Урок по стихотворениям А. Блока Летний вечер и Полный месяц встал над лугом


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 имени С.А.Ловенецкого»






Открытый урок



ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА
«Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом»




Литература, 5 класс






Автор: Гирева Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы










Г.Вологда
2016г.









Урок по литературе в 5 классе
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА
«Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом»

Цель урока: научиться воспитывать в себе чувства любви к природе и стойкости характера, анализируя лирические произведения.

Задачи урока:
образовательные - научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений;
развивающие - развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину); учить детей осмысливать чувства и переживания героя лирического произведения;   
воспитательные - воспитывать уважение к великой силе любви природы, учить ценить и беречь эти чувства; способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся; способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Тип урока: изучение нового материала, анализ стихотворений и систематизация знаний. 
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные. 
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.  В ходе урока использовались самоконтроль и самооценку знаний учащихся, а так же:  - отрабатываются навыки выразительного беглого чтения;  - развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;  - воспитывается интерес к чтению, умение быть надежным партнёром в работе; - прививается умение работать в коллективе. 

Структура (план) урока:  1. Организационный момент.  2. Сообщение темы и цели урока учащимися в ходе урока. 3.Осмысление содержания (найти, извлечь, понять содержание и сделать выводы). Актуализация опорных знаний.  4. Итог урока.  5. Оценка урока. Оценка работы учащихся.  6. Домашнее задание. 
7. Рефлексия.


Слово учителя:
- Сейчас за окном снег, но чувствуется приближение весны, а там и скоро лето. Благодаря литературе, мы можем совершить путешествие в любое время года, и сегодня мы отправимся в летнее время. Будем читать стих. А.А.Блока «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом».
- Какой главный образ будет раскрыт в стих. о лете? (Образ-пейзаж.)
- Мы знаем, что поэт – это художник слова. И каждый художник слова представляет свой образ в стихотворении. Как мы сможем сформулировать тему урока?
- Итак, тема нашего урока (Художественное своеобразие стихотворений Александра Блока)
-Какую цель мы поставим перед собой, прежде чем начать работать по стихотворению «Летний вечер»?
(Ответы детей:
Понять содержание стихотворения.
Научиться выразительному чтению стихотворения.
Уметь находить выразительные средства в стихотворении.)
(Дополнить, если необходимо. Познакомиться с творчеством поэта А.Блока.
Знать литературоведческие термины.)
-Александру Блоку было18 лет, когда он написал эти стихотворения. А писать он начал когда?
Итак, какое видение образа изображено в стихотворении, мы узнаем, прочитав
стихотворения «Летний вечер». (Учебник, стр. 52.)
- Какие ощущения, настроения вызвало у вас стихотворение? Ваши впечатления?
- Встретились незнакомые слова? (Лексическая работа. Открыть слова на листе бумаги, прикреплённом к доске:
Межа – граница земельных участков.
Жница(ж.р.) – тот, кто в поле жнет, т.е. срезает под корень траву или рожь.)
Чтение стихотворения учеником.
-Какой основной образ дан в стихотворении? (образ - пейзаж)
- Как называется жанр лирического стихотворения о природе? (Пейзажная лирика.)
-В первом четверостишии даны границы пространства. Можем найти то место, откуда лирический герой наблюдает за природой?
- Как называется стих.? («Летний вечер».)
- Мы можем найти те приметы вечера, которые видит наш лирический герой? (Лучи заката, диск луны, вечерняя тишина.)
- Как формируется образ заката? Какой цвет преобладает? (Розовый, красный)
- Как поняли слова «красный диск луны»?
- В стихотворении скрыто какое-то чувство, но оно ощущается. Кто нашёл доказательство через слова?
(Чувство тревоги из-за красного заката и серого от тумана.)
- Прочитайте 3 четверостишие. Как поняли его? О чем оно? (Оно отличается от первых 2-ух. О лирическом герое.)
- Дети, я бы хотела узнать, кто-нибудь из вас скакал на лошади, расскажите о своем впечатлении (рассказ детей на 1-2 минуты).
(А в стихотворении кто-то промчался на лошади и к кому-то кто-то обращается, но имена не называют.)
Обратимся к лирическому произведению, зачитаем эти строки.
- Чтобы стихотворения были красивы, авторы специально подбирают слова
Поработаем с таблицей.
- С какой целью мы будем работать по таблице?
(Дети заполняют таблицу по выразительным средствам- 3-4 минуты)
- С какой целью вы находили выразительные средства?
(Найти художественную выразительность стихотворения.)
(Зачитываем результаты исследования.)
- Сейчас поработаем с построением стихотворения, определим размер и рифму. Рифму мы в таблице определили. КАКАЯ рифма? (а Б а Б – перекрестная рифма)
РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Работа на доске.
Определяем размер стихотворения: (Вспомним понятие стопа. Стопа - единица длины стихотворения из ударных и безударных слогов.)

