей технологической карты является непосредственно игра. Игру мы оставим для детей. И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места. Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми. Ответы участников: да, конечно. Каким образом технологическая карта поможет вам организовать сюжетно-ролевую игру? Ответы участников: такая технологическая карта позволит детям самостоятельно организовать игру, дополнить ее другими игровыми сюжетами. Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности. Ответы участников: да, конечно. Девиз моей работы: Дайте детству состояться, дайте детству наиграться. Спасибо за работу.





















Консультация для родителей и воспитателей ДОО
«Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»
Дошкольный возраст – самый важный период развития ребенка. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Л. И. Божович о дошкольном детстве говорит, как о большом отрезке жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя мама» говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку». В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. (Небольшую картотеку по сюжетно-ролевой игре можно найти у меня на страничке в фото-альбомах) . Также Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Таким образом, в связи со всем выше сказанным, Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Заголовок 115