Урок Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского Сирень в корзине


Тема. Сочинение-описание по репродукции картины П. П. Кончаловского
«Сирень в корзине»
Цель:
познакомить учащихся с художником П. П. Кончаловским и его картиной «Сирень в корзине»;
научить описывать натюрморт с изображением цветов;
создать условия для воспитания интереса к учению и предмету без принуждения;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
прививать эстетический вкус.
Ход урока.
l. Оргмомент.
ll. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправляемся на экскурсию. А куда, догадайтесь после подсказки
(слайд №2).
- О чем эта песня?
- О каких жанрах изобразительного искусства здесь говорилось?
- Итак, мы отправляемся в картинную галерею. В первом зале познакомимся с художником пейзажистом И. И. Левитаном
(слайд №4,5).
Далее – с портретистом К. Е. Маковским
(слайд №5,6).
А в следующем зале нас ждет встреча с художником, который великолепно писал натюрморты. Рассмотрим его картину.
(слайд №7,8) .
lll. Словарная работа
(слайд №10).
(Слова записать в тетрадь, проговорить вслух, составить устно словосочетания).
lV. Беседа по картине.
- В начале урока вы вспомнили некоторые жанры изобразительного искусства. К какому жанру относится это произведение? (натюрморт).
- Назовите предметы, изображенные на картине? (букет сирени).
- А как вы думаете, каково лексическое значение слова сирень?
(слайд № 10).
- В чем идея произведения? Подтверждает ли этот букет сирени, что лексическое значение слова сирень верное?
- Какие вы видите краски, оттенки? (желательно, чтобы на столе стоял букет искусственной сирени). (Сравнивая наш букет и букет на картине Кончаловского, мы видим, что автор показал все буйство красок).
- Ребята, ответьте мне, если бы вы не видели эту картину, и вам пришлось бы рисовать букет сирени, какие бы краски использовали вы? (надо учесть, что дети называют традиционные краски)
- Это еще раз доказывает, каким внимательным был художник, сколько цветов и оттенков увидел и изобразил.
- Сумел ли художник показать, что сирень свежая? Как будто ее только срезали и принесли в комнату? (сумел, она не поникла, листочки свежие, не увяли, искрятся).
- Тщательно ли выписывает художник листья, веточки, лепестки сирени? (нет, главная идея – показать краски, их насыщенность).
- Создается впечатление. Что букет не помещается в рамках картины, будто ему мало места. Как художник это передал? (букет находится на ближнем плане, нет линии горизонта. Ощущение – можно потрогать руками, прикоснуться, почувствовать запах). - Не правда ли, на нас сразу пахнуло весной? Появилось настроение.
V. Физминутка.Vl. – Не только художники изображали сирень на своих картинах, но и поэты посвящали ей стихи.
(слайд №11).
- Что общего в изображении сирени на картине и в стихотворении? (цвета, свежесть, но поэт называет только два цвета, а художник увидел множество цветов).
- Я предлагаю следующую работу. Из данных слов
(слайд №12)
выписать в два столбика только те слова, которые, по вашему мнению, можно использовать при описании всего букета.
Проверка.
(слайд №13).
- Все ли слова вы выписали? Почему нет?
- Чтобы описать картину, необходимо составить план. (учитель по своему усмотрению еще раз беседует по картине и вместе с учащимися составляет примерный план к сочинению).
( слайд № 14).
- Я думаю, что отношение к картине вы выскажете. А как вообще надо относиться к живой природе?
- Ее надо беречь и охранять, так как некоторые виды растений исчезают по вине человека.
(слайд №15).
- Домашнее задание. Закончить работу над сочинением.
Vll. Итог урока. (слайд №16).