ПослЕдние лучИ закАта (на доске написано)
( - / - / - / - - / -)
(Ямб - двухсложный размер, с чередованием безударного и ударного слога.) Ударение на чётном слоге – 2,4,6,8.
Также есть неполный 5-стопный ямб с пиррихием (два безударных слога рядом).
-Какой вывод мы сделаем по нашей работе по стихотворению?
(В чём заключается художественное своеобразие стихотворения?)
(Вывод. В выразительности слов, в построении стихотворения заключается художественное своеобразие стихотворения)
Такими же изобразительными средствами и двухсложным размером писали поэты 19 века. Александр Блок – поэт начала 20 века.
- Что можно сказать о стихосложении поэтов? (Традиции стихосложения сохранились.)
- Но у каждого художника есть свое мироощущение природы.
Обратимся к репродукциям картин. Перед нами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Последний луч заката». (Показ репродукции картины И.И.Левитана «Последний луч заката»)
Почему я её вам предложила? (Её можно соотнести со стихотворением А.А. Блока. Пейзаж передан замечательно, цвета есть, а чувств на картине нет, нет ощущения тревоги.)
Ал. Блок как художник слова стихотворение «Полный месяц встал над лугом» также написал в 18 лет.
Чтение стих. Стр. 53.
- Встретились незнакомые слова?
(Лексическая работа. Мрак - отсутствие света. Жутко – неприятный, вызывающий чувство ужаса, страха. Озарит – ярко осветит. Былинка – стебель травы.)
- Какую цель поставим для изучения стихотворения? (Знать и понять содержание стихотворения. Научиться выразительно читать его. Найти выразительные средства. Понять, как построено стих. Выявить объединяющее начало в двух стихотворений Блока.)
- Какие образы представлены в этом стихотворении?
(Образ-пейзаж, образ-персонаж)
- Какое настроение у вас от этого стихотворения?
- Какие чувства в это время суток испытывает лирический герой?
(Жутко, неприятно.)
- Почему стихотворение состоит из 15 неразделимых строк?
(Жутко, страшно ночью, но скоро будет утро, и все пройдет. Чувство страха и ожидание света неразделимо.)
-Обратим внимание на репродукцию картины И. И. Левитана «Лунная дорога в деревне».
-Поможет репродукция понять стихотворение, если да, то как, чем? (Цвета и оттенки цветов возникают при чтении и при просмотре картины:
«Бледный луг», «бледная дорога». «Мрак ночной». «Жутко», «неприятная тревога»)
- Какое состояние природы передают слова «полный месяц»?
(В стихотворении цвет представишь, а на картине увидишь, он жёлтый.)
- Из-за освещения луны какой мы видим природу?
(Бледную. «Бледный, бледный луг цветущий».)
- Какое это выразительное средство?
Фронтальный опрос для закрепления:
Что мы ощущаем, прочитав 1 часть стихотворения? (Тревога.)
Чувство тревоги, беспокойство уходит? (Нет.)
Это чувство есть в стихотворении «Летний вечер»? (Да.)
Мы прочитали два стихотворения А.А.Блока. Что объединяет два стихотворения?
(В стихотворениях общая тема – описание природы и чувствуется неспокойная жизнь, какая-то тревога. Поэту всего лишь 18 лет, и что его ждет впереди, он не знает, отсюда чувство тревоги, которое передано лирическому герою)

- Что ещё общее есть в 1 и 2 стихотворении?

Описание природы.
Есть повторы: в 1 стихотворении, частица ни повторяется дважды
(Чтение строк из стихотворения - «ни ветерка, ни крика птицы»;
во 2 стихотворении – прилагательное бледный (луг) повторяется.)
В конце 1 стихотворения есть глагол повелительного наклонения во 2 лице : умчись (ты), забудь (ты);
во втором стихотворении 2часть (чтение) глагол тоже во 2 лице – знаешь, пройдешь (ты).
-Ты забудь, ты умчись, ты знаешь, ты пройдёшь. Кто ты?
(Лирический герой обращается к нам или к своему собеседнику.)

