Развлекательно — познавательная программа


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Познавательно – развлекательная программа «Давайте будем вежливыми»
(в помощь организаторам летнего лагеря детей)
Автор – составитель:
Степанова Ольга Анисимовна,
педагог дополнительного образования.
Междуреченск, 2015
Возрастная категория: принимают участие дети 1 – 6 классов.
Тип мероприятия: коллективный
Этапы мероприятия: 1. Организационный (вводный) - 5 мин.;
2. Основной - 45 мин.;
3. Итоговый - 5 мин.;
Методы: игровой, словесный, наглядный, репродуктивный.
«Давайте будем вежливыми»
Материал на тему: «Давайте будем вежливыми» разработан для лагеря дневного пребывания. Рекомендовано проводить в помещении.
Цель: создание эмоционального фона общения, доверительности, доброжелательности отношений.
Задачи:
Формировать дружеское отношение;
Воспитывать в детях культуру поведения;
Оборудование: счётные палочки, мяч резиновый среднего размера, фонограммы песен: «Если добрый ты», «Улыбка», рисунки детей «Делай добро» , «Помоги тем, кому трудно», зелёные и красные таблички для каждого ребёнка, лист бумаги, на котором написано слово «вежливость» (приложение №1),2 листа бумаги размером А 4, на одном написано «можно», на другом «нельзя» (приложение №2).
Ход мероприятия:
Чтобы радость людям дарить,
Нужно добрым и вежливым быть!
Организационный этап.
Педагог: - Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. Послушайте всем известную песенку и ответьте, о каком главном качестве человека пойдёт речь. Звучит фонограмма «Если добрый ты».
- Чему учит эта песенка? (доброте).
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Основной этап.
Правила вежливости:
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причинит другому неприятности и обид.
Всегда здоровается и прощается
Не отвечает грубостью на грубость
Приветлив и внимателен к другим
Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости.
Игра «Вежливо – невежливо».
Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете зелёную табличку, если нет – красную.
Поздороваться при встречи (вежливо);
Толкнуть, не извиниться (не вежливо);
Помочь подняться, поднять упавшую вещь (вежливо);
Не встать, обращаясь к учителю (невежливо);
Взять билет в автобусе (вежливо)»
Не уступить место пожилому (невежливо);
А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
Олег, выскочив их дома, помчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя, зацепил чью – пуговицу, она отлетела.
- Как повлияла спешка на настроение окружающих?
2.Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.
–Каким будет настроение у Игоря?
Игра: «Словарь вежливых слов»
Растёт ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитыйГоворит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости Говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции и а Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Вас кода - нибудь выручала вежливость? Может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Вежливость всегда рядом с добротой. Что такое доброта? Доброта – лекарство от многих болезней. Добро начинается к любви ко всему живому. Добрый человек – помогает людям, уважает людей, он любит и охраняет природу. Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких, совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природой
Выбирается 6 человек детей, которые получают задание. Даётся определённое время для его выполнения.
Показать, как вежливый человек разговаривает по телефону(2 ребёнка).
Как вежливый человек знакомит свою подругу родителям (1 ребёнок).
Показать, как вежливый ученик извинится за вынужденное опоздание(2 ребёнка).
Как вежливый человек обратится за помощью к товарищу(6 детей).
Пока дети готовятся, с остальными детьми проводится игра «Хорошее настроение».
Начиная с соседа справа, передавая мяч по цепочке, говорим комплементы, обязательно с улыбкой.
- А теперь вызываются 2 участника для конкурса «Комплимент».
Два игрока, у каждого одинаковое количество палочек. Откладывая палочку, партнёры делают друг другу комплименты. Игрок, замешкавшийся с ответом, пропускает ход. Второй имеет право на внеочередной комплимент. Каждая палочка – очко.
Затем заслушиваются участники, которым давалось задание.

Перед детьми слово ВЕЖЛИВОСТЬ (приложение №1).
За 2 минуты составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов новых. За каждое слово – очко в виде палочки.
Примерные варианты слов: лживость, лист, лесть, слив, соль, ось, ил, ёж и т.д.Игра «Вежливые слова». Ребята по кругу поочерёдно говорят волшебные слова. Не сказавший вежливого слова, выходит из круга.
Игра «Всё о вежливости».
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Назовите ошибки, которые допустил мальчик.
( не сказал «пожалуйста»; надо говорить: «который час»).
Ситуация 2.Девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой невежа. Зовёт меня Галькой». «А как ты его зовёшь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову» - ответила Галя, « я ему кричу: «эй, ты!».
Права ли Галя?
(нет, надо обращаться по имени).
Ситуация 3.По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому -8 лет. У первого в реках было 5 предметов:3 книги, 1 портфель, 1 большой свёрток. Одна из книг упала. «У вас упала книга!»- закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «Конечно, у вас было 3 книги, портфель и свёрток» - итого 5 вещей. А теперь осталось 4». «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,» - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу. «Однако есть правила, которые ты не усвоил.
Какие это правила?
(правила вежливости – надо было поднять, а не рассуждать).
Раздаются 2 листа. На одном написано «можно», на другом – нельзя (приложение №2). Выработать и написать свод правил для детей вечерней площадки. Например:
Можно: быть добрым, внимательным, активным и т. д.
Нельзя: обижать младших, быть хмурым и т.д.
Поместить в уголок.
3.Заключительный этап.
- Давайте творить добро людям и природе, и нам будет всем вместе жить лучше. Я уверена, что в ваших сердечках добра стало больше, вы не останетесь равнодушными к чужой беде.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
Что годы живёшь ты не зря.

Спасибо вам, всего доброго!
Приложение №1.
Вежливость
Приложение № 2
Можно:
Нельзя: