Виды работ со словарными словами

Виды работ со словарными словами

Составь предложение со словарным словом (словами)
Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. Усложним задание, предложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например:
(Сорока сидит на суку.)
Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни)
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы.
Например: Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и, е)ТРА(т, д)Ь
1) безударная гласная (далее б/гл) е в корне слова, непроверяемая ударением;
2) буква д, обозначающая парный согласный [д], который можно проверить (звук согласный проверяй рядом гласный подставляй): тетради, где [д| стоит в сильной позиции.
«Немой» словарик
Учитель или ведущий ученик, четко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его еще раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык важен при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.
«Толковый» словарь
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
«Этимологический» словарик
Ведущий рассказывает о происхождении загаданного слова. Ученики угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
«Картинный» словарь
Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок.
Выборочный диктант
Ведущий читает предложение или текст. Остальные ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из учащихся нашел больше слов. В этой работе важны не просто списывание словарных слов, а работа со словом (выделение орфограмм).
Схемы-угадайки
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определенных обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые подчеркивать (знак минус слабая позиция).
___О____О_____(воробей, молоко,...)
_________СС__(касса, масса,...)
____Е_____ДЬ (медведь, тетрадь,...)
Копилка-минутка
На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определенную орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берется группа словарных слов с парными согласными, аналогично удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания дается 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова (вытирает с доски). Снова дается 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчеркивание орфограммы).

«Лишнее» слово
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или при подведении к новому материалу. Например, тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». На доске записаны слова:
сорока, ворона, петух, корова, дорога
Далее идут рассуждения:
1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух всего 5.
2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2.
3. ... слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово на согласную.
4.... слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а слово дорога на вопрос что?
И так далее.
Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!
«Мнемонический» словарик
Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.
МЕБЕЛЬ из ели.
ЯГОДА. Ем ягоды круглый год.
КОСТЮМ. Костя носит костюм.
ЛОПАТА. Лопата похожа на лопасть.
ПЕНАЛ. У Пети пенал.
БЕРЕЗА. У березы белый ствол.
ТОВАРИЩИ. Том и Толик товарищи.
ПАЛЬТО. Пальто носит папа.
«Шифровки»
Эту работу лучше давать вне урока, так как для его выполнения требуется немало времени, ведь важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Самое интересное при этом сам процесс работы. Ученики могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть самыми разными.
Шифровка «Слоговое сложение»
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА + ГО РОД = НА РОД
ТРА ВА + У ГОН = ВА ГОН
ТЕ МА + ЛЕ ТО + ФОН ТАН = ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку.
Шифровка «Алфавит»
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1234 56 7 8 9...
а б в г д еёжз...
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1.13.13.6,33 - (АЛЛЕЯ) - в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее»
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определенному признаку. Например: К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, 3, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определенных тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова»
Этот вид задания можно использовать при повторении пли закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например:
Приставка в нашем слоте, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание как у слова КОНЬКИ
В итоге получается слово ЗА МОРОЗ К И.
Шифровка «Добавь гласные» (или «Испорченная печатная машинка»)
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединенных каким-то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК); это растет: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА), РХ (ОРЕХ)
Кроссворды
Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеклассной работе или в качестве домашнего задания.
«Недостающие пазлы»
По сути, это списывание с определенным грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
«Проба пера»
Этот вид работы практикуется в IIIIV классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен слонами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение выходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определенному подбору:
1) на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву);
2) на наличие в словарных словах буквосочетаний -оро-, -ало-;
3) словарные слова должны иметь одну определенную орфограмму (например, удвоенную согласную);
4) можно использовать словарные слова на определенную тему. Например, можно дать задание описать спою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
« Тематическое меню»
В рамках определенной темы можно поработать со словарными словами следующим образом.
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д. (в теме «Имя прилагательное», «Правописание окончаний имен прилагательных»).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам»),
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или СИНОНИМЫ словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»).
5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевленные имена существительные.
Например: М_ШИНА - МАШИНИСТ, Р_БОТА- РАБОЧИЙ.
Или наоборот: С_ПОЖНИК - САПОГИ, ФУ_БОЛИСТ - ФУТБОЛ.
6. Допиши к словарным словам имена собственные (в теме «Заглавная буква в именах собственных»).
7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи (в теме «Части речи»).
Например:
Р_БОТА - РАБОТАТЬ,
УЖ_Н - УЖИНАТЬ
За гадки-шутки (игры)
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ,...)
2. В каких словарных словах спряталась -ель-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК,...)
3. Слог потерялся. (___ЛЮТ,___БАКА, _ВЕДЬ,...)
4. Игра «Чей это голос?».
мычит (кто?) - ___(КО.РОВА)
поёт (кто?) - _ (СОЛОВЕЙ, ДЕВОЧКА,...)
5. Собери слоги:
-жур-, -ный-, -де- (ДЕЖУРНЫЙ) -ки-, -ва-, -лен- (ВАЛЕНКИ)
6. Вопрос ответ:
Чем рубят дрова?
Первый день недели.___
И т.д.
Эти игры можно использовать во внеклассной работе или как вариант домашнего задания.