-Куда стремится наш лирический герой в 1стихотворении? (Умчаться на коне.)
-А во 2 стихотворении? (Верит, что солнце осветит путь и все оживит.)
(Тревога пройдёт и солнце озарит жизненный путь.)
-Как вы понимаете слова «жизнь кипит»? Какое это выразительное средство? (Метафора.)
- Чем отличается 1 часть стихотворения «Полный месяц встал над лугом» от 2-ой? Каким словом?
(В 1-ой части есть слово «мрак», а во 2-ой части – свет («солнце»).)
- Какие глаголы рядом стоят со словами? Как называется такой прием? (Антонимы).
-Но т.к. слова даны в одном тексте, в литературе они являются контекстуальными антонимами. /Открыть понятие./
ЗАПИСАТЬ в тетрадь понятие: контекстуальные антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
- В стихотворении «Полный месяц встал над лугом» более ярко выражен прием антитезы, т.е. противопоставление не слов, а частей стихотворения. Давайте вместе найдем ее.
В 1 части стихотворения о чём говорится? – О природе в лунную ночь.
Во 2- ой части? – О лирическом герое, который пойдет по тропинке и увидит, что «под каждою былинкой жизнь кипит».
- Одна часть стихотворения, т.е. образ-пейзаж, противопоставлен другой, т.е. образу-персонажу.
Такой художественный приём называется антитезой. ЗАПИШЕМ в тетрадь это понятие. (Антитеза – противопоставление одного образа другому.)
-Что ещё интересного есть в стихотворении?
(Работа с карточкой по определению рифмы парной (смежной) и опоясывающей.)
(15 строк, рифма другая: парная или опоясывающая.)
- Какие литературоведческие термины мы находили в стих «Полный месяц встал над лугом»?
(Контекстуальные антонимы, антитеза, рифма парная и опоясывающая.)
- Прочитаем еще раз все стих.
- Выпишем (зачитайте) слова, которые вам понравились в этом стихотворении и объясним, почему понравились?
Итог урока.
- Почему тема урока названа так: «Художественное своеобразие стих. А.А.Блока»7
(Художник слова писал так, как понял своё видение образа в стихотворении)
- В чем художественное своеобразие стихотворений А.А.Блока?
(В выразительности слов переносного значения, в построении стихотворений. В описании природы и передачи чувств лирического героя.)
(Д/З.) - Молодцы, хорошо поработали. Мы сегодня работали с двумя стихотворениями, какое вам больше понравилось, то и выучите наизусть. Это ваше д/з.
ОЦЕНКИ за УРОК!
Подведем итог урока. Рефлексия: Сегодня я узнал Было интересно Я понял, что. Я научился Мне захотелось
Приложение №1.


А.А.Блок. Летний вечер.

Последние лучи заката Полный месяц встал над лугом
Лежат на поле сжатой ржи. Неизменным дивным кругом,
Дремотой розовой объята Светит и молчит.
Трава некошеной межи. Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нём ползущий,
Ни ветерка, ни крика птицы, Отдыхает, спит.
Над рощей – красный диск луны. Жутко выйти на дорогу:
И замирает песня жницы Непонятная тревога
Среди вечерней тишины. Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Забудь заботы и печали, Солнце выйдет из тумана,
Умчись без цели на коне Поле озарит,
В туман и луговые дали, И тогда пройдёшь тропинкой,
Навстречу ночи и луне! Где под каждою былинкой
1898г. Жизнь кипит.
1898г.


Приложение №2

Стих. «Летний вечер»
Выразительные средства
Рифма

Последние лучи заката



Лежат на поле сжатой ржи.



Дремотой розовой объята



Трава некошеной межи







Ни ветерка, ни крика птицы,



Над рощей – красный диск луны.



И замирает песня жницы



Среди вечерней тишины.







Забудь заботы и печали,



Умчись без цели на коне



В туман и луговые дали,



Навстречу ночи и луне!







Приложение№3
МЕЖА ЖНИЦА МРАК ЖУТКО ОЗАРИТ БЫЛИНКА




Приложение№4
КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНТОНИМ П О В Т ОР АНТИТЕЗА




Приложение №5


РИФМА ЯМБ

15