Языковой портфель как инструмент развития и оценивания ученика. Из опыта работы.


Языковой портфель как инструмент развития и оценивания ученика.
Из опыта работы.
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение и формирование компетенций достойное место занимает технология портфолио, в рамках предмета иностранный язык – языкового портфолио.
Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком.
Такой пакет материалов дает обучаемому и преподавателю возможность по результату/продукту учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, отслеживать динамику овладения английским языком в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности.
Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась в Швейцарии более 10 лет назад. В сегодняшней практике преподавания иностранных языков могут быть эффективно использованы различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности.
- языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком (Self-Assessment Language Portfolio).
- языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio) – данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio).
- многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).
Цели и формы работы с языковым портфелем (указанными видами) в практике преподавания иностранного языка могут быть различными.
По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по целям обучения, возрасту обучаемых, уровню овладения иностранным языком, условиями обучения, индивидуальными особенностями учащихся, а также используемым методам и средствам обучения. Возможны также комбинации указанных видов языкового портфеля в различных целях работы над изучаемым языком.
Эффективность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми в языковой области. Это обеспечивается представленными в языковом портфеле реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности, четкими критериями оценки, обобщением личного опыта изучения иностранного языка. Такая форма самооценки способствует актуализации у обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной деятельности.
Одним из важных преимуществ языкового портфеля является возможность для обучаемого самостоятельно определить свою динамику уровня владения языком, как бы “заглянуть в себя” и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка.
Содержание и структура каждого вида языкового портфеля зависит от его основной функции и цели.
В своей практике я предлагаю учащимся работу в рамках «Language Learning Portfolio»
Структура языкового портфолио следующая, состоит он из трех частей:
языковой паспорт «ЯЗЫКИ, КОТОРЫЕ Я ЗНАЮ»(информация об обучаемом; обзор достижений в изучении ИЯ; факты межкультурных контактов; языковые навыки, описанные на основе уровней “Общеевропейских компетенций владения иностранным языком”; сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения; перечень сертификатов и дипломов.
языковая биография «МОИ УСПЕХИ»
досье «КОПИЛКА» (дополнительный материал, коллекция работ, собранных за определенный период времени. Периодом можно считать месяц, четверть, полгода, год. Предлагаемый портфолио может содержать любые материалы, его планы, черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения, когда он поставил перед собой цель и до того, как он её достиг.)
Предлагаю ознакомиться с образцами страниц из «Языковой биографии», которыми мы пользуемся анализируя работу на уроке «Чему мы научились?», после выполнения разных упражнений по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio).
Через создание языкового портфолио учащийся:
включается в определение целей овладения изучаемым языком, отвечает для себя на вопрос, в каких целях, ситуациях ему необходим изучаемый язык;
включается в проектирование конечного результата овладения иностранным языком, отвечая для себя на вопрос “ Что необходимо конкретно уметь для достижения той или иной цели овладения языком?”;
совместно с учителем, родителями, своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения, соответствующие его интересам и индивидуальному стилю учебной деятельности;
отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком (Что и как получается – не получается);
оценивает свои реальные достижения (Что я уже конкретно умею – мои сочинения, исследования, творческие работы, опыт общения, справочные материалы и т.п.);
оценивает себя, определяет “Я-позицию”.
В конце четверти предлагаю поработать с листом и таблицей САМООЦЕНКИ.
При работе с таблицами самооценки на начальном этапе учащиеся испытывают большие затруднения. Опыт показывает, что если у учеников есть определённые инструкции, где пошагово обозначено, в какой последовательности и как выполнять то или иное задание, то многих трудностей можно избежать. Можно предложить следующую схему работы по формированию умений самооценки:
учитель обсуждает цели урока, конкретные коммуникативной задачи с классом в целом;
учащиеся, работая в парах, оценивают результаты своего труда. Учитель даёт свои комментарии. Учащиеся сравнивают свою оценку с оценкой учителя, выясняют, насколько они совпадают и в чём причина несовпадений;
учитель предлагает классу ряд критериев, свидетельствующих о прогрессе в том или ином виде речевой деятельности; класс обсуждает критерии;
учитель индивидуально беседует с учащимися об их учебных успехах и проблемах.
Выяснив существующие проблемы, учащиеся самостоятельно ставят промежуточные цели и разрабатывают стратегию их достижения.
На первом этапе такая работа потребует много времени. Но это оправданные затраты. Используя такую стратегию, учащиеся учатся:
определять уровень владения ИЯ в различных видах речевой деятельности, соотнося их с общеевропейскими уровнями;
ставить перед собой совершенно конкретные цели, пользуясь таблицей самооценки;
самостоятельно оценивать свои достижения в конкретном виде речевой деятельности, опираясь на языковой эталон, представленный в ЯП.
Реализация этих задач предполагает повышение статуса учащегося в образовательном процессе, осознание им личной ответственности за результаты обучения.
Важным для успешного продвижения ребёнка является то, что он может сравнить собственную оценку с оценкой учителя. Использование ЯП призвано изменить привычные взаимоотношения ученика и учителя, делая их равноправными партнёрами и союзниками.
Вывод.
На мой взгляд, портфолио должен быть прост при работе с ним, конкретен, функционален, хорошим помощником и консультантом. Основная причина такого видения с точки изучения зрения языка – это разные уровни владения языком, разные стили учения и восприятия языка, возрастные особенности целевой группы обучаемых.
Опыт использования языкового портфеля показывает, что в процессе работы с языковым портфелем учащийся осознает реальные цели речевого общения. Он учится отслеживать свои успехи и проблемы и вносить соответствующую коррекцию в работу над языком. Языковой портфель как средство обучения языку и культуре обеспечивает активизацию творческого потенциала личности и развитие продуктивной учебной деятельности.