Развитие образовательных компетенций обучающихся на уроках математики в начальных классах посредством рефлексии.


Шмелькова Елена Викторовна, учитель начальных классов,
МAOУ гимназия № 176
«Развитие образовательных компетенций обучающихся на уроках математики в начальных классах посредством рефлексии».
Цель работы: развитие образовательных компетенций младших школьников на уроках математики посредством рефлексии.
На основании определенной темы исследования можно выделить основные задачи:
- изучить современную психолого-педагогическую, методическую и периодическую литературу по проблеме развития рефлексивных способностей обучающихся;
- определить и обосновать сущность рефлексивной деятельности и ее особенности у детей младшего школьного возраста;
- определить основные существующие методики развития рефлексии у младших школьников;
- создать методическое пособие с рекомендациями по теме;
- адаптировать и использовать теоретический материал на учебных занятиях - разработать и провести занятия с обучающимися по заявленной теме и опытным путем проверить их результативность.
- провести мониторинг развития рефлексивных способностей обучающихся.
Способы реализации:
- разработать и провести уроки, в которых отражены все основные компоненты деятельности, направленные на развитие рефлексивных умений обучающихся;
-разработать систему оценивания;
- разработать карточки-памятки;
- создание пособий для обучающихся;
-создание условий для успешного осуществления рефлексии обучающихся, формирования адекватной самооценки.
В своей деятельности я работаю над проблемой развития рефлексивных способностей обучающихся младшего школьного возраста по следующим направлениям:
изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
разработка новых методических приемов, методов, технологий по развитию рефлексивных способностей учащихся младших классов;
проведение исследований уровня сформированности рефлексивных способностей по нескольким критериям, предусматривающим различные составляющие рефлексии;
Рефлексия понимается нами как осознание учащимися осуществляемой деятельности, критическое осмысление условий, средств, учебных действий и операций при решении задач, а также осознанное отражение своего эмоционального состояния, трудностей в самостоятельной, групповой работе над учебной задачей.
Рефлексия – одно из важнейших новообразований, приобретений личности в плане ее дальнейшего совершенствования, самопознания. В процессе учебной деятельности и общения у ученика складывается представление о себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому рефлексии я использую на любом учебном занятии на различных этапах:
- при планировании и коррекции собственных действий (по темпу работы, выборе уровня трудности и др.),
- при обучении интеллектуальным умениям (выделять главное, учиться анализировать, уметь задавать вопросы, находить цепочки логических рассуждений, обобщать и др.),
- при формировании исследовательских умений (формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу, уметь видеть проблему в стандартной и нестандартной ситуации и др.),
- при формировании эмоционального отклика на события, произведения искусства, чувства других людей.
На основании вышеизложенных данных полагаю, что разработанные и внедряемые мною формы, методы, приемы развития рефлексивных способностей учащихся достаточно эффективны и педагогически целесообразны, подлежат дальнейшей разработке, некоторому корректированию и последующему включению в учебную деятельность детей.