Информационные технологии как средство формирования УУД на уроках истории

Информационные технологии как средство формирования УУД на уроках истории
Творческий отчёт учителя истории и обществознания МБУ школы № 70
Ковальчук Елены Николаевны
Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Он «акцентирует свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей».
Педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного усвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а также его адаптации в обществе.
Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей.
Таким образом, принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
УУД - совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностный. 2.Регулятивный. 3.Познавательный. 4.Коммуникативный.
В Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности ,как средства формирования УУД.
Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы среднего образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.
Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества. Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
 Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
Сделать урок современным т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
У учащихся, работающих с компьютером, формируется:
более высокий уровень самообразовательных навыков;
умение ориентироваться в огромном потоке информации;
умение анализировать;
умение сравнивать;
умение аргументировать;
умение обобщать;
умение делать выводы;
мотивация успеха.
В своей работе я использую следующие формы, приёмы и методы информационных технологий:
1. Мультимедийные презентации с помощью программы (PowerPoint);
2. Применение на уроке компакт-дисков;
3. Использование тестов-тренажеров;
4. Использование метода проектов через презентации;
5. Виртуальные экскурсии по русским и зарубежным музеям (Эрмитаж, Лувр, Третьяковская Галерея, Музей декабристов, Open Kremlin, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
6. Видео – уроки;
7. Сервисы Web – 2.
Остановимся подробнее на сервисах Web – 2. Использование ресурсов данных сервисов активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к изучаемым историческим процессам, создавая ситуацию успеха. Также целесообразно использовать данные сервисы совместно с приёмами смыслового чтения.
В качестве примеров можно привести следующие. Для учащихся 5-х классов я составила интерактивные задания, разместив их в своём блоге. Необходимо было выполнить задания по тексту “Олимпийские игры в древности”, а результат работы оформить в виде граф - схемы в сервисе Cacoo.com. В данном случае применяется групповая форма работы. Подобный вид заданий ребятам нравится, о чём можно судить по итогам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] родителей учеников 5-х классов показало, что они активно поддерживают идею применения на уроках истории ИКТ - технологий, и многие из них готовы в этом учителю оказывать помощь.
Для учащихся 7-х классов на страницах блога мною были размещены интерактивные задания для учеников по теме “Изменения в культуре и быте России в первой четверти XVIII в”. Ребят особенно увлекло совместное составление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Google – диске. С помощью сервиса LearningApps.org семиклассники составляли интерактивную ленту времени в форме игры, а задание на смысловое чтение текста оформляли с помощью Google Документов.
Результатом проделанной работы стала рефлексия.
Сервис LearningApps.org позволяет также составлять т.н. «облако слов». Данное задание может быть предложено учащимся в качестве оформления результатов смыслового чтения текста.
Сервис Prezi позволяет создавать динамичную презентацию.
Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15