Обобщение опыта «Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативных УУД».


ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МБОУ СОШ №1 г. КОРСАКОВА ХМЫРОВОЙ И.А. ТЕМА:«Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативных УУД» ЦЕЛЬОценка эффективности использования современных педагогических технологий при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка, а также её дальнейшая коррекция для более успешного выполнения ФГОС ЗАДАЧИ-Изучить коммуникативные УУД-Рассмотреть особенности обучения английскому языку по ФГОС- Провести исследование по выявлению эффективности использования современных технологий при формировании коммуникативных УУД Результаты:Победители и призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников2012-2013 уч.год: 1. Сувид Анна – 9класс III место 2. Тен Ю Ми – 11класс III место2013-2014 уч.год: 1. Сувид Анна – 10 класс II место2014-2015 уч.год: 1. Рогозин Илья -8 класс I место 2. Сувид Анна – 11 класс II место2015-2016 уч.год: 1. Рогозин Илья – 9класс I место (17 место из 53 учащихся 9-11 классов областного этапа Всеросс.олимпиады) Результаты:В конкурсе стихотворений и эссе, посвящённому Дню рождения Р. Бёрнса приняли участие:Шестак Егор, 7класс- призёр конкурсаНесен Дмитрий, 7класс, участникЧирикбая Сария, 7 класс, участник (2012-2013г.)Дети приняли участие в творческих конкурсах, посвящённым 125-летию дня рождения Агаты Кристи (2015г.) и 180-летию со дня рождения Марка Твена (2015г.) Результаты:Качество знаний за последние 2 года:2013-2014 учебный год:10-А класс- 54%7-ые классы- 54,3%6-ые классы- 58,3 %5-В класс- 69%2014-2015 учебный год:11-А класс -57%8-ые классы- 57,3%7-ые классы- 51,7%6-В класс- 71% Результаты ЕГЭ по английскому:2012-2013 учебный годСдавали 7 человек- от 25 до 92 баллов2014-2015 учебный годСдавали 2 человека- 81 и 86 баллов. Актуальность опыта-Работая в школе, поняла, что невозможно использовать только старые методики, так как школа стремительно меняется, и меняются требования к росту. Важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. Учителя должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию процесса. Поиск эффективных в данном отношении педагогических технологий обучения иностранному языку приводит к использованию современных технологий. Теоретическое обоснование опытаКоммуникативные УУД - действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Виды коммун.УУД:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.  Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, т. е. активизация монологической речи, создание на уроках ситуации успеха, разучивание песен, использование стихов - договорок при разучивании лексики и т.д. А всё это достигается с помощью определённых методов. Методы обучения — важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.Как известно, главной характеристикой процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обучения (учебного материала). Этому содержанию должны соответствовать методы обучения. Активные методы обучения делятся на два типа. Активные методы обучения первого типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары и дискуссии, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Активные методы обучения второго типа – имитационные – подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. К игровым активным методам обучения относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе. Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:·        Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);·        Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);·        Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.);·        Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);·        Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);·        Учебные приборы, тренажёры;Наиболее эффективны- аудиовизуальные и мультимедийные средства. Для повышения эффективности образовательного процесса я использую следующие технологии:ИгрыПроектная методикаИнформационно-коммуникационные технологии«Модельный метод обучения»Технологии перспективно-опережающего обученияТехнологии исследовательского обучения Метод сохранения и укрепления здоровья: Здоровьесберегающая образовательная технологияТехнология активизации возможностей личности и коллективаМетод эмпатии (вживания) Метод "Mind-Map”(Карта памяти) Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)Cluster-Method (гроздь) Синквейн Метод "Знаем /хотим узнать / узнали”"Учимся вместе” (Learning Together) ИГРЫ позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся вовлекают каждого школьника в работуучитывают его интересы, склонности, уровень подготовки по языку, формируют речевые умения развивают наблюдательностьразвивают вниманиеразвивают творческие способности С их помощью можно решать какую- либо одну задачу, например совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. Ролевые игры представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения; Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. РОЛЕВАЯ ИГРА « ЗНАКОМСТВО» - Hello! - Hello! What is your name? - My name is Jill. What is your name? - My name is Ann. How old are you? - I`m seven. How old are you? - I am eight. Can you dance? - Yes, I can. Can you draw? - Yes, I can. Bye, Jill. - Bye, Ann. Проектная методика направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.Этапы работы над проектом: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На первом этапе разрабатываюплан проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Второй этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников:В начале используются клише типа: I think, It seems to me и т.д.В итоге дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, I think so. Right. That’s true.) и несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.) обобщения сказанного (On the whole. In general.)Третий этапзащита и обсуждение проекта ИКТ при обучении Использую такие виды работы, как: -упражнения на заполнение пропусков. -упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;-упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом. При обучении говорению:  формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.Использование программы Power Point  для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. «Модельный метод обучения»Занятия в виде деловых игр: урок-суд; урок-аукцион; урок-пресс-конференциядискуссия Технология перспективно-опережающего обучения дает предоставление каждому школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата. Пример:Урок « Современное искусство» в 11 классе полностью строю на материале, собранном учащимися. Обычно, информацию готовят в парах. Один ученик готовит интересный теоретический материал, а второй – иллюстративный. Метод эмпатии означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.ExampleTeacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather. - Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can. Технологии исследовательского обучения(обучение школьников основам исследовательской деятельности) В них используются следующие методы:Наблюдения (в том числе и летнее) например, ведение календаря погоды( на начальной ступени обучения);использование знаний, приобретенных на уроках математики, биологии, литературы, музыки, истории, географии, русского языка;метод интегрированного обучения(создает новые условия деятельности учителей и учащихся и активизирует мыслительную деятельность). Метод "Mind-Map”(Карта памяти)является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров; запись происходит быстро, ассоциативно; тема находится в центре; сначала возникает слово, идея, мысль; идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Это могут быть карты-опоры для пересказа текста. Тогда в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм) Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме; все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет; роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.Example:Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar? Cluster-method (гроздь) служит для стимулирования мыслительной деятельности. Технологии составления:Ключевое слово; Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. What ways of travelling do you know?by seaby bikeon footon a shipPeople can travel ………… Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово "синквейн” происходит от французского, означающего — пять. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.Правило написания синквейна:В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Как это делать:Название (обычно существительное) EarthОписание (обычно прилагательное) Beautiful, blue Действия Live, produce, pollute Чувство (фраза) Can be kind, can hurt Повторение сути Planet Дан синквейн на тему “Moscow” (Москва), необходимо составить рассказ, используя готовый синквейн.Moscow. (Москва)Beautiful, big. (Красивая, большая)Attracts, is visited, is situated. (Привлекает, посещается, располагается)Moscow is the heart of Russia. (Москва это сердце России)Capital. (Столица)Пример, составленного рассказа по готовому синквейну:       Moscow is the capital of Russia. It is situated on the Moskva River. It is big and beautiful. It is visited by many tourists from different countries. Its museums, art galleries, monuments attract many people. Moscow is the heart of Russia and the seat of our government. Метод «знаем/хотим узнать/узнали»Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы). В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку " Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.Пример по тексту «CLEAN AIR AT HOME»: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}We knowWe want to knowNow I know how toFactories, cars cause air pollutionWhat else causes air pollution?We cause air pollution using cleaning products; dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking Учимся вместе («Learning together»)Возможности использования: При работе с текстом;При изучении грамматики. Как это делать при работе с текстом Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, " учитель” делает следующее:Суммирует содержание абзаца; Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить; Растолковывает то, что для других осталось неясным; Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;Даёт задание на чтение следующего абзаца.