КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТВОРИТСЯ У ДРУГА НА ДУШЕ? (4 класс)


Окружающий мир 4 класс( программа Вахрущева)
Тема: КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТВОРИТСЯ У ДРУГА НА ДУШЕ?
Цели:
– Научить по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.
– Формировать умение определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить;
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
работать с информацией
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Предметные результаты:
Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Этапы урока Ход урока
Организационный
момент
Проверьте, у вас все готово к уроку. Садитесь.
Начинаем наш урок.
- С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока?
( узнать что-то новое; поработать самостоятельно, в группе, с соседом по парте и т.д.)
- Пусть девизом нашего урока является маленькое стихотворение:
В жизни по – разному можно жить
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Давайте подарим себе и друг другу сегодняшний урок.
Актуализация знаний
Какой раздел мы с вами изучаем? (Человек и его внутренний мир)
О чем мы говорим на наших уроках? ( о врожденных и приобретенных признаках человека, о его внутренним мире, о личности человека)
Что такое внутренний мир человека? (это набор качеств, своеобразная собственная реальность человека, которая не только отличает его от других, но и очень сильно влияет на его собственную жизнь.)
Кто создает внутренний мир человека? ( каждый свой)
Как можно обогатить свой мир? ( чтение книг, посещение музеев, театров и общение )
Что такое личность? ( так называют каждого обладающего разумом человека с его неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, убеждениями, привычками, способностями, чертами характера)
Ваши личности уже сложились или складываются? (только еще складываются) Для развития вашей личности нужна сила воли? (да)
А, что, вы, называете силой воли? (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками)
Постановка учебной проблемы
9.02
Сейчас ребята прочитают вам текст.
Постановку проблемы можно осуществить с помощью текста учебника.
Дети по ролям читают текст. Затем учитель просит детей ответить на вопросы:
– Когда человека легче понять, когда он молчит или когда говорит? (Когда говорит.)
На доске появляется запись:
Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях.
– Анюта рассказала Доктору о том, что ей не нравится? (Нет.)
– Доктор правильно понял её состояние? (Да.)
На доске появляется запись:
Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них.
– Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях? «Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?»
Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? (запись на доске)
Почему в названии темы присутствует слово друг? ( мы говорим о своих друзьях, так как друг это близкий человек, которого мы иногда не можем понять, не можем помочь ему)
Какую цель мы поставим себе на данный урок? (по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, и учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях)
Попробуйте высказать свои предположения  в ответ на главный вопрос урока.
(переживания, которые происходят внутри нас, отражаются на лице, в интонации, движениях)
Поиск решения
Можем ли мы сейчас дать точный ответ? (нет) Почему?
(надо изучить тему урока)
Как вы считаете, что такое эмоции? (Душевное переживание, чувство.)
Откройте учебник на с.125 и найдите в толковом словаре слово эмоции.
Зачитайте вслух, что такое эмоции.
Следующее задание. На с.16 учебника предлагают вам подписать каждую фотографию малыша так, чтобы стало понятно, какие переживания он испытывает в данный момент. 1.Огорчение, 2. Удивление, 3.Радость, 4.Веселье
- Ребята, а на что вы обращали внимание, выполняя данное задание? (На выражение лица). А на какие конкретно части лица вы обратили свое внимание? (Глаза, губы, брови).
А знаете ли вы, как по-другому называется выражение лица? (Мимика)
- А если бы малыш научился ходить двигаться и разговаривать, что бы нам еще помогло определить его внутреннее переживание? (По интонации голоса и движению).
Вы, верно, отметили, что наши переживания «написаны» у нас «на лице», их можно определить по нашим жестам и интонациям.
Сейчас я предлагаю вам поработать с научно - познавательным текстом, из которого вы возьмете информацию. Откройте учебник и прочитайте на с.17 текст «Что написано на лице?» (чтение про себя)
О чем вы узнали из текста? (о положительных и отрицательных эмоций)
Была полезна данная информация? (да)
Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Эмоции отличают от чувств и настроений.
В отличие от чувств, эмоции не имеют привязки к определённому объекту: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро.
Поработаем в паре. Я буду перечислять эмоции человека. А вы попробуйте ее друг другу изобразить.
