Статья на тему Приёмы рефлексии в начальных классах


Статья на тему «Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе».
«Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд».
(В.А. Сухомлинский)
Современный мир меняется быстрыми темпами, постоянно увеличивается объём информации. Ранее полученные знания, через некоторое время устаревают, становятся невостребованными. В современном образовании первостепенны не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умение учиться самостоятельно. Государству нужны творчески мыслящие люди, способные на нестандартные решения, умеющие быстро учиться и анализировать свою работу. Формирование у младших школьников  умения  учиться, включение ученика в активную познавательную деятельность – приоритетные цели обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Обучение по ФГОС ориентировано на формирование универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Одной из важных задач образования в настоящее время является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности. Только при условии, что учащийся будет субъектом этой деятельности, развитие школьника будет характеризоваться появлением у него нового психического новообразования - рефлексии. Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самооценке и самоконтролю, привычке осмысления происходящих событий. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, помогает ребенку выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. Слово рефлексия произошло от лат. обращение назад, отражение — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. В толковом словаре русского языка рефлексия -это размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия – обязательный этап урока. Многие учителя не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия, ведь в традиционной системе обучения, учитель давал готовые знания, а учащиеся пассивно их усваивали, и вопрос о рефлексии не стоял. Часто этот этап урока был представлен в виде "смайликов", листочков разного цвета, картинок, которые учащиеся прикрепляли на доску в конце урока. Чаще всего учитель просто задавал вопрос: "Вам понравился урок?" Рефлексия проводится обычно для того, чтобы понять насколько ученик усвоил изучаемый материал, помогает учителю контролировать класс, в ходе урока увидеть, понято детям, а над чем нужно поработать. В педагогической литературе существует следующая классификация: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала; 3) рефлексия деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала, помогает учителю оценить общее настроение класса. Учителю не требуется много времени на подготовку: раздаточные карточки со смайликами или картинками, сигнальными карточками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук (целесообразно выбрать один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов. С учителями – предметниками имеет смысл договориться о едином значении символов, знаков. Можно проводить на различных этапах урока: после объяснения новой темы или после закрепления темы, в начале урока. В начале урока рефлексия нужна, чтобы установить контакт с классом. Она помогает учащимся настроиться на урок, восприятие темы. Это может быть: музыка (подобрав мотив, согласующийся с темой), цитата классика, стихотворение. Рефлексия деятельности помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, выявить пробелы. Обязательно нужно применять при проверке домашних заданий и на этапе закрепления материала, чтобы видеть, что ученики поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать. Приёмов очень много, вот некоторые из них. Лесенка успеха. Перед вами изображение ступенек. Изобразите себя на той ступени, на которую поднялись сегодня на уроке. «Гора». Если вы считаете, что хорошо работали на уроке и всё усвоили, тема вам понятна, то нарисуйте себя на вершине горы. Если что-то у вас вызывает затруднения, тема не совсем ясна, нарисуйте себя ниже горы. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Можно украшать поляну цветами, наряжать елку игрушками, в корзину собирать грибочки. При обучении письму можно попросить учащихся обвести или подчеркнуть самую красиво написанную букву (слово). Рефлексия содержания материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, проводится в конце урока, на этапе подведения итогов. Дети оценивают эффективность собственной работы на уроке. «Синквейн» 1 строка – тема или предмет (одно существительное) 2 строка – описание предмета (два прилагательных): 3 строка – описание действия (три глагола): 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету: 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) Приём «незаконченное предложение», когда ребята продолжают высказывание, выбирая начало фразы: Мне было интересно…На уроке я узнал… Я понял… Я могу… Я научился…У меня получилось…Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… В конце урока дети могут заполнить небольшую анкету, которая помогает осуществлять самоанализ, давать оценку уроку. 1. На уроке я работал активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок мне показался коротким/длинным 4. За урок я не устал/устал 5. Моё настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/ не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен 7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным интересно/не интересно «Комплимент» Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. SMS Можно предложить на бумажных телефонах написать сообщение друзьям, о том, как прошёл урок. Фразеологизм или пословица. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. Процесс обучения намного интереснее и легче для ученика и для учителя, если дети понимают зачем они изучают данную тему, знают что тема пригодится ли в будущем; понимают, что они должны сделать на уроке, какие цели достигнуть. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя; ставить цель деятельности; определять результаты деятельности; соотносить результаты с целью деятельности; определять наличие ошибок в собственном поведении; описывать прожитую ситуацию. Организации рефлексивной деятельности подготовка к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Уделять внимание на уроке важному моменту, что оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.