Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА МАТЕМАТИКИ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА МАТЕМАТИКИ Дмитрий Сергеевич Андреев учитель математики, информатики и ИКТ ГБОУ СОШ № 979 ЮАО г. Москвы andreev _ d _ s @ mail . ru В статье рассматривается вопрос об использовании информационно - коммутативных технологий и интерактивного оборудования на разл ичных этапах урока математики в общеобразовательном учреждении, с целью увеличения эффективности учебного процесса. Это позволяет повысить интерес учащихся к предмету и улучшить визуальные методы изучения. Приведены пр имеры этапов урока. Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную школу. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения , позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно - ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. При организации учебного процесса инф ормационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок учащихся. Реализация всех этих задач возможна только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно - методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращ ая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенс ивность обучения. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся. На уроках с использованием ИКТ, также как и на других уроках, учителю для успешного проведения компьютерного урока прих одится решать следующие задачи: дидактическая (подготовка учебного материала урока, конкретная компьютерная программа); методическая (определить методы использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цел и); организационная (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени); учебная (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой). Как показывает опыт, уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование на уроках математики экономит время, повышает эффективность учебно - познавательного процес са. Рассмотрим примеры использования ИКТ на отдельных этапах урока. При фронтальной работе на уроке возможности компьютера очень велики . Все средства обучения, рассчитанные на фронтальную работу в классе, можно сочетать с применением компьютера: - проверку и самопроверку диктанта либо домашней работы можно быстро сделать, показав ответы на экране; - во время работы по изучению нового материала с помощью компьютера можно показывать грамотное оформление задачи; - во время подготовки к самостоятельной работе и при ее проведении также можно использовать компьютер; показать на экране образцы решения задач При закреплени и нового материала на экране можно показать слайды , не относящиеся к уроку математики или конкретной теме, п ри этом у учащихся возникает вопрос: "Какое отношение они имеют к уроку?". Далее учитель обговаривает с учащимися применения данной темы в других областях науки ( история, физиология астрономия). По сле этого учащиеся зачитывают приготовленные сообщения на данную тему. 2 этап Устная работа . При изучении в разделе геометрии вертикальные, смежные углы, на экран можно вывести задачи устного характера. Можно провести фронтальный опрос по геометрии, показы вая перечень вопросов на экране. В 5 - 6 классах задания для устного счета и разминки. 3 этап - П рактический . Учащиеся по желанию у доски остальные в тетрадях возводят трехчлен в квадрат , заранее приготовленны й на доске, поясняя решение по мере выполнения задания. 4 этап - Р азвивающий. Учащиеся под руководством учителя проговаривают этапы решения следующего задания ( аналогичного первому) . Решение данного примера сопровождается показом слайд а 5 этап. Подведение итогов урока и оцени вание ответов обучающихся. 6 этап. Домашнее задание показано на экране и подобрано с учетом дифференцированного подхода к знаниям учащихся. Учитель сделал комментарий по выполнению домашнего задания. В конце урока ребята поделились своими мнениями об уроке и изъявили желание продолжить работу в созданных группах по подбору материала к урокам, созданию презентаций. Значительный арсенал геометрических образов, создаваемых компьютером, оказывает существенное влияние на развитие геометрического мышления учащихс я . Интерактивные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий: выводят процесс обучения на качественно новый уровень; соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции; компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой те ме можно найти великое множеств о и использовать их многократно; не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п., в них просто отпадает необходимость; помогают избавить преподавателей от рут ины и освобождают время для творческой работы; учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выд елять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами, и все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру; благодаря нагляднос ти и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, о бостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала; в сю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи; существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей. Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.