Учитель перечисляет: радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение.
– Какие эмоции, которые вы отметили знаком «+»? (Положительные.) Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком « - »? (Отрицательные.)
Физкультминутка
Сядьте, пожалуйста, удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, глаза закройте. Мысленно представьте, что Вам на лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Не открывая глаз, старайтесь согнать назойливое насекомое.
- Затем представьте, что Вы в ладошки набираете чистую воду и умываетесь, тем самым смывая неприятные ощущения.
Практическая работа
- Мы познакомились с эмоциями, научились их различать. А можно научиться их применять? (Да, если знать определённые правила и соблюдать их)
Откройте учебник с.18, рассмотрите рисунки.
- Как вы думаете, почему на одном из рисунков человек выглядит нелепо? (Он злится, топает ногами, машет руками, Существуют правила проявления эмоций.)
Можно ли себя так вести? (нет, это может обидеть, огорчить кого-то из окружающих)
Сейчас поработаем в больших группах.
1 ряд
1 ситуация: Вы - болельщик на стадионе, вздымаете руки к небу, хватаетесь за голову, … Расскажите, что при этом делать нельзя? (Нарушать общественный порядок – бить стекла, переворачивать машины, грубить другим людям 2 ряд
2 ситуация: Вы в зоопарке. Вы радуетесь, вам всё нравится. Расскажите, что при этом делать нельзя? (Строить рожи, высовывать языки, дразнить зверей и т.п.)
3 ряд
3 ситуация: Вы друг, у которого товарищ получил оценку «2» Расскажите, что при этом делать нельзя? (Высмеивать, дразнить и т.д.)
Кто готов отвечать? (ответы детей)
Итог урокаДавайте вернёмся к нашему основному вопросу:
Каким образом мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?
(Даже если человек не рассказывает о своих эмоциях, мы можем узнать по выражению лица, жестам, интонации голоса).
- Какие бывают эмоции? (Каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции.)
– Чему научились?
– Кто с работой справлялся легко?
– Кому пока было трудно?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Что было интересным?
- Зачем мы изучаем эту тему? (Чтобы быть чуткими, внимательными друг к другу, добрыми и т.д.).
Самостоятельная работа У каждого из вас есть задание на листочке. Прочитайте его.
Как вы думаете, с какой целью вы будете выполнять задание? Для чего? (С целью проверки умения различать положительные и отрицательные эмоции)
Физкультминутка
Проведем упражнение «Воздушный шар»
Встаньте, закройте глаза, медленно поднимайте руки вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте 7 секунд, напрягая все мышцы тела. Затем медленно начните выпускать воздух, расслабляя мышцы тела: кисти рук, плеч, шеи т.д. Представьте, что вместе с воздухом уходит ваша злость, недовольство и все отрицательные эмоции.
Рефлексия
Сейчас я прошу вас проанализировать свою работу на данном уроке
Рефлексия « Аргументация своего ответа»
На уроке я работал____________________________
Своей работой на уроке я_______________________
Урок для меня показался_______________________
Материал урока мне был_______________________
Кто хочет зачитать свои предложения?
Мне очень бы хотелось узнать, какое у вас было эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке.
- Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.

Домашнее задание
Обязательные задания для всех: выполните одно из заданий рабочей тетради к теме 3.
- Прочитайте тему целиком.
- Творческое задание: нарисуй сказочного героя с выражением какой-нибудь эмоции на лице. Придумайте историю, объясняющую появление этой эмоции у героя. Предложите друзьям догадаться, что за эмоцию ты хотел изобразить.
- Дополнительное задание для любознательных по желанию: тетрадь с.6, задание 3.
- Спасибо за урок. Сегодня не только вы получили знания, но и я научилась многому у вас!
Ф.И. ученика __________________________________________________________
Распределить эмоции в два столбика: положительные и отрицательные.
Положительные эмоции Эмоции Отрицательные эмоции
испуг восторг раздражение счастье тревога радость удовлетворение недовольство Рефлексия « Аргументация своего ответа»
На уроке я работал____________________________
753808546990Своей работой на уроке я_______________________
Урок для меня показался______________________
Материал урока мне был_______________________