Памятка работы со словарными словами в начальных классах.


Памятка работы со словарными словами в начальных классах.
Цель данной статьи - помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Учащиеся начальных классов должны усвоить большинство слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Данный материал учитель может использовать для организации словарно – орфографической работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности при проведении занятий по русскому языку. Виды работ по каждому слову включают: - толкование слова; - к истокам слова; - однокоренные слова; - сочетаемость слов; - синонимы антонимы; - когда так говорят?; - практический материал: загадки, пословиц, поговорки, предложения и тексты в которых употребляется рассматриваемое слово.
Желательно на начальном этапе урока познакомить учащихся с изучаемым словом.
При первом знакомстве со словом можно предложить картинку с изображением предмета (моркови, лимона, собаки и др.). Учащиеся называют видимой предмет, осознают его значение. Или загадать загадку, дети отгадывают её и объясняют отгадку. Изучаемое слово может быть выделено и из текста на карточках (тут хорошо провести работу в парах), написанного на доске или воспринятого на слух.
Учащиеся произносят изучаемое слово, определяют место ударения, делят на слоги, произносят по порядку все звуки.
Ученики читают изучаемое слово орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
Учитель ставит перед детьми орфографические задачи: какую букву надо проверить в слове при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Далее дети записывают слово в тетрадь или словарик, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные слова. Проводят наблюдение над написанием однокоренных слов и записывают их.
В заключении дети составляют своё предложение и записывают его, (можно предложить работу в парах).
Работа над словарными словами проводится на последующих уроках. Материалом для проведения словарно – орфографических упражнений могут быть: - упражнения грамматического разбора; -лексические упражнения; -упражнения в конструировании словосочетаний и предложений; -упражнения по развитию речи др.
Различные виды диктантов: объяснительный, выборочный, комментированный, зрительный - картинный диктант, творческий, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, взаимные диктанты (работа в парах).Можно предложить разнообразные формы заданий, например: -составление ребусов, кроссвордов (работа в группах, в парах;) -выписать словарные слова из словаря и расположить в алфавитном порядке; -запись слов подходящих по смыслу (класс – дежурный, ученик, учитель, учительница); -заучивание наизусть стишков, загадок; -проведение эстафеты «Кто больше запишет словарных слов за 1 минуту» (работа в группах); -придумать рассказ или сказку с изученными словарными словами (работу можно провести как индивидуально так и в группах или в парах) и др…