Статья Интерактивные формы организации учебного процесса

Статья вошла в сборник IV Региональной заочной научно-практической конференции
«Инновации в образовании: опыт реализации», находится в печати.


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Иванова Марина Александровна,
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 46»
Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” взаимный, “act” действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Суть интерактивного обучения – достижение результатов в обучении и достигается она только в непрерывном взаимодействии, взаимообогащении, сотрудничестве, взаиморазвитии, диалоге, коммуникации, рефлексии между учителем и учеником.
Что же такое интерактивное обучение?
это обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.
При интерактивном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фасилитатора. Слово "фасилитация" происходит от латинского корня, обозначающего "помощь". Так отмечают особую позицию, которую занимает учитель, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника. Он обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д. В данном случае учитель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний», поручая её учащимся. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить учащихся инструментами для успешной работы. Результаты обучения устойчивы, когда ученик знает, как создавать их самостоятельно.
К основным интерактивным формам организации учебного процесса относятся:
Игры
Пары и группы
«Мозговой штурм»
Дискуссия
Проекты
Семинары

Рассмотрим некоторые формы организации урока.

1.Фронтальная работа в кругу.
Круг можно организовать в самом начале урока, когда будет определена его тема, поставлены (в сотворчестве с детьми) цели и задачи, проведена пропедевтическая (введение в какую-н. науку, сообщение предварительных знаний о чем-н.) работа. В такой форме можно провести, например, словарный диктант. Обратная связь осуществляется с помощью мимики, жестов, устных ответов учащихся.
Фронтальную работу в кругу можно провести в середине урока, когда требуется зафиксировать, обобщить результаты проведённого поиска, исследований, т.е. подвести промежуточные итоги.
В кругу можно подвести общий итог урока, прокомментировать домашнее задание.
2. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Участие в дискуссии способствует формированию у учащихся следующих умений:
слушать
высказывать свою точку зрения
сочетать индивидуальное и коллективное
Дети придают особую значимость своим идеям, считая их в отличии от содержания учебников собственным персональным достоянием, обижаются, когда взрослые не относятся к ним всерьёз. Спор с равным – лучшее средство объективной самооценки своих идей, мобилизации таланта, проявления индивидуальности.

Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.
Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.
Работа в парах постоянного состава.
Учителям хорошо знакома работа учеников в постоянных парах: большое задание выполняют два ученика по очереди или совместно, сверяют результаты друг с другом или со справочным материалом.
Цели применения работы в статичных парах:

· проведение взаимопроверки, взаимодиктантов и т. п.;

· изучение детьми алгоритмов парной работы;

· усвоение учащимися «правил дружной работы»:
- когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен;
- говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнёр;
- вторгаться в работу другой пары запрещено;

· подготовка учеников к работе в парах сенного состава
Преимущества такой формы работы:

·детям легче и приятнее работать, общаясь;

·присутствует внешнеречевой этап интериоризации (формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения) знаний.
Основной недостаток работы в статичных парах в том, возможна несовместимость партнёров по стилю и уровню общения.
Формы контроля при работе в парах постоянного состава:

· ученики проверяют друг друга, сравнивая:
- свои ответы;
- ответ партнёра со своим списком ответов;

· совместное сравнивание результата с результатом в справочном материале;

· учитель проверяет результаты работы после её завершения.

Для успешного урока нужно соблюдать некоторые правила:
Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.
Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся.
Благоприятный психологический климат на уроке.
Способность учителя удивлять.
Любовь к детям.
Индивидуальный подход.
Умение учителя выдавать домашние задания.
Комментирование отметки.
Коллективная познавательная деятельность на уроке.

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность/ В.А Сластенин. - М., 2007.- 256 с.
4. Никишина, И. В. Интерактивные формы методического обучения/ И.В. Никишина.- М., 2012 г. – 233 с.
5. Аствацатуров, Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы/ Г.О. Аствацатуров. – М., 2012 г. – 274 с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15