«Мудрый словарик»
При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Данный вид работы воспитывает любовь к русскому языку, обогащает словарный запас.
Например, надо дописать словарные слова:
Как об стенку____________(ГОРОХ).
Береги нос в большой _ _ (МОРОЗ).
Метод графических ассоциаций
Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например, в слове шофер вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву о.
Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание -нарисовать словарное слово в словариках (в конце индивидуальных словариков можно оставить несколько страниц для творческой работы). Желающие могут нарисовать слово на альбомных листах-опорах.

Ассоциативный словарь как средство усвоения непроверяемых написаний

Правописание словарных слов в начальной школе вызывает особую трудность. Правил для них не существует, проверить их родственными словами тоже нельзя. Зато память детей очень яркая и образная. Вот на этой ассоциативной памяти и строится работа со словарными словами. Эмоционально-образная память ребенка работает активно и помогает ему легче запоминать трудные орфограммы словарных слов.
Такие «правила» придумывают сами школьники, как только интуитивно уловят, как формируются ассоциативные связи: в сознании рождается образ, тут же возникает ассоциация. Учащиеся сами создают свой ассоциативный словарь. Из класса в класс туда добавляются все новые слова. Очень важную роль здесь играет то, что таким образом дети смогут и в дальнейшем этим же способом с легкостью усваивать другую информацию, самую разную, не только по русскому языку. Работа над словарными словами и ассоциациями к ним помогает лучшему запоминанию и обогащению словарного запаса учащихся, развитию орфографической зоркости. Учащиеся легко усвоили алгоритм создания ассоциаций и активно используют его при работе с новыми словами.
Ассоциативный словарь учащихся 3 класса
АВТОБУС-авто
АПТЕКА - апчхи!
БЕРЁЗА - белая
БИБЛИОТЕКА - библия
БИЛЕТ пробить компостером
БОЛОТО - бочка с водой
БОТИНКИ - боты
ВДРУГ пришёл друг
ВМЕСТЕ - пишем вместе
ВОКРУГ по кругу, круг как о
ВОРОБЕЙ - вор! бей!
ВОРОНА жена ворона
ГОРОД городит огород
ГОРОХ - как о круглый
ГОРИЗОНТ на закате солнце садится горит зонт
ДЕЖУРНЫЙ лучшие это девочки
ДЕРЕВНЯ это не город, а место, где дерево и не одно
ЖИВОТНОЕ - жизнь
ЗАВОД машину заводим за ручку (монтировку)
ЗАПАД место, где «падает!> солнце
ЗАЯЦ из сказки «Заяц-хваста» кричит всегда «я»
КАПУСТА круглая, но с кочерыжкой, словно ножка буквы а
КАРАНДАШ рисую карту
КАРТИНА - висит на стене, как и карта
КАРТОФЕЛЬ круглый овощ, но с ростками, как у буквы а
КАСТРЮЛЯ - если сверху посмотреть круглая, но ручка есть, значит, вместо о, друзья, пишем точно букву а
КВАРТИРА кварта, т.е. 4 комната, кухня, ванная, туалет.
КОМПОТ - вкусный сок
КОНЬКИ - конь
ЛОПАТА лопасти (у всех вращающихся)
МАЛИНА из маленьких частичек
МАШИНА маленькая у ребенка
МЕДВЕДЬ - мёд
МЕТРО длину его измерим метром
МОЛОКО много у коровы
МОЛОТОК - маленький молот молотит
МОРОЗ очень холодно
ОВОЩИ все - круглые, как о (картофель, свёкла, репа, редис)
ОГУРЕЦ порежем будут кругляшки, как о
ОДЕЖДА - одеть
ОРЕХ как буква о
ОСИНА осенью дрожит от ветра
ОТЕЦ отчество
ПАЛЬТО шуба, куртка и пальто
ПЕНАЛ - перья
ПЕТУХ - Петя
ПЛАТОК - плакать
ПОМИДОР разрежем на кружочки о
ПОСУДА вся круглая, как о
ПШЕНИЦА-пшёнка
РАБОТА - раб
РАКЕТА летит к созвездию Рака
РЕБЯТА ребя (обиходное слово)
РИСУНОК в учебниках часто сокращенно пишут рис. 23
РОДИНА родимая сторона
СЕВЕР холодный ветер
СИРЕНЬ разноцветная, бывает синяя
СОБАКА лает громко
СОЛОВЕЙ поёт лишь соло (один)
СОРОКА - 40 а
СТОЛИЦА много жителей сто лиц, стольный град главный
ТАРЕЛКА тара для пищи
ТОПОР топ-топ в лес вот и поленница
УЛИЦА навстречу лица
УРОЖАЙ род, уродился
УЧЕНИК получает учение
ХОРОШО - поёт наш хор
ЯБЛОКО круглое, как о
ЯЗЫК у колокола я звоню!








13PAGE 15


13PAGE 14115




15