Урок развития речи в 5 классе.Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского Сирень в корзине

Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Художественное описание натюрморта П.П. Кончаловского
«Сирень в корзине»

Цели:
дать понятие натюрморта;
научить видеть картину, отбирать рабочий материал;
продолжить эстетическое воспитание учащихся;
расширить словарный запас учащихся.
Оборудование:
Презентация с репродукциями картин П. Кончаловского, музыка П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица», схемы- кластеры ( незаполненные), репродукция картины «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского.

Ход урока:
Слово учителя.
Счастье
Как празднично сад расцветила сирень Лилового, белого цвета. Сегодня особый - сиреневый - день, Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты, Недавно раскрывшие листья, В большие и пышные гроздья-цветы, В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой, С какою надеждой и страстью Искали меж звездочек в грозди густой Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели Кусты этой щедрой сирени. И если мы счастья еще не нашли, То, может быть, только от лени.

- О чем это стихотворение.
-Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд) Перед вами картина. Мы еще не знаем ее название, кто ее автор. Но у вас, наверняка, возникли определенные мысли ней. Возможно о, возникли какие-то ассоциации.
- А что такое ассоциация, ребята? (Слайд). Предлагаю вам назвать ваши ассоциации с этой картиной и записать их в пустые кружочки в кластерах, что у вас лежат на партах. Работаем в парах.
- Ребята, а теперь используя содержание ваших кластеров, составьте 2 предложения. Первое должно начинаться словами «Глядя на эту картину я представляю себе(Слайд )
- Выполнили? Вы, наверное, догадались, к чему мы с вами все это делаем? Какова цель нашего урока?
- Сегодня мы будем готовиться к сочинению-описанию по натюрморту П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». И эти предложения вы включите в свою работу. Запишите, пожалуйста, тему. ( Слайд)
- Чтобы создать текст-описание нам нужно вспомнить, а что такое описание? (Слайд)
- Скажите, что же такое натюрморт? (Слайд)
- А чтобы вы получили более полное представление о натюрморте, давайте рассмотрим еще несколько работ П.П. Кончаловского, написанные в этом жанре. ( Слайды)
- Ребята, скажите, а что нам может помочь написать сочинение?
- План. Его мы с вами запишем в течение урока.
- А теперь давайте познакомимся с этим замечательным художником (Слайд)
- Слово о художнике предлагаю сделать 1 пунктом нашего плана ( Слайд)
- Запишите здесь опорные словосочетания: мастер натюрморта, талантливый художник.
- А теперь пришло время передохнуть. Физкультминутка. Дыхательные упражнения.
- Об авторе сказали, об наших ассоциациях упомянули. Время перейти к самой картине.
-Каков главный объект на картине?
Букет сирени – это 2 пункт нашего плана. ( Слайд)
- Давайте опишем его. Какой он? Запишите опорные слова: чудесный, душистый, свежий
-Какие краски использует художник, изображая сирень?
Белая, тёмно-красная, розовая, лиловая, светло-фиолетовая, голубоватая. (Слайд)
Задание: выберете и запишите предложение, подходящее для описания картины. (Слайд)
- На что похожа сирень? Опишите букет сирени, используя сравнение
Как гроздья винограда, цветы-звёздочки, огромное разноцветное облако. (Слайд)
-Только ли сирень изображена на картине? Что еще видим на картине?
-Запишите слова в столбик.
Корзина, фон, стол.
- А теперь давайте подберём эпитеты к этим словам.
Корзина – пл..тёная, неб..льшая, вм..стительная
Фон – тёмно..зелёный, к..ричневый
Стол – д..р..вянный, к..ричневый
- Запишите и вставьте пропущенные буквы.
- Последним пунктом плана станут ваши ассоциации (Слайд)
План.
Кончаловский П.П. – мастер натюрморта.
Букет сирени
Глядя на картину, я представляю
- Ребята, мы познакомились в чудесной картиной, познакомились с замечательным художником, вдохнули аромат великолепного букета сирени, составили план. А теперь пришло время нарисовать свою картину. Словами.
 Домашнее задание.
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материал.
Закончить урок хочется стихотворением Всеволода Рождественского «Сирень»
Сирень
Прогремела гроза, прошумела, Затухая, грохочет вдали. Золотые лучи словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. . . Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень.
- Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор - при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности. Сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского. Хочется, чтобы ваша письменная работа соответствовала работе художника.
Заголовок 215